Глава 6. Политика обеспечения национальной безопасности Российской Федерации

Учебные вопросы:

6.1. Обеспечение национальной безопасности: сущность, задачи, принципы, факторы.

6.2. Система обеспечения национальной безопасности России.

6.3. Потенциал и мощь государства как фундамент системы обеспечения национальной безопасности.

6.4. Силы и средства обеспечения национальной безопасности Российской Федерации.

6.5. Негосударственные силы (подсистема) обеспечения национальной безопасности.

6.6. Соблюдение прав и свобод человека в процессе обеспечения национальной безопасности государства.

6.1. Обеспечение национальной безопасности:

Сущность, задачи, принципы

Под обеспечением национальной безопасности Российской Федерации понимается целенаправленная деятельность государ­ственных и общественных институтов, а также граждан по вы­явлению, предупреждению и парированию угроз безопасности личности, обще­ства и государства и противодействию им в качестве обязатель­ного и непременного условия защиты национальных интересов России. Заданный уровень национальной безопасности достигается проведением единой государственной политики в этой сфере, системой мер экономического, политического, организационного и иного характера, адекватных угрозам национальным интересам России. Государственная политика в области обеспечения национальной безопасности является частью внутренней и внешней политики Российской Федерации и представляет собой совокупность скоординированных и объединенных единым замыслом политических, организационных, социально-экономических, военных, правовых, информационных, специальных и иных мер.

Политика обеспечения национальной безопасности осуществляется на определенных принципах. Принципы обеспечения безопасности - это закрепленные в нормативных правовых актах и иных документах, выработанные и подтвержденные теорией и практикой основополагающие начала, руководящие идеи о сущности и содержании, целях и задачах, средствах и методах, организации и управлении, тактике и стратегии деятельности по обеспечению безопасности национальных интересов. Принципы носят системный характер. Это означает, что только в своем диалектическом единстве, взаимосвязи и взаимодействии они обеспечивают успешность и эффективность этой деятельности. Впервые принципы обеспечения безопасности были юридически закреплены в Законе Российской Федерации 1992 г. «О безопасности». В 2010 г. эти принципы были изложены в новой редакции в Федеральном законе «О безопасности»:

соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина;

законность;

системность и комплексность применения федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, другими государственными органами, органами местного самоуправления политических, организационных, социально-экономических, информационных, правовых и иных мер обеспечения безопасности;

приоритет предупредительных мер в целях обеспечения безопасности;

взаимодействие федеральных органов государственной власти, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, других государственных органов с общественными объединениями, международными организациями и гражданами в целях обеспечения безопасности.

Основные направления государственной политики обеспечения национальной безопаснос­ти определяются Президентом Российской Федерации, исходя из национальных интересов России, необходимости выработки и использования эффективных форм, методов и средств в противодействии внут­ренним и внешним потенциальным и реальным угрозам этим интересам.

Основной целью обеспечения национальной безопасности Рос­сийской Федерации является создание и поддержание такого уровня защищенности ее национальных интересов, который бы создавал благоприятные ус­ловия для развития личности, общества и государства и исклю­чал опасность ослабления роли и значения Российской Федера­ции как субъекта международного права, подрыва способности российского государства реализовывать свои национальные интересы.

Достижение дол­госрочных целей политики обеспечения национальной безопасности реали­зуется путем решения комплекса подчиненных им задач во всех сферах жизнедеятельности общества. Для эффективного осуществления политики обеспечения национальной безопасности государством разрабаты­ваются соответствующие федеральные целевые программы (проекты), в рамках которых определяются и решаются ее главные задачи. Например, начиная с 2006 г., в России реализуются приоритетные национальные проекты «Здоровье», «Образование», «Жилье», «Развитие АПК» и др.

