Модуль 3. СССР в 20-х – 90-х гг. 20 века. Новая Россия.

СССР в 1922-1953 г.г.

СССР в 1953-91г.г. Россия в конце XX века – начале XXI века.

Вопросы модуля 3.

1.СССР в 1985-1991 г.г.: перестройка.

2.СССР в середине 1960-1980-х г.г.: нарастание кризисных явлевнй в политике и экономике.

3.Октябрьские события 1993 года. Становление новой российской государственности (1993-2000 г.г.)

4.Попытка государственного переворота в 1991 г. и ее провал.

5.Попытки осуществления политических и экономических реформ в 1950-1960-е г.г.

6.Создание мировой системы социализма. Холодная война.

7.«Военный коммунизм»: сущность и цели.

8.Социально-экономическое развитие страны в 1920-х г.г.: НЭП.

9.Формирование однопартийной политической системы в СССР

10.Образование СССР.

11.Тоталитарное государство в СССР в 1930-е г.г. Усиление режима личной власти И.В.Сталина.

12.Внешняя политика СССР в 20-30-е г.г. XX века.

13.Коллективизация крестьянства в СССР: цели, методы и последствия.

14.Индустриализация в СССР: цели, методы и последствия,

15.Великая Отечественная война (1941-1945).

16.Гражданская война и интервенция в России..

17.Российская Федерация на рубеже ХХ-ХХ1 в.в.

Тесты к модулю 3

1.Выберите правильный ответ. Комитет министров в России в начале XX века был :

1)Координирующим органом исполнительной власти

2)Законодательным органом

3)Главным органом исполнительной власти во главе с полноправным премьер-министром

2.Портсмутский мир был подписан с … в … году. Выберите страну и дату:

1)Корея 2)Япония 3)Китай

А)1900г. Б)1905г. В)1907г.

3.Укажите, кто был председателем партии кадетов:

1)М.В.Родзянко 2)А.И.Гучков 3)П.Н.Милюков

4.Решение о переходе к НЭП было принято руководством Советской России в:

1)1921г. 2)1924г. 3)1929г. 4)1933г.

5.К причинам, препятствовавшим установлению дипломатических отношений стран Запада с Советской Россией, не относится:

1)Ограничение в Советской России прав и свобод граждан

2)Советская поддержка деятельности Коминтерна

3)Требование русской эмиграции установить блокаду Советской России

4)Отказ советского правительства выплачивать долги царской России

6.Причина смены экономического курса СССР в конце 20-х гг.:

1)Боязнь руководства страны быстрого возрождения капитализма при сохранении НЭПа

2)Успехи коллективизации, требующие отказа от частного хозяйства

3)Успехи индустриализации, не нуждающиеся в рыночных отношениях

7.Соотнесите названия конференций и годы их проведения:

1)Ялтинская 2)Тегеранская 3)Потсдамская

А)1945г. Б)1943г. В)1945г.

8.Установите хронологическую последовательность событий:

1)Смоленское сражение 2)Битва под Москвой

3)Снятие блокады Ленинграда 4)Белорусская операция

9.С именами каких полководцев связана битва на Орловско-Курской дуге:

1)И.С.Конев 2)Н.Ф.Ватутин 3)Г.К.Жуков

4)В.Д.Соколовский 5)К.К.Рокоссовский 6)М.Е.Катуков

10.Последствием Московской битвы был(о,а):

1)Открытие Второго фронта в Европе

2)Срыв немецкого плана «молниеносной войны»

3)Коренной перелом в войне

4)Потеря Германией своих союзников в войне

11.Главные причины коренного перелома в ходе Великой Отечественной войны - это

а).помощь стран антигитлеровской коалиции: поставки по ленд-лизу, военные действия против Германии в Западной Европе, на море, эскадрильи «Нормандия-Неман» и т.д.;

б). патриотизм советского народа, широкое партизанское движение и работа подполья;

в). приобретение советскими войсками опыта ведения войны в современных условиях, передача реального командования войсками в генералитету, работа тыла по снабжению фронта;

г). создание штрафных подразделений, заградотрядов;

д). работа разведки и контрразведки.

12.Установите последовательность:

а).НТР; б). НЭП; в). эпоха застоя; г). стройки первых пятилеток; д). «перестройка».

13.Установите соответствие даты и события:

а). распад СССР; 1). 1922 г.;

б). начало «большого террора»; 2). 1936 г.;

в). принятие Конституции «зрелого социализма»; 3). 1937 г.;

г). образование СССР; 4). 1977 г.;

д). принятие Конституции «победившего социализма»; 5). 1991 г.

14.Найди слова-синонимы.

а). стагнация; 1). застой, остановка в развитии;

б). репрессия; 2). дань, возмещение;

в). репарации; 3). эффективность, доходность;

г). рентабельность; 4). современность, злободневность;

д). актуальность; 5). подавление, наказание.

