Тема 1.2. Рабовладельческие государства на исторической территории России
Рабовладельческие государства как первый тип государства и права. Рабовладельческие государства на территории Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья. Боспорское и Скифское государство. Булгарское царство. Хазарский каганат.
Возникновение, общественный и государственный строй. Основные классы и социальные группы населения. Право рабовладельческих государств.
Семинар
(очная и очно-заочная форма обучения)
1. Дебаты по вопросам:
1) Общая характеристика рабовладельческих государств и их типология.
2) Особенности государственного строя рабовладельческих государств Закавказья, Средней Азии, Северного Причерноморья.
3) Общественный строй рабовладельческих государств на исторической территории нашей страны.
4) Право рабовладельческих государств.
2. Выполнить практические задания (по указанию преподавателя).
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.
2. Сформулируйте определение терминов:
‑ Аланы | ‑ Орда |
‑ Басилей | ‑ Полисы в Причерноморье |
‑ Бек | ‑ Скифы |
‑ Булгары | ‑ Тарханы |
‑ Каган | ‑ Хазары |
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару
При выполнении заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по истории отечественного государства и права, конспект лекции по теме, литературу по всемирной истории.
В первом задании необходимо дать краткий, четкий и конкретный письменный ответ, который должен выражать суть означенной проблемы.
Во втором задании следует внимательно разобраться в терминах, их трактовка должна соответствовать конкретно-историческим условиям и изучаемым государствам рабовладельческим государствам.
В третьем задании заполнить данные о рабовладельческих государствах на территории нашей страны. Сведения об этом можно найти в учебниках и учебных пособиях, справочных изданиях.
Ответы на вопросы семинара должны раскрывать суть проблемы, быть аргументированными, самостоятельными, подтверждаться фактическим материалом, логически стройными и четкими, с обязательными выводами.
Контрольные вопросы по теме:
1. Каковы характерные особенности возникновения рабовладельческих государств на территории нашей страны?
2. В чем заключаются особенности общественного строя рабовладельческих государств на территории исторической России?
3. Какие основные классы и социальные группы населения можно выделить в Боспорском царстве, Хазарском каганате. В чем их сходство и различие?
4. Какие особенности права рабовладельческих государств на территории исторической России Вы знаете?
Тема 1.3. Древнерусское государство и право (IX ‑ XV вв.)
Предпосылки возникновения государственности у восточных славян. Земля Русская. Образование Древнерусского феодального государства. Теории возникновения древнерусского государства.
Общественный и государственный строй государства Руси. Правовое положение населения. Форма правления. Вече. Роль церкви.
Возникновение и развитие древнерусского права. Источники права: обычное право, нормативные акты. Закон Русский. Договоры Руси с Византией, церковные уставы. Русская Правда (списки и редакции).
Гражданское право. Преступление и наказание. Судебный процесс.
Семинар
(очная, очно-заочная и заочная форма обучения)
«Государство Русь как раннефеодальная монархия»
1. Дебаты по вопросам:
1) Основные теории возникновения государственности на Руси.
2) Государственный строй: система институтов, их компетенция.
3) Складывание дворцово-вотчинной системы управления.
4) Социальная структура и правовое положение основных категорий населения Киевской Руси.
5) Административные и правовые реформы первых русских князей
2. Фиксированное выступление: «Древнерусское государство и религия: особенности взаимоотношений».
Практическое занятие
«Становление древнерусского права (IX – XII вв.)»
(очная форма обучения)
1. Интеллектуальная летучка по теме.
2. Контроль выполнения заданий на СРС.
3. Разбор конкретно-исторических правовых ситуаций, решение задач на основе Русской Правды.
4. Контрольный тестовый опрос по теме.
Задания для самостоятельной работы
1. Дайте письменные ответы на контрольные вопросы для самопроверки и подготовке блок-схему конспекта темы.
2. Сформулируйте определение терминам: «варяги», «вервь», «вече», «волхвы», «громада», «житьи люди», «закуп», «изгой», «холоп», «полюдье», «смерд», «челядь», «видоки», «вира», «головничество», «гонение следа», «заклич», «ордалии», «поток и разграбление»,
3. Выполните задание:
1) Киевская Русь по форме правления была раннефеодальной монархией. Она имела определенную структуру государственной власти. Покажите в виде логической схемы основные элементы этой структуры. Свой ответ обоснуйте.
2) Первичной формой наказания в Древней Руси являлась месть, которая впоследствии стала вытесняться. Какой вид наказания её заменил по «Правде Ярославичей». Ответ обоснуйте.
Рекомендации по выполнению заданий и подготовке к семинару и практическому занятию
Перед выполнением заданий самостоятельной работы необходимо изучить рекомендованную литературу, справочно-энциклопедические издания, учебники по истории отечественного государства и права, конспект лекции по теме, ознакомиться с соответствующими материалами в Интернете.
Все задания выполняются в письменном виде, записываются в конспект лекций по дисциплине, либо специальную тетрадь для подготовки к семинарским (практическим) занятиям.
При подготовке к занятиям необходимо руководствоваться указанными выше вопросами. На занятиях будет проведена интеллектуальная летучка, в ходе которой необходимо будет раскрыть конкретно-историческое содержание понятий и терминов, которые отрабатывались в ходе самостоятельной работы.
Разбор конкретно-исторических ситуаций и решение историко-правовых задач производится на основе источников права соответствующего периода развития российской государственности.
Контрольные вопросы для самопроверки по теме:
Контрольные вопросы для самопроверки по теме:
1. На каких территориях расселялись восточные славяне?
2. На какой период приходится наибольший расцвет Киевского государства и в чем он заключался?
3. Что такое вотчина, каков её правовой статус?
4. Как на Руси называлась судебная власть, кто её осуществлял?