Проблемы взаимодействия органов государственной власти и органов местного самоуправления
Государственная региональная политика.
Основные цели региональной политики:
- Укрепление единства и целостности государства
- Преодоление различий между регионами по факторам развития, уровню жизни
- Пресечение регионального сепаратизма
- Максимальное использование потенциала межрегионального обмена
- Создание предпосылок для саморазвития регионов
- Функционирование без дотаций
Задачи региональной политики не могут быть решены лишь на основе рыночных отношений. Их решение требует структурной перестройки, планирования, финансирования и других методов прямого участия государства, воздействия с учетом, как общегосударственных интересов, так и территориальных аспектов развития экономики.
Основные формы участия государства в регулировании развития региона:
Правительственная комиссия по государственной поддержке развития регионов координирует деятельность федеральных и региональных органов власти по следующим направлениям
Координация деятельности федеральных и региональных органов власти:
В настоящее время проблемными стали регионы, где сосредоточены предприятия ВПК, легкая промышленность, металлообработка.
Направления поддержки кризисных территорий:
Межбюджетные отношения Центра и регионов направлены на повышение эффективности региональных бюджетов, сокращение количества дотационных регионов и встречных денежных потоков.
Принципы межбюджетных отношений:
- Сбалансированность интересов всех участников межбюджетных отношений и единства бюджетной системы.
- Самостоятельность бюджетов разных уровней.
- Законодательное разграничение расходных полномочий и ответственности, доходных источников между бюджетами разных уровней.
- Перераспределение средств между бюджетами в целях выравнивания уровня бюджетной обеспеченности регионов и муниципальных образований.
В отношении местного самоуправления государство:
- признает и формирует правовые основы,
- гарантирует их соблюдение и финансово-материальное обеспечение.
Основные принципы местного самоуправления:
- организационное обособление,
- ограниченность, предельность компетенций,
- самостоятельность функционирования в пределах своих компетенций и полномочий.
Из Мирового опыта правового регулирования местного самоуправления:
1. Принцип « позитивного регулирования» - США = четкое и подробное описание всех прав и обязанностей (правило Димона). Все спорное - решается через суд.
2. Принцип « негативного регулирования» (в Европе) - можно все, что не запрещено Законом. То есть устанавливаются не права, а запреты.
3. Смешанный вариант - основные права и основные запреты.
Вопросы местной компетенции: (См. ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» от 6.10 2003 г. №131)
- Муниципальная собственность,
- Местный бюджет,
- Охрана общественного порядка,
- Оказание жилищно-коммунальных услуг населению,
- Благоустройство территории и обеспечение порядка,
- Противопожарная защита,
- Социально-культурное обеспечение,
- Содействие трудовой занятости,
- Охрана окружающей среды,
- Содействие развитию торговой сети, малого бизнеса, организация рационального землепользования и т.п.