15.Главной причиной создания коллективного руководства государством после смерти И.В. Сталина являлось

а). стремление Хрущева, Маленкова, Берии и др. деятелей первого эшелона власти избежать сосредоточения всей полноты власти в государстве в руках одного человека;

б). рассредоточения власти требовали сами принципы социалистического стрительства;

в). никто из кандидатов на пост главы тоталитарного государства не мог реально на тот момент претендовать на всю полноту власти.

16.Что не относится ко времени пребывания у власти Н.С. Хрущева?

а). разоблачение культа личности Сталина;

б). прекращение «холодной войны»;

в). первый полет человека в космос;

г).разделение партийных и государственных органов на промышленные и сельскохозяйственные;

д). совмещение постов председателя правительства и первого секретаря ЦК КПСС.

17.Назовите неверное утверждение. Причинами кризисного положения в экономике СССР в 1960-х-1980-х гг. являлись:

а). слабая заинтересованность рабочих, колхозников, инженерно-технических работников в результатах своего труда;

б). преимущественное развитие предприятий легкой и пищевой промышленности;

в). участие в гонке вооружений;

г). сращивание партийного и хозяйственного руководства;

д). материальная помощь развивающимся странам, коммунистическим партиям стран социалистического содружества.

18.Установите соответствие:

а). 1990 г.; 1).первый съезд народных депутатов;

б). 1989 г.; 2).Декларация о государственном суверенитете РСФСР;

в). 1991 г.; 3).финансовый кризис (дефолт) в России.

г). 1993 г.; 4).попытка государственного переворота, образование ГКЧП;

д). 1998 г.; 5).принятие Конституции РФ.

19. Установите последовательность:

а). начало «перестройки»;

б). апогей влияния СССР в мире;

в). распад мировой системы социализма, прекращение действия ОВД;

г). распад СССР;

д). образование СНГ.

20.Установите соответствие:

а). Л. Гайдай, Э. Рязанов, Г.В. Александров; 1). скульптура;

б). Ю.Н. Григорович, М. Лиепа, В.В. Васильев; 2). балет;

в). М. Шолохов, М. Булгаков, М. Зощенко; 3). музыка;

г). Е.В. Вучетич, З.К. Церетелли, М.М. Антокольский; 4). кинематограф;

д). Р. Щедрин, Р. Паулс, И. Крутой; 5). литература.

5.Методические рекомендации по подготовке и написанию реферата.

Одной из форм организации самостоятельной работы обучающегося в вузе считается подготовка и написание реферата. Реферат – это самостоятельное анализирование какой-либо проблемы курса на основе использования справочных материалов, монографий, учебников, учебных пособий, а так же научных статей и брошюр.

Обучающийся вырабатывает навыки самостоятельной работы, учится сопоставлять различные точки зрения, обобщать, последовательно и логично излагать материал. Подготовка к выполнению реферата начинается с выбора темы. Прежде чем приступить к написанию текста работы, следует познакомиться с литературой по избранной теме. Лучше всего это сделать путем чтения учебных пособий, справочных изданий и рекомендованной литературы, освещающих те разделы исторической науки, к которым относится выбранная тема. Чтение рекомендованной литературы и учебных пособий следует сопровождать краткими выписками, обязательно дополняя их ссылками на источник с указанием полного его названия, выходных данных, страницы. Знакомство с книгой начинайте с общего просмотра аннотации, оглавления, предисловия или введения, глав, параграфов, таблиц, рисунков, карт, а затем более глубоко изучайте источник. Книга может читаться по-разному, в зависимости от задач, которые перед Вами стоят. Полученные при чтении знания мы приводим в систему при помощи записей. Наиболее совершенная форма записи - конспект («обзор»). Это сжатое, последовательное изложение содержания статьи, книги, он включает все формы записи: план, тезисы, выписки. После общего ознакомления с литературой по избранной теме (обучающийся может воспользоваться сайтами крупных библиотек и музеев для поиска нужного материала) составляется план работы. Необходимо помнить, что план должен включать только узловые вопросы темы, сформулированные кратко, четко и грамотно. Выполняя работу, следует строго придерживаться намеченного плана.

Чтобы написать реферат, обучающийся должен уметь: отбирать научную литературу; конспектировать изучаемый материал; анализировать исторические факты и отбирать их в соответствии с темой; сравнивать разные точки зрения; формулировать собственное мнение; грамотно излагать свои мысли соответственно нормам русского языка.

В реферате обязательно должно быть Введение, в котором студент: четко формулирует проблему; объясняет важность темы в изучении истории в целом; дает краткую характеристику источников информации по теме и кратко излагаете позиции исследователей по этой теме. Важно сопоставить позиции авторов, выявить противостоящие точки зрения.

