Глава 6. Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации
Учебные вопросы:
6.1. Обеспечение национальной безопасности: сущность, задачи, принципы, факторы.
6.2. Система обеспечения национальной безопасности России.
6.3. Потенциал и мощь государства как фундамент системы обеспечения национальной безопасности.
6.4. Силы и средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.
6.5. Негосударственные силы (подсистема) обеспечения национальной безопасности.
6.6. Соблюдение прав и свобод человека в процессе обеспечения национальной безопасности государства.
6.1. Обеспечение национальной безопасности:
Сущность, задачи, принципы
Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государственных и общественных институтов, а также граждан по выявлению, предупреждению и парированию угроз безопасности личности, общества и государства и противодействию им в качестве обязательного и непременного условия защиты национальных интересов России. Заданный уровень национальной безопасности достигается проведением единой государственной политики в этой сфере, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам России. Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.
Политика обеспечения национальной безопасности осуществляется на определенных принципах. Принципы обеспечения безопасности - это закрепленные в нормативных правовых актах и иных документах, выработанные и подтвержденные теорией и практикой основополагающие начала, руководящие идеи о сущности и содержании, целях и задачах, средствах и методах, организации и управлении, тактике и стратегии деятельности по обеспечению безопасности национальных интересов. Принципы носят системный характер. Это означает, что только в своем диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимодействии они обеспечивают успешность и эффективность этой деятельности. Впервые принципы обеспечения безопасности были юридически закреплены в Законе Российской Федерации 1992 г. «О безопасности». В 2010 г. эти принципы были изложены в новой редакции в Федеральном законе «О безопасности»:
соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;
законность;
системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;
приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;
взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.
Основные направления государственной политики обеспечения национальной безопасности определяются Президентом Российской Федерации, исходя из национальных интересов России, необходимости выработки и использования эффективных форм, методов и средств в противодействии внутренним и внешним потенциальным и реальным угрозам этим интересам.
Основной целью обеспечения национальной безопасности Российской Федерации является создание и поддержание такого уровня защищенности ее национальных интересов, который бы создавал благоприятные условия для развития личности, общества и государства и исключал опасность ослабления роли и значения Российской Федерации как субъекта международного права, подрыва способности российского государства реализовывать свои национальные интересы.
Достижение долгосрочных целей политики обеспечения национальной безопасности реализуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности общества. Для эффективного осуществления политики обеспечения национальной безопасности государством разрабатываются соответствующие федеральные целевые программы (проекты), в рамках которых определяются и решаются ее главные задачи. Например, начиная с 2006 г., в России реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» и др.
Достижение указанных целей осуществляется в результате не какого-либо одного действия, а комплекса согласованных, но в тоже время относительно самостоятельных, формально обособленных и качественно однородных действий, обусловленных более частными целями, которые принято именовать задачами обеспечения национальной безопасности. Основными задачами в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:
своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;
реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;
обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;
развитие экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;
преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;
обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;
совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;
обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;
обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;
подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;
укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;
принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;
коренное улучшение экологической ситуации в стране.
В основе выделения задач обеспечения национальной безопасности, считает профессор В.И. Карпов, лежат базовые положения теории деятельности. Связано это с тем, что любая человеческая деятельность подразделяется на познавательную и преобразовательную. Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний об объективной действительности. Преобразовательная деятельность направлена на изменение этой действительности.
Исходя из этого, с содержательной точки зрения обеспечение национальной безопасности можно и необходимо отнести к разряду преобразовательной деятельности. Действительно, этот процесс, в конечном счете, предполагает парирование действий по нанесению ущерба объекту безопасности: либо, в лучшем случае, перевод их в благоприятный или нейтральный процесс, либо, в худшем случае, путем снижения их разрушительного потенциала. Вместе с тем всякая преобразовательная деятельность предполагает необходимость знания условий, в которых должно быть осуществлено изменение объективной действительности, определенный познавательный процесс, подчиненный планируемому преобразованию, но в то же время, представляющий собой относительно самостоятельный этап деятельности. По отношению к изменению процесса нанесения ущерба - к преобразовательной деятельности - познание будет заключаться в выявлении и наиболее полном изучении реально существующей угрозы. Иначе - в выявлении и изучении угрозы, а также в формировании идеального плана совершения конкретных преобразовательных действий, направленных на изменение предварительно познанной угрозы.
