Семинар 1. Перестройка в СССР. Россия в 90-е годы XX века

(2 часа).

1. Выработка концепции перестройки. Реформы Горбачёва М.С. Демократизация и гласность.

2. Национальная политика и межнациональные отношения в СССР в 1985- 1991 гг. Распад СССР. Образование СНГ.

3. Внешняя политика СССР в 1985-1991 годах.

4. Коренное реформирование экономической, политической, социальной сферы и их последствия.

5. Внешняя политика России в 90-е гг..

Вопрос 1. Изменения в политическом руководстве страны. Необходимость реформ.

Апрельский пленум ЦК КПСС (1985 г.) и курс на ускорение социально-экономического развития страны. Что предполагало ускорение? Итоги первого после Пленума года и подведение их на XXVII Съезде КПСС (1986 .).

Перестройка. В чём её суть?

Июльский Пленум ЦК КПСС (1987 г.) и программа первой за годы перестройки экономической реформы («Закон о государственном предприятии», «О кооперации в СССР»).

Что мешало проведению этой реформы?

Изменения в экономической политике. Переход к рыночной экономике. Варианты перехода к рыночной экономике. I Съезд народных депутатов и его решения, формирование политической оппозиции.

Учреждение поста Президента СССР на III Съезде народных депутатов, отмена 6 статьи Конституции СССР, закрепляющей руководящую роль КПСС?

Является ли это началом ликвидации государственной системы советской власти, которая не предусматривала пост Президента как главы государства?

Январский Пленум ЦК КПСС (1987 г.) и XIX партконференция (1988 г.) о неэффективности политической системы и необходимости её реформирования. Задачи дальнейшей демократизации общества, совершенствование избирательной системы, выборы руководителей на альтернативной основе. Совершенствование работы Советов.

Многопартийность. Назовите некоторые партии, возникшие в ходе перестройки.

Курс на проведение политики гласности. В чём суть этой политики и её влияние на жизнь общества.

Назовите конкретные проявления гласности в разных сферах общественной жизни? Позитивные и негативные стороны гласности.

Какое влияние демократизация и гласность оказали на духовную жизнь общества.

Что является главной чертой культуры этого периода?

Вопрос 2. Проанализируйте причины обострения межнациональных проблем. Особо выделите события в Нагорно-Карабахской автономной области Азербайджана, в Казахстане, Грузии, Узбекистане, Молдавии, Прибалтике.

Расскажите о создании народных фронтов на Украине, в Прибалтике, Белоруссии. Какие требования они выдвигали? Каковы их конкретные действия?

Проанализируйте решение I Съезда народных депутатов РСФСР 1990 г. о принятии Декларации о государственном суверенитете России. Как эти решения вовлияли на ход дальнейших событий. Выделите итоги Всесоюзного референдума по вопросу о сохранении СССР 1 марта 1991 года.

Уясните суть ново-огарёвского соглашения. Разберитесь в главных направлениях Союзного договора, который предполагалось подписать 20 августа 1991 года. Проанализируйте события августа 1991 года. Каковы последствия этих событий? Дайте оценку Беловежскому соглашению. Создание содружества независимых государств. Какие республики СССР вошли в его состав?

Вопрос 3. Выясните суть концепции «нового политического мышления». Уделите внимание реализации концепции и главным направлениям внешнеполитической деятельности СССР.

Отметьте развитие советско-американских отношений, одним из итогов которых явилось заключение 8 декабря 1987 года Договора о ликвидации ракет средней и меньшей дальности (РСМД). Особо выделите решение о сокращении вооружённых сил СССР на 500 тысяч человек и выводе части наших войск из ГДР, Венгрии и Чехословакии.

В чём значение прекращения военных действий в Афганистане для советской внешней политики и мировой политики?

Какие изменения произошли в странах социалистического содружества в Европе? В чём причины «бархатных революций»?

События в Германии: разрушение бетонной стены, разделявшей Западный и Восточный Берлин; объединение ФРГ и ГДР.

Нормализация отношений с Китаем, странами Юго-Восточной и Южной Азии, Латинской Америки, ЮАР.

Дайте оценку политике «нового мышления», подчеркнув её положительные и негативные последствия.

Вопрос 4. В чём заключается суть экономических реформ Ельцина: либерализация цен («шоковая терапия»), ускоренная приватизация, земельная реформа с правом купли-продажи земли, реформирование банковской системы.

Проанализируйте первые результаты экономических реформ: многоукладная экономика, структурная перестройка отраслей производства, увеличение удельного веса сферы услуг, снижение доходов населения, сокращение сельскохозяйственного производства, рост импорта. В чём суть финансового кризиса 1998 года?

Объясните, почему население, несмотря на трудности, поддержало реформы.

Разберитесь в новом этапе развития российского федерализма, обратив внимание на стремление части субъектов Федерации к сепаратизму. Особо выделите чеченскую проблему: проанализируйте причины чеченской войны и ее влияние на общественную жизнь.

Назовите основные черты реформирования российской политической системы.

Объясните причины противостояния законодательной (представительной) и исполнительной власти в 1993 г. Остановите внимание на проведении референдума о доверии президенту РФ и его итогах. Расскажите о событиях сентября-октября 1993 г. В чем суть этих событий?