Достижение указанных целей осуществляется в результате не какого-либо одного действия, а комплекса согласованных, но в тоже время относительно самостоятельных, формально обособленных и качественно однородных действий, обусловленных более частными целями, которые принято именовать задачами обеспечения национальной безопасности. Основными задачами в сфере обеспечения национальной безопасности Российской Федерации являются:

своевременное прогнозирование и выявление внешних и внутренних угроз национальной безопасности Российской Федерации;

реализация оперативных и долгосрочных мер по предупреждению и нейтрализации внутренних и внешних угроз;

обеспечение суверенитета и территориальной целостности Российской Федерации, безопасности ее пограничного пространства;

развитие экономики страны, проведение независимого и социально ориентированного экономического курса;

преодоление научно-технической и технологической зависимости Российской Федерации от внешних источников;

обеспечение на территории России личной безопасности человека и гражданина, его конституционных прав и свобод;

совершенствование системы государственной власти Российской Федерации, федеративных отношений, местного самоуправления и законодательства Российской Федерации, формирование гармоничных межнациональных отношений, укрепление правопорядка и сохранение социально-политической стабильности общества;

обеспечение неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации всеми гражданами, должностными лицами, государственными органами, политическими партиями, общественными и религиозными организациями;

обеспечение равноправного и взаимовыгодного сотрудничества России, прежде всего с ведущими государствами мира;

подъем и поддержание на достаточно высоком уровне военного потенциала государства;

укрепление режима нераспространения оружия массового уничтожения и средств его доставки;

принятие эффективных мер по выявлению, предупреждению и пресечению разведывательной и подрывной деятельности иностранных государств, направленной против Российской Федерации;

коренное улучшение экологической ситуации в стране.

В основе выделения задач обеспечения национальной безопасности, считает профессор В.И. Карпов, лежат базовые положения теории деятельности. Связано это с тем, что любая человеческая деятельность подразделяется на познавательную и преобразовательную. Познавательная деятельность направлена на получение новых знаний об объективной действительности. Преобразовательная деятельность направлена на изменение этой действительности.

Исходя из этого, с содержательной точки зрения обеспечение национальной безопасности можно и необходимо отнести к разряду преобразовательной деятельности. Действительно, этот процесс, в конечном счете, предполагает парирование действий по нанесению ущерба объекту безопасности: либо, в лучшем случае, перевод их в благоприятный или нейтральный процесс, либо, в худшем случае, путем снижения их разрушительного потенциала. Вместе с тем всякая преобразовательная деятельность предполагает необходимость знания условий, в которых должно быть осуществлено изменение объективной действительности, определенный познавательный процесс, подчиненный планируемому преобразованию, но в то же время, представляющий собой относительно самостоятельный этап деятельности. По отношению к изменению процесса нанесения ущерба - к преобразовательной деятельности - познание будет заключаться в выявлении и наиболее полном изучении реально существующей угрозы. Иначе - в выявлении и изучении угрозы, а также в формировании идеального плана совершения конкретных преобразовательных действий, направленных на изменение предварительно познанной угрозы.

Принимая во внимание рассмотренное содержание преобразовательной и познавательной составляющих деятельности по обеспечению национальной безопасности, в качестве основных, укрупненных задач последней О.Н. Новокшанов предлагает следующие:

выявление и изучение угрозы, что соответствует познавательной, иначе - интеллектуальной, мыслительной, идеальной составляющей деятельности;

на основании полученных данных парирование реально существующей угрозы, что соответствует преобразовательной, иначе - практической, реальной составляющей деятельности.

Помимо выделенных задач обеспечения безопасности, которые являются основными, существуют также виды деятельности (по обеспечению безопасности), которые по отношению к ним носят обеспечивающий, вспомогательный характер. Основанием для их выделения служит общефилософское положение о том, что всякая преобразовательная деятельность подразделяется на следующие два вида:

основную преобразовательную деятельность, имеющую своим продуктом конечное для данного этапа деятельности изменение действительности;

вспомогательную преобразовательную деятельность, имеющую своим продуктом благоприятную обстановку для достижения основных целей, обеспечение успеха основной преобразовательной деятельности.

