Тема 1.4. Государство и право Руси в период феодальной раздробленности (XII-XIV вв.). Золотая Орда.

Предпосылки феодальной раздробленности. Раннефеодальные монархии и республики. Владимиро-Суздальское княжество. Общественный строй. Государственный строй. Институты раннефеодальной монархии. Право. Новгородская республика. Правовой статус основных категорий населения. Государственный строй. Феодальная демократия и самоуправление. Высшие органы власти. Военное устройство. Суд. Форма государственного устройства.

Развитие права. Источники права. Вещное право. Новгородская и Псковская судные грамоты. Гражданское право. Уголовное право. Судопроизводство.

Государство и право Золотой Орды и ее влияние на государственно-правовую систему русских земель. Общественный и государственный строй. Военно-имперский, многонациональный характер. Система управления “русским улусом”. Тамга и тамжение. Основные черты монгольского права. Великая Яса Чингисхана. Причины распада Золотой Орды.

Семинар

(очная, очно-заочная и заочная форма обучения)

1. Круглый стол. Вопросы для обсуждения:

1) Предпосылки феодальной раздробленности, причины многообразия политических форм.

2) Особенности общественного строя и правовое положение основных сословий Новгородской, Псковской и Владимирско‑Суздальской земель.

3) Государственный строй Новгородского, Псковского и Владимирско‑Суздальского княжеств: система институтов (сравнительный анализ).

4) Доклад: «Русская православная церковь в условиях политической раздробленности русских земель”.

5) Влияние Золотой Орды на развитие русской государственности.

6) Общая характеристика правовых источников Новгорода и Пскова.

Практическое занятие

(очная форма обучения)

1. Интеллектуальная летучка.

2. Контроль и отчет о выполнении заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач.

Практическое занятие

(очная и очно-заочная форма обучения)

1. Контрольный тестовый опрос и разбор конкретных правовых ситуаций по истории государства и права Древнерусского государства в X-XV вв.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Сформулируйте определение терминов и понятий: «гости», «Золотая Орда», «крестоносцы», «ордынский выход», «ярлык», «тамга».

2. Выполните задание:

Важными правовыми актами Древнерусского государства являлись: договоры, княжеские уставные грамоты и уставы, «Русская правда», Новгородская и Псковская судные грамоты. В каком из названных документов имеется первое упоминание о взимании на Руси сборов за провоз товаров?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий и подготовке к занятиям следует тщательно изучить Псковскую и Новгородскую судные грамоты, рекомендованную литературу и источники, дополнить конспекты лекций.

Все задания целесообразно разделить на две части: государственный и общественный строй Новгородской и Псковской аристократических республик, Владимирско-Суздальского княжества; право русских земель в период раздробленности.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В основу подготовки к занятию следует положить предложенные выше вопросы. Интеллектуальная разминка будет посвящена рассмотрению основных государственно-правовых понятий данного исторического периода.

Доклад посвящен вопросу о роли и месте православной церкви в период феодальной раздробленности. Следует рассмотреть, как функционировала церковная иерархия в этот период, какие выполняли функции в русских землях.

Отдельно поставлен вопрос о влиянии Золотой Орды на русскую государственность. Здесь необходимо осветить вопросы возникновения Золотой Орды, особенности ее общественного и государственного строя, систему управления «русским улусом».

Необходимо проанализировать систему источников права Новгорода и Пскова, роль и место в них Новгородской и Псковской судных грамот, Золотую Ясу, дать им общую характеристику (время издания, структура и состав, регулируемые области и т.п.).

Другие проблемы рассматриваются в соответствии с предложенным планом. Выполняя упражнения студенты должны восстановить структурно-логические взаимосвязи государственно-правовых явлений данного исторического периода.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. В какой период существовали Новгородская и Псковская феодальные аристократические республики, Золотая Орда, чем была обусловлена форма правления в них?

2. Каков порядок наделения властью князя в Новгородской феодальной аристократической республике?

3. Что представляла из себя в правовом отношении Псковская судная грамота, какие сферы общественной жизни она регулировала?

4. Кто из русских князей первым принял титул великого князя Владимирско - Суздальской земли, какую роль это сыграло в становлении Русского централизованного государства?

Тема 1.5. Образование и становление Московского (Русского) централизованного государства и развитие права (XV – XVII вв.)

Предпосылки объединения русских земель. Падение Золотой Орды. Образование единого государства вокруг Москвы.

Общественный строй Московского (Русского) государства. Основные категории населения и их правовой статус. Формирование крепостного права.