Разберитесь в итогах конституционного кризиса. Конституция 1993 года.

В чем особенности современного российского парламентаризма? Выборы в Федеральное собрание 1993 года. Президентские выборы 1996 года и их результаты.

Подведите итоги развития России в 90-е гг.: в области экономики, политики, в социальной и духовной сферах. Проблема целостности страны.

Выборы в Государственную Думу в 1999 г.

Назовите негативные последствия реформ 90-х годов во всех сферах жизни общества и государства.

Вопрос 5. Расскажите, какие изменения произошли в мире с распадом СССР: окончилась «холодная война», прекратила существование мировая система социализма, стало достоянием истории противоборство двух «сверхдержав» ­– СССР и США.

Разберитесь в задачах новой концепции внешней политики. Определите принципы внешней политики. В чём суть отношений с государствами Западной Европы, США, странами Востока, в первую очередь с Китаем, Индией, Японией? Вступление России в Совет Европы (1996 г.).

Охарактеризуйте балканский кризис.

Какие изменения претерпели отношения со странами СНГ? В чём заключаются проблемы?

Проанализируйте результаты внешней политики страны в 90-ые годы, обратив внимание на достижения и нерешённые задачи.

Источники и литература:

  1. Горинов М.М. История России с древнейших времён до конца XX века. М., 2002. С. 610-613, 616-634.
  2. Сахаров А.А. История России с древнейших времён до наших дней. М., 2007. С. 723-731, 737-755.
  3. Данилов А.А. Отечественная история. М., 2003. С. 293-307, 311-334.
  4. Киселёв А.Ф., Щагин Э.М. Новейшая история Отечества XX века. Т. 2. М., 1998. С. 252-423.
  5. Орлов А.С., Георгиев В.А., Георгиева Н.Г., Сивохина Т.А. История России. М., 1999. С. 481-503.
  6. Щагин Э.М., Лубков А.В. Новейшая Отечественная история XX в. Кн. 2. М., 2004. С. 352-353.
  7. Мунчаев Ш.М., Устинов В.М. История советского государства. М., 2008. С. 680-719.
  8. Щагин Э.М., Лубков А.В. Новейшая отечественная история. XX в. Кн. 2. М., 2004. С. 370-407.

Темы докладов и рефератов:

  1. Политический портрет Горбачёва М.С.
  2. Политический портрет Ельцина Б.Н.
  3. Августовские события 1991 г.
  4. Беловежское соглашение. Распад СССР.
  5. Обострение политических и национальных проблем на Кавказе. Чеченская война.
  6. Россия и СНГ: проблемы взаимоотношений.
  7. Кризис в российской экономике, политике, социальной и духовной жизни.

Литература к докладам и рефератам:

1. Горбачёв М.С. Жизнь и реформы. М., 1995.

2. Давыдов О.М. М. Горбачёв. Тайные пружины власти. М., 2002.

3. Батурин Ю.М. Эпоха Ельцина. Очерки политической истории. М., 2001.

  1. Рыжков Н.И. Перестройка: история предательства. М., 1992.
  2. Медведев Р.А. За кулисами августа. Загадки Фороса // Вопросы истории, 2003, № 7.
  3. Медведев Р.А. Почему распался Советский Союз// Отечественная история, 2003, № 5.
  4. Союз можно было сохранить. Белая книга: Документы и факты о политике Горбачёва. М., 1995.
  5. Чешко С.В. Распад СССР: этнополитический анализ. М., 1996.
  6. Почему распался Советский Союз?// Свободная мысль// 2006, № 9, 10.
  7. Внешняя политика России: от Ельцина к Путину. М., 2002.
  8. Внешняя политика Российской Федерации. 1992-1999 гг. М., 2000.
  9. Тишков В.А. Общество в вооружённом конфликте. Этнография чеченской войны. М., 2001.
  10. Политковская А. Вторая чеченская. М., 2002.
  11. Куда идёт Россия? М., 1999.
  12. Экономические реформы России: итоги последних лет. М., 1997.
  13. Уткин А.И. Мировой порядок XX века. М., 2001.

Контрольные вопросы для проверки знаний:

1. Охарактеризуйте основные направления перестройки, укажите её достоинства и недостатки.

2. Назовите причины распада СССР и те последствия, к которым он привёл.

3. Назовите причины падения Горбачёва М.С. и возвышения Ельцина Б.Н.

4. В чём суть политики «нового мышления»?

5. В чём суть реформ Ельцина Б.Н.

6. Какие причины лежали в основе политических событий октября 1993 г.?

7. В чём суть особенности межнациональных отношений в России в 90-ые годы?

8. Проанализируйте итоги реформ Ельцина Б.Н.

Термины и понятия:

Сепаратизм, межнациональные конфликты, суверенитет, референдум, конституционная реформа, социально-ориентированная рыночная экономика, политический блок, президент, конфронтация, региональный конфликт, либерализация, приватизация, многоукладная экономика, федерализм, оппозиция, беженцы, терроризм, ближнее зарубежье, «левые партии», «правые партии», «центр», «шоковая терапия», дефолт, инвестиции.

.

Наши рекомендации