Когда намечены проблемы, составлен план, сделаны выписки, обучающийся может приступить к созданию основного текста. Все главы должны быть логически связаны между собой. Каждый вопрос реферата следует заканчивать краткими выводами, причем выводы предыдущего раздела должны приводить читателя к главному содержанию последующего вопроса.

В реферате обязательно должно быть Заключение, в котором, кроме общих итогов и выводов, присутствует и личное мнение автора реферата по данной проблеме. Выводы должны быть сформули­рованы четко. Введение и Заключение рекомендуется писать после того, как написан основной текст.

Реферат должен соответствовать нормам русского языка. Текст пишется от третьего лица.

Выполненный черновой вариант реферата необходимо тщательно отредактировать и только после этого текст можно оформлять, строго соблюдая соответствующие правила.

Как оформить реферат

1)Текст реферата пишется печатается на листах формата А4. Объем работы должен составлять 18-20 страниц. При наборе следует использовать редактор Microsoft Word 2000 – 2007, шрифт «Times New Roman»; основной текст – кегль 14, печатается через 1,5 интервала; поля – 2 см везде; абзацный отступ 1,25 см; список используемой литературы оформляется в конце статьи.

2).Первая страница является титульной. На ней указывается название органа, к которому относится вуз, название вуза, кафедры, дисциплины; название темы реферата; форма обучения, курс, группа, полностью фамилия, имя и отчество обучающегося, год написания работы. Первая страница не нумеруется. (См. образец)

  МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФГБОУ ВО «ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АГРАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Кафедра гуманитарных дисциплин Реферат ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА РОССИИ XIX в. Выполнил: студент 1 курса группы Био-151 Иванов Иван Иванович Орел 2016

3).На второй странице пишется план реферата. Он включает введение, названия глав (вопросов, пунктов) и заключение. Каждый вопрос нумеруется порядковой цифрой. План, помимо основных глав (вопросов, пунктов) может включать и подпункты, которые также нумеруются порядковыми цифрами или буквами. Введение и заключение нумеровать не нужно. В плане указываются страницы, с которых начинается введение, каждая глава, заключение, список литературы. Если к работе есть приложения, их располагают после изложения списка литературы. В плане указывается их номера без знака «№». (Например, Приложения 1-5.)

4).Список литературы помещается в конце работы, после заключения. Литература в списке располагается в алфавитном порядке по фамилиям авторов. Указывается фамилия автора, его инициалы, название труда, место и год издания. Если труд имеет два или несколько томов (две и более частей), то номер тома (части) указывается после названия труда. Названия энциклопедических, справочных изданий помещаются в алфавитном порядке в общем списке литературы. Если в списке указываются статьи из периодических изданий, сборников научных статей, то после названия статьи указывается название журнала, газеты, сборника, номер и год их издания.

Литература

1.Айрапетов О.Р. Внешняя политика России в 19-нач. 20 вв. //Новая Российская Энциклопедия. Т. 1. М, 2004.

2.БСЭ. Т. 1. М., 1959.

3.Зуев М.Н. История России. М., 2011.

4.Скрюченкова И.Ю. «Недаром помнит вся Россия». // Орловский краеведческий музей. Краеведческие записки. Из военной истории края. Орел, 2010.

5.Чернова И. Наши земляки в Отечественной войне 1812 года. //Орловская правда. 08.08.1962

5).Список электронных ресурсов вносится в общий список литературы с обозначением [Электронный ресурс]. Всегда приводится электронный адрес и дата обращения к электронному ресурсу (дата, когда обучающийся открывал данный ресурс и он был доступен).

6). К цитатам, определениям понятий (терминов), цифровым данным, содержащимся в работе, обязательно должны быть сделаны сноски (помещаются после приведения цитаты в квадратных скобках. Первая цифра в сноске означает порядковый номер труда, из которого взяты приведенные данные, в Вашем списке литературы, вторая – номер страницы этого труда). Например, [1, с. 310].

Тематика рефератов

1. Образование Древнерусского государства.

2.Древнерусское государство в оценках современных историков.

3.Особенности социально-политического устройства Киевской Руси.

4.«Русская правда» – старейший законодательный памятник Древней Руси.

5.Дипломатия Киевской Руси и династические связи с европейскими государствами.

6.История принятия христианства на Руси.

7.Политические портреты древнерусских князей (Олег, Игорь, Ольга, Святослав, Владимир I, Ярослав Мудрый и др.).

8.Быт и нравы Древней Руси.

9.Возникновение самостоятельных русских княжеств в ХII-ХIII вв.

10.Феодальная раздробленность на Руси и выбор путей развития.

11.Русь в ХIII веке между Востоком и Западом.

12.Московская Русь и Золотая Орда в XIV-ХV вв.: проблемы взаимовлияния.