Государственный строй. Высшие органы власти. Дворцово ‑ вотчинная система управления. Создание приказов. Суд. Местные органы управления. Форма государственного устройства. Церковь. Основные источники права XIV – XVI вв. Формы законодательства. Складывание правовой системы. Таможенные грамоты. Судебник 1497 г.

Гражданское право. Правовые формы феодальной собственности. Уголовное право. Государственные преступления. Система наказаний. Телесные наказания.

Каноническое право и пределы его распространения; вопрос о церковной собственности и монастырском владении.

Семинар

(очная форма обучения)

«Судебники 1497 и 1550 годов»

Дебаты по вопросам:

1) Общая характеристика судебников 1497 и 1550 гг., их значение в истории Российского государства. Доклад.

2) Общественный и государственный строй централизованного русского государства (система институтов власти; местного управления; правовое положение основных сословий).

3) Гражданское право по судебникам 1497 и 1550 гг. (субъекты гражданско-правовых отношений; право собственности и другие вещные права; обязательственное право; семейное и наследственное право).

4) Уголовное право по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ): понятие преступления, соучастие, рецидив; система преступлений; цель и система наказаний.

5) Суд и процесс по судебникам 1497 и 1550 гг. (сравнительный анализ).

6) Церковь, государство и общество. Основные институты церковного права в период формирования централизованного государства.

Семинар

(очная и очно-заочная форма обучения)

«Государственный строй и право России по Соборному уложению 1649 года»

Дебаты по вопросам:

1) Доклад: «Общая характеристика Соборного Уложения 1649 года и его значение в истории русского права».

2) Сословно‑представительная монархия: система институтов, их компетенция.

3) Феодальное землевладение. Формы землевладения: поместья; вотчины; правовое положение зависимого и податного населения.

4) Обязательственное право по Соборному Уложению 1649 года.

5) Уголовное право по Соборному Уложению 1649 г.: основные институты Общей части уголовного законодательства; система и составы преступлений; цели и система наказаний.

6) Процессуальное право: органы, осуществляющие правосудие; состязательный процесс.

Практическое занятие

(очная и заочная форма обучения

1. Интеллектуальная летучка.

2. Контроль выполнения заданий на СРС.

3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе Судебников 1497 и 1550 гг.

4. Контрольный тестовый опрос по теме.

Задания для самостоятельной работы

1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.

2. Дать определение терминам: «белая слобода», «бояре», «вотчина», «закладники», «записи», «кормление», «отморщина», «поместье», «посад», «приказное», состязательный процесс», «урочные лета».

3. Выполните задания:

Судебником 1550 г. предусматривался срок, в течение которого в некоторых районах Русского (Московского) государства запрещался крестьянский выход (т.е. уход от своего феодала) в осенний Юрьев день – «заповедные лета». Раскройте, что означили «заповедные лета» на Руси, какова была процедура закрепощения крестьян?

Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию

При выполнении заданий следует тщательно изучить источники права централизованного Московского (Русского) государства, рекомендованную литературу, дополнить конспекты лекций.

Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь по подготовке к семинарским занятиям.

В ходе рассмотрения дебатов студенты должны показать особенности феодальных общественных отношений в новых условиях, как развивалось крепостное право, каково было социальное и правовое положение основных сословий. Более тщательного анализа требуют понятия «опричнина» и «земщина».

Основные институты гражданского и уголовного права, развития судебной системы и процесса следует раскрыть на основе сравнительного анализа положений Русской правды, судебников 1497 и 1550 гг.

При рассмотрении шестого вопроса следует раскрыть основное содержание полемики по вопросам соотношения духовной и светской власти, об экономическом основании церковной иерархии, позиции «нестяжателей» и «иосифлян», а также основные институты церковного права.

В ходе второго занятия следует заслушать доклад по предложенной теме, а также обзор литературы. Необходимо дать общую характеристику Соборному Уложению 1649 года, осветить конкретно ‑ исторические условия и ход его подготовки и принятия, описать основные источники. Докладчик должен показать основные технические стадии составления этого документа, порядок принятия, его структуру.

Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.

Контрольные вопросы для самопроверки по теме:

1. Когда и кем было завершено собирание великорусских земель под властью Москвы?

2. Каковы особенности государственного и общественного строя Московского (Русского) государства?

3. Когда возникла приказная система центрального управления в Русском централизованном государстве, что она из себя представляла?

4. Что такое «кормление», каким сроком и с какими целями оно ограничивалось?

5. Какой орган по реформе 30-50-х годов 16 века был наделен функциями борьбы с разбоями?

Наши рекомендации