Принимая во внимание рассмотренное содержание преобразовательной и познавательной составляющих деятельности по обеспечению национальной безопасности, в качестве основных, укрупненных задач последней О.Н. Новокшанов предлагает следующие:
выявление и изучение угрозы, что соответствует познавательной, иначе - интеллектуальной, мыслительной, идеальной составляющей деятельности;
на основании полученных данных парирование реально существующей угрозы, что соответствует преобразовательной, иначе - практической, реальной составляющей деятельности.
Помимо выделенных задач обеспечения безопасности, которые являются основными, существуют также виды деятельности (по обеспечению безопасности), которые по отношению к ним носят обеспечивающий, вспомогательный характер. Основанием для их выделения служит общефилософское положение о том, что всякая преобразовательная деятельность подразделяется на следующие два вида:
основную преобразовательную деятельность, имеющую своим продуктом конечное для данного этапа деятельности изменение действительности;
вспомогательную преобразовательную деятельность, имеющую своим продуктом благоприятную обстановку для достижения основных целей, обеспечение успеха основной преобразовательной деятельности.
К такого рода вспомогательным задачам обеспечения национальной безопасности, как правило, относят:
согласование, организацию действий всех субъектов, которые принимают участие в процессе решения основных задач обеспечения национальной безопасности, иначе - организация и управление процессом обеспечения национальной безопасности;
подбор, подготовка и расстановка кадров, необходимых для успешного выполнения основных задач обеспечения национальной безопасности;
материально-техническое, финансовое, правовое и т.п. обеспечение.
Этапы процесса обеспечения безопасности конкретного объекта можно представить алгоритмом, включающим следующие этапы:
этап существования потенциальной угрозы, иначе - опасности, длящийся до момента начала ее преобразования в угрозу;
этап формирования реальной угрозы;
этап непосредственного нанесение ущерба объекту безопасности персонифицированной угрозой (который может частично или полностью совпадать с этапом формирования угрозы);
этап, являющийся следствием наступивших деструктивных последствий (деструктивные последствия могут наступить сразу при воздействии угрозы, но могут проявиться и с течением времени).
В зависимости от этапа, на котором находится угроза в процессе своего развития, обеспечение безопасности конкретного объекта может происходить в следующих видах:
в виде выявления и профилактики угрозы путем добывания и анализа информации об ее источниках, фактах, процессах, явлениях, оказывающих (могущих оказывать) влияние на возникновение (выявление) угрозы и создание условий их нейтрализации (профилактика). Это противодействие потенциальной угрозе, иначе - опасности;
в виде предупреждения угрозы путем противодействия процессу формирования угрозы. Это - противодействие формирующейся реальной угрозе;
в виде пресечения угрозы путем парирования процесса непосредственного нанесения ущерба объекту безопасности. Это - противодействие действующей угрозе;
в виде локализации воздействий угрозы путем устранения наступивших деструктивных изменений или снижения до минимума последствий этих изменений. Это - устранение последствий действия угрозы.
Необходимо отметить, что реализация всех реакций на угрозу (выявление, предупреждение, пресечение и локализация) предусматривает полный комплекс решения как основных, так и вспомогательных задач обеспечения безопасности конкретного объекта по отношению к тому этапу, на котором находится развитие угрозы.
Процесс обеспечения национальной безопасности любого государства осуществляется при постоянном воздействии на него деструктивных факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность его функционирования. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сказано, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать:
вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях;
противоречия между основными участниками мировой политики;
угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов;
совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.
Кроме того, отмечено, что в перспективе:
усилится глобальное информационное противоборство;
возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам;
получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;
обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды;
возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности;
вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами;
более ощутимым станет дефицит пресной воды.
Исходя из того, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов, то она должна быть, в первую очередь, направлена на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности (человека), материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны.