Обеспечение национальных интересов РФ в социально-экономический сфере.
Рассматривая проблему социально-экономического развития страны, следует учитывать, что нашей экономике пришлось сохранять способность в укреплении своего потенциала в условиях крайней нестабильности мировой экономики, спровоцированной финансовым кризисом, начавшимся в 2008 году. Ко всему, отчетливо проявляется возрастающее влияние политических факторов на экономические процессы, попытка применения отдельными государствами экономических методов, инструментов финансовой, торговой, инвестиционной и технологической политики для решения своих геополитических задач. Отрицательное влияние на экономику России оказывают введенные против нас ограничительные экономические меры, глобальные и региональные экономические кризисы, усиление недобросовестной конкуренции, неправомерное использование юридических средств, нарушение стабильности тепло- и энергоснабжения субъектов национальной экономики.
Соответственно, необходимо было конкретизировать комплекс угроз, как в экономической, так и в социальной сфере, что и сделали в Стратегии национальной безопасности 2015 года (пп. 51, 56).
Таким образом, видно, что наша экономика переживает сегодня непростой период. И в Стратегии национальной безопасности 2015 года подчеркивается, что обеспечение национального интереса – повышение конкурентоспособности национальной экономики (п. 30), осуществляется посредством реализации стратегического национального приоритета, определенного как «экономический рост» (п. 31). Данному приоритету уделяется в Стратегии повышенное внимание. Национальными интересами на долгосрочную перспективу названы и укрепление национального согласия, политической и социальной стабильности, повышение качества жизни, укрепление здоровья населения, обеспечение стабильного демографического развития страны (п. 30).
4.2. Повышение качества жизни российских граждан как один из национальных приоритетов.Интересно, что в конечном итоге, основная социально–экономическая направленностьСтратегийнациональной безопасности РФ сходны – повышение качества жизни граждан, рост его благосостояния (пп. 24, 45 Стратегии национальной безопасности 2009 года; пп. 31, 50 Стратегии национальной безопасности 2015 года). Мы уже отмечали, что уровень экономического развития предопределяет и социальную стабильность, и качество жизни населения, и увеличение его доходов. В Стратегии национальной безопасности 2015 года разделы, связанные с проблемами подъема экономики, науки, здравоохранения по общей направленности достаточно похожи на положения предыдущего документа. Их суть можно сформулировать несколькими базовыми тезисами: опора на собственные силы, преодоление сырьевой направленности экономики, импортозамещение. И в Стратегии национальной безопасности 2015 года особое внимание уделяется необходимости диверсификации экономики[95], преодоления ее сырьевой направленности, перехода на новый уровень технологического развития, рационального импортозамещения.
Еще в сентябре 2015 года Президент РФ В.В. Путин, выступая на межрегиональном российско-белорусском форуме в Сочи, подчеркнул, что импортозамещение для России не самоцель, это путь развития собственного высокотехнологичного производства. «Импортозамещение не является для нас каким-то фетишем, речь идет, прежде всего о наиболее важных технологиях, о технологиях двойного назначения…Мы так или иначе все равно должны этим заниматься, должны были бы это делать. Но сейчас будем делать просто с ускоренной силой и с двойным эффектом»[96].
4.3. Обеспечение национальной безопасности в социально-экономический сфере.В Стратегии национальной безопасности 2015 года четко прописана зависимость состояния национальной безопасности от степени реализации стратегических национальных приоритетов и эффективности функционирования системы обеспечения национальной безопасности (п. 32). Анализ данного документа позволяет выделить стратегические цели обеспечения национальной безопасности в рассматриваемой сфере и конкретные пути ее обеспечения.
В частности, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности являются развитие экономики страны, обеспечение экономической безопасности и создание условий для развития личности, перехода экономики на новый уровень технологического развития, вхождения России в число стран–лидеров по объему валового внутреннего продукта и успешного противостояния влиянию внутренних и внешних угроз (п. 55).
Обеспечение экономической безопасности осуществляется путем развития промышленно-технологической базы и национальной инновационной системы, модернизации и развития приоритетных секторов национальной экономики, повышения инвестиционной привлекательности Российской Федерации, улучшения делового климата и создания благоприятной деловой среды.
Важнейшими факторами обеспечения экономической безопасности являются повышение эффективности государственного регулирования экономики в целях достижения устойчивого экономического роста, повышение производительности труда, освоение новых ресурсных источников, стабильность функционирования и развития финансовой системы, повышение ее защищенности, валютное регулирование и контроль, накопление финансовых резервов, сохранение финансовой стабильности, сбалансированности бюджетной системы, совершенствование межбюджетных отношений, преодоление оттока капитала и квалифицированных специалистов, увеличение объема внутренних сбережений и их трансформация в инвестиции, снижение инфляции.
Кроме того, необходимы активные меры по борьбе с коррупцией, теневой и криминальной экономикой, а также по государственной защите российских производителей, осуществляющих деятельность в области военной, продовольственной, информационной и энергетической безопасности (п. 58).
Для обеспечения экономической безопасности основные усилия направлены на устранение дисбалансов в экономике, территориальном развитии, развитии рынка труда, транспортной, информационной, социальной и образовательной инфраструктурах, формирование новой географии экономического роста, новых отраслей экономики, центров промышленности, науки и образования, активизацию фундаментальных и прикладных научных исследований, повышение качества общего, профессионального и высшего образования, совершенствование национальных инвестиционных и финансовых институтов, стимулирование миграции производства из других стран в Россию (п. 59).
В конечном итоге, роль двигателя модернизации производства отводится оборонно-промышленному комплексу. Неоднократно подчеркивается необходимость укрепления финансовой системы, а, соответственно, и устойчивость курса рубля, и снижение банковских ставок (п. 62).
Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в области повышения качества жизни российских граждан являются развитие человеческого потенциала, удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей граждан, снижение уровня социального и имущественного неравенства населения прежде всего за счет роста его доходов (п. 50). Повышение качества жизни граждан гарантируется за счет обеспечения продовольственной безопасности, большей доступности комфортного жилья, высококачественных и безопасных товаров и услуг, современного образования и здравоохранения, спортивных сооружений, создания высокоэффективных рабочих мест, а также благоприятных условий для повышения социальной мобильности, качества труда, его достойной оплаты, поддержки социально значимой трудовой занятости, обеспечения доступности объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур для инвалидов и других маломобильных групп населения, достойного пенсионного обеспечения (п. 52).