К такого рода вспомогательным задачам обеспечения национальной безопасности, как правило, относят:

согласование, организацию действий всех субъектов, которые принимают участие в процессе решения основных задач обеспечения национальной безопасности, иначе - организация и управление процессом обеспечения национальной безопасности;

подбор, подготовка и расстановка кадров, необходимых для успешного выполнения основных задач обеспечения национальной безопасности;

материально-техническое, финансовое, правовое и т.п. обеспечение.

Этапы процесса обеспечения безопасности конкретного объекта можно представить алгоритмом, включающим следующие этапы:

этап существования потенциальной угрозы, иначе - опасности, длящийся до момента начала ее преобразования в угрозу;

этап формирования реальной угрозы;

этап непосредственного нанесение ущерба объекту безопасности персонифицированной угрозой (который может частично или полностью совпадать с этапом формирования угрозы);

этап, являющийся следствием наступивших деструктивных последствий (деструктивные последствия могут наступить сразу при воздействии угрозы, но могут проявиться и с течением времени).

В зависимости от этапа, на котором находится угроза в процессе своего развития, обеспечение безопасности конкретного объекта может происходить в следующих видах:

в виде выявления и профилактики угрозы путем добывания и анализа информации об ее источниках, фактах, процессах, явлениях, оказывающих (могущих оказывать) влияние на возникновение (выявление) угрозы и создание условий их нейтрализации (профилактика). Это противодействие потенциальной угрозе, иначе - опасности;

в виде предупреждения угрозы путем противодействия процессу формирования угрозы. Это - противодействие формирующейся реальной угрозе;

в виде пресечения угрозы путем парирования процесса непосредственного нанесения ущерба объекту безопасности. Это - противодействие действующей угрозе;

в виде локализации воздействий угрозы путем устранения наступивших деструктивных изменений или снижения до минимума последствий этих изменений. Это - устранение последствий действия угрозы.

Необходимо отметить, что реализация всех реакций на угрозу (выявление, предупреждение, пресечение и локализация) предусматривает полный комплекс решения как основных, так и вспомогательных задач обеспечения безопасности конкретного объекта по отношению к тому этапу, на котором находится развитие угрозы.

Процесс обеспечения национальной безопасности любого государства осуществляется при постоянном воздействии на него деструктивных факторов, которые оказывают существенное влияние на эффективность его функционирования. В Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года сказано, что на обеспечение национальных интересов Российской Федерации негативное влияние будут оказывать:

вероятные рецидивы односторонних силовых подходов в международных отношениях;

противоречия между основными участниками мировой политики;

угроза распространения оружия массового уничтожения и его попадания в руки террористов;

совершенствование форм противоправной деятельности в кибернетической и биологической областях, в сфере высоких технологий.

Кроме того, отмечено, что в перспективе:

усилится глобальное информационное противоборство;

возрастут угрозы стабильности индустриальных и развивающихся стран мира, их социально-экономическому развитию и демократическим институтам;

получат развитие националистические настроения, ксенофобия, сепаратизм и насильственный экстремизм, в том числе под лозунгами религиозного радикализма;

обострятся мировая демографическая ситуация и проблемы окружающей природной среды;

возрастут угрозы, связанные с неконтролируемой и незаконной миграцией, наркоторговлей и торговлей людьми, другими формами транснациональной организованной преступности;

вероятно распространение эпидемий, вызываемых новыми, неизвестными ранее вирусами;

более ощутимым станет дефицит пресной воды.

Исходя из того, что обеспечение национальной безопасности Российской Федерации - это деятельность государства и всего общества, направленная на осуществление общенациональной идеи, на защиту национальных ценностей и национальных интересов, то она должна быть, в первую очередь, направлена на упреждение и ликвидацию угроз развитию и укреплению прав и свобод личности (человека), материальным и духовным ценностям общества, конституционному строю, суверенитету и территориальной целостности страны.

Наши рекомендации