Модуль 1. россия (ссср) в 1917-1941 гг.
- Обстановка в стране к началу 1917 г.: старые проблемы в новых условиях.
- Расстановка общественных сил весной-осенью 1917 г.
- Российская социал-демократия весной-осенью 1917 г.
- Революция глазами обывателя.
- Революционные события глазами историка.
- Возможность «третьего пути» при «двуумвирате» Керенского-Корнилова.
- Кризис представительной демократии и социалистическая идея в сентябре-октябре 1917 г.
- «Триумфальное шествие Советской власти»: пролетарско-якобинская диктатура или пролетарско-крестьянская демократия?
- Выход страны из империалистической войны.
- Поляризация сил внутри страны весной-летом 1918 г.
- «Три цвета» Гражданской войны.
- Самоопределение народов и создание национальной государственности.
- Культура Советской России (1917–1920).
- Экономические трудности страны в 1920–1921 гг. Сущность и первые шаги НЭПа.
- Два подхода к решению национального вопроса в 1922 – 1924 гг.
- Внутрипартийная драма первой половины 1920-х гг.
- Курс на индустриализацию, или как свертывали НЭП.
- Коллективизация – трагедия крестьянина-труженика.
- Международное положение и внешняя политика СССР (1925-1935 гг.).
- Упрочение тоталитаризма. Диктаторский режим в СССР.
Модуль 2. Советское общество в годы Великой Отечественной войны и в послевоенное время (1941-1953 гг.).
- Международное положение и внешняя политика СССР накануне войны.
- Культура 1920-1930-х гг.
- Русское зарубежье: поиски жизненного пространства.
- Фашистское нашествие. Первые неудачи.
- Моральные и материальные трудности первого периода Великой Отечественной войны.
- Битва за Москву.
- Неустойчивое равновесие на фронтах: боевые действия зимой-летом 1942 г.
- Коренной перелом в ходе войны.
- Изгнание немецко-фашистских захватчиков с советской земли.
- Итоги и цена победы.
- Восстановление советской экономики: цена успеха.
- Укрепление тоталитаризма.
13. Идеология и культура.
- Ужесточение внешней политики в послевоенные годы.
Модуль 3. СССР в 1953-2007 гг.
1. Борьба демократической и тоталитарной тенденций после смерти Сталина.
2. Экономика СССР после смерти Сталина: альтернативы, реформы, контрреформы.
3. «Оттепель» в духовной жизни.
4. Развитие науки и образования.
5. Мирное сосуществование: успехи и противоречия.
6. Консервация политического режима в период власти Л.И. Брежнева.
7. Экономика «развитого социализма».
8. Идеологизация жизни страны в середине 60-х – середине 80- х гг.
9. Политика разрядки: надежды и результаты.
10. Реформа политической системы в 1985-1991 гг.: цели, этапы, итоги.
11. Экономические реформы: традиции и новаторство.
12. Политика «гласности»: достижения и издержки.
13. Диалектика «Нового политического мышления».
14. Переход к рынку: замыслы и первые итоги.
15. Развитие политической системы после августа 1991 г.
16. Внешняя политика России в 1991 – 1995 г.
IV. Контроль качества освоения дисциплины
Система оценивания результатов обучения
Дисциплина состоит из 4-х модулей: 3-х модулей учебных и 1 – го - итогового (экзамен). Всего студент может набрать max – 350 баллов, min – 150 баллов; за экзамен –от 10 до 50 баллов.
В процессе обучения студент оценивается помодульно.
Студенту, набравшему максимальную сумму балов, экзамен может быть засчитан автоматически.
В случае устного ответа на экзамене критериями оценки «отлично» являются:
- четкий, краткий, обоснованный ответ;
- правильное использование терминологии и знание хронологии событий, карты;
- уверенные ответы на дополнительные вопросы.
Оценка «хорошо»:
-ответ свидетельствует о твердом знании материала, но при этом допускается одна грубая ошибка или несколько неточностей в изложении фактического материала, знании карты или терминологии.
Оценка «удовлетворительно»:
-студент излагает материал фрагментарно, без логической связи или: в знаниях имеются значительные пробелы; студент знает основной материал программы, но не владеет понятиями, терминами, датами, картой.
Оценка «неудовлетворительно»:
-студент отказывается отвечать на вопросы;
отсутствуют минимальные знания и компетенции по дисциплине;
-усвоены лишь отдельные понятия и факты.
контроля.
Программа контроля
Цель контроля: диагностика уровня знаний студентов по дисциплине.
Виды контроля:
- входной контроль предполагает выполнение теста по выявлению остаточных знаний по истории и источниковедению.
- текущий контроль предполагает проверку словарей терминов и понятий, биографических и библиографических словарей; осуществляется на практических занятиях в виде ответов на вопросы.
- рубежный контроль предполагает проведение тестов в различных видах по отдельным изученным темам, контрольных работ, проведение коллоквиума, подготовку рефератов и докладов.
- итоговая форма контроля – зачет, который позволяет проверить качество усвоения теоретического материала, базовых понятий, умения четко определить проблему, хронологическую последовательность событий и изложить фактический материал.
Вопросы к экзамену
1. Социально-экономические изменения и политическое положение в России к 1917 г.
2. Революционные события и их развитие в феврале-марте 1917 г.
3. Политика Военного правительства и втягивание страны в Гражданскую войну (март – октябрь 1917 г.).
4. Октябрьско-ноябрьские события 1917 г. в Петрограде и Москве.
5. Политическое положение страны в ноябре 1917- начале 1918 г.
6. Международное положение и внешняя политика советской власти в 1917-1920 гг.
7. Политический портрет руководителя партии или правительства (по выбору).
8. Начальный этап Гражданской войны (весна – осень 1918 г.).
9. Изменения внешнего и внутреннего положения России и апогей Гражданской войны (конец 1918 – 1919 г.). А.В. Колчак.
10. Советско-польская война 1920 г.
11. Внутренняя политика большевистского правительства (ноябрь 1917 – весна 1918 г.).
12. Белое движение. Белогвардейские правительства и их политика. А..И. Деникин.
13. Политика, экономика и идеология “военного коммунизма”.
14. Завершающий этап Гражданской войны (1920 – 1922 гг.). Причины поражения белого движения.
15. Внутреннее и внешнее положение страны в начале 1921 г. Необходимость реформ.
16. Реформы первой половины 1920-х гг. в СССР и их итоги.
17. Создание Союза ССР.
18. Принципы внешней политики советского руководства и их реализация в 1920-е гг.
19. Национально-государственное строительство в СССР во второй половине 1920-х - середине 1930-х гг.
20. Политический режим в СССР в 1920-е гг. Рост личной власти И.Сталина.
21. Изменения в области идеологии и культуры (1917 – 1920-е гг.).
22. Задачи, ход и итоги индустриализации в СССР в годы первой пятилетки. Человеческий фактор в выполнении ее планов.
23. Курс на революцию «сверху» в деревне. Методы проведения коллективизации, ее итоги.
24. Социально-экономическое развитие страны в годы второй пятилетки.
25. Общественно-политическая жизнь страны в середине 1930-х гг.
26. Международное положение СССР в конце 1920-х - середине 1930-х гг.
27. Идеология, культура и наука в СССР в 1930-е гг.
28. Российское зарубежье между двумя мировыми войнами.
29. Нападение фашистской Германии на Советский Союз. Мобилизация сил страны для разгрома агрессоров.
30. Коренной перелом в ходе войны. Победы Красной армии в Сталинградской, Курской и Днепровской битвах, их причины и значение. Великие полководцы и рядовые авторы Победы.
31. Советская экономика в годы войны. Перестройка промышленности на выпуск военной продукции. Развитие военно-промышленной базы в восточных районах. Экономические потери СССР.
32. Последствия войны для Советского Союза. Поиски путей ускоренного развития. Противоречия и диспропорции советской экономики.
33. Рост авторитарности власти И.В. Сталина. Новая волна массовых репрессий.
34. Культурная жизнь послевоенных лет. Борьба властных структур против творческих поисков в науке, литературе, искусстве.
35. Кризис «верхов» после смерти И.В. Сталина. Н.С. Хрущев, Г.М. Маленков, Л.П. Берия. Провозглашение курса на восстановление жизнедеятельности партии, государства, всех общественных организаций и его осуществление.
36. Реорганизация органов внутренних дел. Начало реабилитации жертв массовых репрессий 30-50-х гг. Обновление духовной жизни. Идеология и практика десталинизации.
