Государство как система политической самоорганизации общества. Власть.

Предметом учебной дисциплины «Система государственного управления» является организация государственного устройства и государственного управления социально-экономическими процессами.

«Система» в переводе с греческого есть нечто целое, состоящее из взаимосвязанных частей.

Система – это структурно-функциональное единство (целостность) взаимополагающих, взаимодействующих качественно однородных элементов (компонентов).

В многообразной природе системных образований особенно важно различать системы органического (организованного) и неорганического типа.

Организованная Система всегда имеет системообразующее основание и подсистему управления и контроля. Наиболее устойчивая, организованная и эффективная система – это качественно управляемая система.

Такие системы способны к самонастраиванию, саморазвитию, самодостраиванию и потому отнесены к типу «органических» = организованных. В природе таковыми являются все живые организмы и растительный мир.

Иные системы - неорганические вещества природы и созданные человеком различные технические системы = объекты, являются неорганизованными (суммативными). Взаимосвязи их элементов даже в случае искусственной организации (к примеру, автомобиль, мебель…) не продуцируют восстановление и тем более качественное развитие системы, то есть ее устройство статично, а механизмы динамичны лишь в пределах заданных человеком программ.

Человек по своей природе, общество как самовоспроизводящаяся совокупность людей, его особенные устойчивые формообразования - трудовые коллективы, партии, социально-экономические уклады жизни, государственное устройство как особый способ организации жизнедеятельности людей, в том числе его основание - подсистема государственного управления, являются организованными системами (по терминологии К.Маркса, - системами «органического типа»), напоминают функционирование и развитие живого организма.

*Примечание: данное свойство порождает и негативное качество управленческой системы, сформулированное как закон Паркинсона: управленческая структура в своем развитии со временем сосредоточивается на самой себе, увеличиваясь вне связи с состоянием объекта управления. Отсюда очевидна необходимость постоянного внешнего контроля за управленческим аппаратом.

Структура – совокупность определенным образом (порядком) соорганизованных и взаимосвязанных качественно однородных элементов.

Утрата качественной однородности в системе органического типа даже отдельными элементами структуры (= совместимости) разрушает структуру (в итоге и систему) точно так же, как раковая опухоль разрушает организм человека.

Структура и каждый ее элемент функционируют, действуют.

Функция – производимое элементом действие, продуцирующее определенный результат.

Вся история генезиса и развития общества есть история развития организованных в системы различных сообществ людей.

Государство – высшая форма развития системной организации сообществ людей.

Государство – это особая форма политической и правовой организации жизнедеятельности общества, властного управления и властного принуждения людей к определенной организации.

Власть как базовый атрибут государства характеризуют: источники, ресурсы (на что власть опирается), политические и правовые основы (тип и формы власти) и ее общественные действия.

Особенности (признаки) государственной = политико-правовой формы власти:

- официальный характер власти, регламентированный конституцией и другими правовыми актами;

- наличие специально созданных структур (органов) власти;

- общеобязательный характер решений;

- наличие права на легитимное принуждение и использование спецслужб;

- право отменять решения негосударственных органов, структур;

- исключительное право изымать и перераспределять доходы, имущество граждан и иных лиц в установленном законном порядке.

Антипод госвласти – «гражданское общество» – это совокупность независимых от государства, но взаимодействующих с ним общественных структур в интересах членов групп, коллективов, всего общества, включая коррекцию деятельности власти и защиту от злоупотреблений власти.

Институты гражданского общества: средства массовой информации, партии (не правящие), профсоюзы, все самоуправляющиеся общественные организации, включая т.н. некоммерческие общественные организации (НКО).

1.2. Система государственного управления: содержание, структура, механизм управления экономикой

Управление экономикой – особая подсистема государственного управления. Управление по своей природе должно быть системным, иначе оно разрушит управляемый объект (подсистему).

Управление в широком смысле – это сознательное, целенаправленное воздействие людей на объекты и процессы в интересах получения желаемого результата.

Целенаправленное воздействие государства на социально-экономические объекты и процессы есть государственное управление экономикой. В широком смысле такое управление включает и регулирование (корректирующие воздействия на основе косвенных = экономических методов).

Принципиальная схема (структура) управления:

Государство как система политической самоорганизации общества. Власть. - student2.ru

Структура государственного управления экономикой = вся совокупность государственных органов в их взаимной связи.

Функции государственного управления = содержание деятельности управленческих органов, предписанное положениями о них.

Классификация функций многообразна: законотворчество, контрольно-надзорные, учетно-статистические, экономический анализ, прогнозирование, планирование, оперативное управление и т.п.

Механизм управления = функциональный срез (аспект) системы госуправления. Это совокупность функций, методов, институтов и инструментов управленческой деятельности государственных органов.

Методы управления – путь, способ, средство осуществления управленческого воздействия на объект управления.

Методы управления делятся на:

- административно-распорядительные,

- нормативно-правовые и договорно-правовые,

- экономические (стимулирование, дестимулирование),

- социально-психологические.

Административно-распорядительное управление – это прямое властное воздействие на управляемых лиц (объект). Преимущества – оперативность воздействия, обязательность и срочность исполнения и др.

Недостатки – не оставляет права выбора, маневра и потому подавляет инициативу; эффективность прямо зависит от качества и профессионализма управленческого органа или лица, в том числе грехов бюрократизма, произвола, коррумпированности и т.д.

По стилю управления оно может быть демократическим (задействовать инициативу подчиненных лиц, корректировать последующие решения с учетом обратной информации) и авторитарным (властно-принудительным, не учитывающим обратную информацию.

Экономические методы – это методы косвенного воздействия на людей, нацеленные на стимулирование или же дестимулирование их экономической деятельности. Тем самым оно оставляет возможности выбора, приспособления к ситуации, более приемлемо человеком психологически и поэтому наиболее адекватно встраивается в рыночные механизмы регулирования экономики.

Институты управления – единство органов (организаций) и соответствующего сегмента правового регулирования (например: институт собственности, институт финансово-кредитного регулирования и т.д.).

Инструменты – конкретный элемент метода управления - рычаг, средство, «кнопка» воздействия на объект управления (приказ о найме на работу, распоряжение о премировании, изменение учетной процентной ставки, таможенной пошлины, величины налога и т.п.)

Принципы классификации видов государственного управления:

A. Уровни госвласти и управления:

- подсистема политической власти и управления;

- подсистема административно-государственного управления;

- подсистема технико-экономического управления.

B. По уровням власти федеративного государства выделяют – федеральное управление, региональное, местное.

C. По функциональному содержанию – правовое регулирование, денежно-кредитное, имущественное, делопроизводство, информационно-статистическое обеспечение, внешнеэкономическое и др.

D. По отраслевому содержанию – управление промышленностью, ТЭК, АПК, ОПК и т д.

Эффективность государственного управления экономикой:

- всегда есть отношение РЕЗУЛЬТАТ/ ЗАТРАТЫ.

- например: ВВП/трудовые затраты; ВВП/ инвестиции и т.д.

- чем качественнее организовано государственное управление, тем выше экономические результаты (и наоборот).

Наши рекомендации