13.Победы Александра Невского и их значение в истории Руси.

14.Политическое значение Куликовской битвы.

15.Особенности возникновения и развития Московского государства.

16.Политические портреты московских князей: Даниил Александро­вич, Иван Калита, Дмитрий Донской, Иван III, Василий III.

17.Эпоха Ивана Грозного.

18.Политический портрет Ивана Грозного.

19.Политический портрет Бориса Годунова.

20."Смутное время" в России. Кризис власти и возможные альтернативы развития.

21.Самозванство в начале ХVII в.

22.Царь Алексей Михайлович и его время.

23.Церковная реформа Никона и ее последствия.

24.Эволюция Российского государства в ХVII в.

25.Крепостное право в России и его роль в историческом развитии страны.

26.Северная война 1700-1721 гг.: причины, ход, итоги.

27.Петр I как историческая личность.

28.Сподвижники Петра I.

29.Культура, быт, просвещение в первой четверти XVIII в.

30.Дворцовые перевороты XVIII в.

31.Роль гвардии в период дворцовых переворотов.

32.Политический портрет Екатерины II.

33."Золотой век Екатерины" (Сословная политика Екатерины II).

34.Модель “просвещенного абсолютизма” в России и Европе.

35.Внешняя политика России во второй половине XVIII в.

36.А. В. Суворов – полководец и личность.

37.Политический портрет Павла I.

38.Александр I. Политический портрет.

39.М. М. Сперанский – судьба реформатора в России.

40.Декабрист в повседневной жизни. (Очерк социальной психологии декабризма).

41.Гроза двенадцатого года.

42.Политический портрет Николая I.

43.Люди и идеи 30-40-х годов XIX в.

44.Подготовка крестьянской реформы: борьба старого и нового.

45.Революционеры и власть в пореформенной России.

46.Народничество, его история и судьба в России.

47.Образование политических партий России в начале XX века.

48.Политический портрет С.Ю. Витте.

49.Николай II и его окружение.

50.Революция 1905-1907 гг.

51.Политические партии России в революции 1905-1907 гг. (по выбору).

52.Столыпинские реформы и их результаты.

53.Начало российского парламентаризма.

54.Самодержавие и Государственная дума (I, II, III, IV).

55.Первая мировая война: причины и следствия.

56.Первая мировая война и революционное движение.

57.Февральская буржуазно-демократическая революция в России и ее значение.

58.Политические партии России в Февральской революции.

59.Проблемы цивилизационного выбора после падения самодержавия.

60.Коалиционные правительства в 1917 г. - правительства национального единства: причины их возникновения и распада.

61.Мятеж генерала Л. Корнилова и его последствия.

62. Исторические альтернативы России осенью 1917 г.

63.Октябрьская революция: замысел и реальность.

64.Учредительное собрание в России и крах парламентской альтернативы.

65. Гражданская война и иностранная интервенция: причины и основные этапы.

66.Красный и белый террор.

67.Итоги гражданской войны и ее влияние на дальнейшее развитие страны.

68.Политика "военного коммунизма", ее сущность и последствия.

69.Идейная и политическая борьба в 20-е годы ХХ века по вопросам развития страны.

70.НЭП как альтернатива «военному коммунизму».

71.НЭП: сущность, противоречия, крах.

72.Формирование СССР и межнациональной государственности в 20-е годы.

73.Внутренняя политика СССР в 30-е годы.

74.Международное положение СССР в 20-30 годы.

75.Современные споры о международном кризисе 1939-1941 гг.

76.Внешняя политика СССР в 30-е годы.

77.Политический портрет И. В. Сталина.

78.СССР в годы Великой Отечественной войны.

79.Великий полководец Г.К. Жуков.

80.Роль Советского Союза в разгроме фашизма.

81.Итоги и уроки второй мировой войны.

82."Холодная война": причины и последствия.

83.Успехи и трудности развития советской химической науки в послевоенный период.

84.Политический портрет Н. С. Хрущева.

85.Место хрущевской «оттепели» в последующей истории страны.

86.«Оттепель» в духовной сфере.

87.Власть и общество в 1964 - 1984 гг.

88.Диссидентское движение и его роль в истории страны.

89.Экономика и политика в условиях нарастания в стране кризисной ситуации (70-е – начало 80-х гг. ХХ в.).

90.Роль личности в истории: от Н. С. Хрущева до М. С. Горбачева.

91.Перестройка и ее крах.

92.Распад СССР.

93.Политический портрет Б. Н. Ельцина.

94.Политические партии и общественные движения на современном этапе.

95.Государственная Дума 90-х годов ХХ в. – новый опыт российского парламентаризма.

96.Конституция Российской Федерации 1993г. и её значение.

97.Чеченская война: история и современность.

98.Культура в современной России.

6.Методические рекомендации по работе

Наши рекомендации