37. Ослабление международной напряженности. Визиты советских лидеров в Китай, Индию. Нормализация отношений с Югославией. Подписание мирного договора с Австрией. СССР и страны Восточной Европы. СЭВ. Организация Варшавского договора. Усиление активности в странах «третьего мира».
38. ХХ съезд КПСС. «Закрытый» доклад Хрущева о культе личности, его восприятие в СССР и за рубежом. Перемены в руководстве.
39. Восстановление национальной автономии репрессированных народов.
40. Попытки экономических и социальных реформ. Замена отраслевых министерств совнархозами. Продажа техники МТС. Жилищное строительство. Социальная политика первой половины 1960-х гг. Организация движения за коммунистический труд.
41. Экономическая реформа 1965 г., ее направления и результаты. Борьба Л.И.Брежнева и его окружения за укрепление позиций на вершинах власти.
42. Свертывание процесса реабилитации жертв сталинского террора. Конституция 1977 г. – апофеоз идеологии «развитого социализма».
43. Развитие науки, образования и культуры в СССР с 1946 по 1985 гг.: достижения и просчеты, проблемы и противоречия.
44. СССР в 1985-1991 гг., начало перестройки политической системы, Съезды народных депутатов, переход к многопартийности. М.С. Горбачев. Выборы Президента СССР.
45. Попытка государственного переворота в СССР в 1991 г. и её провал. Распад СССР. Образование СНГ. Октябрьские события в Москве в 1993 г.
46. Россия на пути радикальной социально-экономической модернизации (1992-2006 гг.).
47. Становление новой российской государственности. Конституция 1993 г. Межнациональные отношения.
48. Международное положение России на современном этапе.
Темы курсовых работ
1. Октябрьская революция: величайшее событие ХХ века или трагическая ошибка?
2. Гражданская война в России глазами ее участников и очевидцев.
3. “Военный коммунизм”: политика, экономика или идеология?
4. “Союз равноправных”? ( Борьба ленинской и сталинской концепций по вопросу объединения Советских республик).
5. Новая экономическая политика: поиски пути от гражданской войны к гражданскому миру.
6. Люди и темпы в годы первых пятилеток.
7. Трагедия советской деревни в период коллективизации и раскулачивания: устные свидетельства и письменные источники.
8. “Жить стало лучше, жить стало веселее…” (Противоречия жизни советского общества в 1930-е годы).
9. Успехи и неудачи советской дипломатии в 1920-1930-е гг.
10. Современная отечественная историография о формировании культа личности И.Сталина.
11. Они боролись против диктатуры Сталина (Политические портреты оппозиционеров).
12. Репрессии в Красной Армии как отражение сталинской политики «классовой борьбы».
13. За фасадом сталинского изобилия (Советская повседневность глазами современников).
14. Советская культура в 1930-е гг.: традиции и новации.
15. Палачи и жертвы (репрессии и их исполнители).
16. Зимняя война: источники и современная историография.
17. Репрессированная наука.
18. Революция 1917 г. глазами ее современников.
19. Революция 1917 г. глазами потомков.
20. Нравственные уроки Гражданской войны.
21. Трудности и успехи становления Советского государства в годы Нэпа.
22. Мемуарная литература как источник по истории России советского периода.
23. «Революция сверху» в деревне в отражении исторической литературы.
24. «Борьба за массы – основная цель коммунистической идеологии».
25. Модернизационные процессы в стране в 1930-е гг.: успехи и издержки.
26. Социокультурные трансформации советского времени.
27. Начальный этап Великой Отечественной войны: экономические аспекты.
28. Планы Гитлера в отношении СССР и их срыв в 1941 г.
29. Советское общество в годы Великой Отечественной войны.
30. Крупнейшие сражения в ходе Великой Отечественной войны: успехи и неудачи.
31. Цена Победы.
32. Послевоенные годы: трудности и успехи восстановительного периода.
33. Преобразования в общественно-политической и экономической сферах жизни страны в 1953-1964 гг.
34. Укрепление международного положения страны в 1970-1980-е гг.
35. Перестройка политической системы и экономические новации в стране в период перестройки.
36. Распад СССР: кризис системы или зрелость общества?
37. Постсоветское пространство: плюсы и минусы его существования.
38. Развитие демократического общества в стране на рубеже XX – XXI веков.
V. УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ДИСЦИПЛИНЫ
Рекомендуемая литература