Меровингах. Особенности ранней монархии
У франков сложилась ранняя монархия. Её важнейший признак - наличие наследственной королевской власти. Бывший вождь - правитель франков Хлодвиг (481-511) стал наследственным королем, проживающим в столице королевства - Париже. В результате завоевания Галлии прежние органы управления - выборный вождь, совет знати, народное собрание оказались непригодными для управления обширным государством. В государстве франков объединялись различные этносы. При этом завоеватели - франки не имели численного преобладания. Стремление удержать в покорности побеждённые народы привело к упрочению монархической власти.
По сравнению с римской абсолютной монархией с бюрократической централизацией ранняя монархия франков являлась более примитивным государством. Она имела существенное сходство с древнеримским государством царского периода, когда и Рим был ранней монархией: король у франков, рекс у римлян, съезды знати у франков, сенат у римлян, ограниченные функции государства - военные, судебные, финансовые, отчасти законодательство, отсутствие бюрократического аппарата управления. Однако король франков в отличие от рекса не являлся верховным жрецом.
У франков возникло довольно крупное государство, нежели древнеримский полис, город-государство. В результате завоевания франки перешли без прохождения стадии общины-государства, полисного (номового) государства к территориальному государству с ограниченной (ранней) монархией. Поэтому во франкской монархии не созывалось народное собрание. Управление большим государством стало осуществляться через приближённых и дружинников короля, которым он за службу раздавал земли.
При этом королевская власть в ранней монархии усваивала идеи римского абсолютизма. Король франков рассматривал себя как преемника власти римских императоров. Первые франкские короли обладали значительной властью: решали вопросы войны и мира, командовали войском, произвольно обращались собранными налогами, жаловали земли приближённым, издавали общеобязательные распоряжения, обладали судебной властью. Хлодвиг принял христианство в форме католичества. Это обеспечило королевской власти высокий нравственный авторитет и поддержку влиятельной католической церкви. По христианскому учению, власть короля от Бога, повиноваться ему - религиозный долг подданных. Король при этом должен защищать добрых людей и наказывать злых.
Власть короля основывалась на том, что он являлся крупнейшим земельным собственником и предводителем дружины - войска. Король как крупнейший землевладелец страны имел доходы от своих имений. Налоги взимались с покорённого римского населения. Франки смотрели на всякую уплату налогов, как на признак несвободы. Потому они не хотели сами платить налоги, чем лишали казну доходов. Уплата налогов рассматривалась как признак несвободного человека. О налогах, как взносах, основанных на сознании своих гражданских обязанностей, как взносах, направленных на обеспечение общественного интереса, - не могло быть и речи. Доходы короля также складывались от судебных штрафов и таможенных пошлин. Следовательно, с уменьшением королевских земель доходы короля уменьшались, а королевская власть слабела. Королевская власть основывалась на командовании войском-дружиной, преданной своему вождю.
У франков власть короля переходила по наследованию, как частное имущество в семье. Государство, как имущество, делилось между сыновьями короля. Они устраивали междоусобные войны за верховную власть. Соответственно и государственные должности рассматривались как источник дохода и передавались при возможности по наследству. Например, такое превращение произошло с графами - наместниками королевских областей.
В крупном государстве франков становилось затруднительным посещение народных собраний. К тому же количество свободных людей, имеющих право участвовать в народном собрании, уменьшалось. Вместо народных собраний ежегодно стали созываться королями аристократические съезды знати - духовенства и светских землевладельцев, где решались важнейшие вопросы: войны и мира, пожалования земли.
Функции государства в ранней монархии были ограниченными - военные, финансовые, судебные, отчасти законодательство. Поэтому ранняя монархия характеризуется слабостью государственного аппарата. Бюрократический аппарат управления отсутствовал. Во франкском государстве не существовало постоянных центральных государственных учреждений. Королевский двор представлял собой виллу среди лесов. Причём двор постоянно перемещался с королем. Эта вилла имела слабую связь со страной.
У франков формируется дворцово - вóтчинная система управления. Она являлась наиболее ранней и простой формой организации аппарата управления. Несение государственной службы не отделялось от оказания услуг лично королю. Дворцовые слуги короля не только обслуживали персону короля и его домашний быт. Одновременно они выполняли и государственные обязанности. Им поручались те или другие государственные функции. Они являлись важнейшими должностными лицами государства. Точного разграничения компетенции между должностными лицами не существовало. Вознаграждение за службу осуществлялось путём предоставления земель с правом собирать в свою пользу налоги с населения.
Наиболее важным должностным лицом являлся майордóм - старший дворецкий, управитель королевского дворца. Короли вскоре утратили право назначения майордома. Оно перешло к аристократии, выдвигавшей на эту должность наиболее видных своих представителей. Затем она попала в руки могущественной аристократической фамилии и стала наследственной. Майордом стал управлять всем государством от имени короля, сделался своего рода вице-королем. Среди должностных лиц выделялся маршал. Первоначально маршал ведал дворцовой конюшней (при этом он назывался марискаль, отсюда позднейшее маршал), а позже возглавлял королевскую конницу. Этих должностных лиц называли министериáлами (отсюда позднейшее министры), то есть прислужниками.
Королевство подразделялось на территориальные округа - пáги во главе с назначаемым королем графом из крупных землевладельцев. Постепенно эта должность стала наследственной. Графства делились на сотни - округа, объединявшие несколько общин. В сотнях собирались сотенные собрания свободных людей, выполнявшие судебные функции и избиравшие сотника.
Общинные земли. Германская община (марка)
Германцы - франки жили территориальными соседскими общинами - мáрками. Мáрка - это чаще всего совокупность нескольких посёлков, члены которых связаны между собой общинным землевладением и самоуправлением. Общинные угодья, как-то леса, пастбища луга, покосы, выгоны для скота, воды (рыболовные угодья), дороги, мосты, необработанные участки, а также покинутые собственниками возделанные участки - пустоши находились в общем пользовании хозяйств - семей, входящих в общину.
Они могли безвозмездно пасти свой скот на частных полях и лугах после снятия с них урожаев с осени до весны, имели право пользования реками и источниками для водопоя и улова рыбы, лесом для охоты, топлива, построек и выпаса в нём свиней, прокорма их желудями, пользовались правом извлекать сено для прокорма скота.
Эти общинные угодья не подлежали отчуждению. Дома - усадьбы и приусадебные участки - огороды находились в частной семейной собственности.
Пахотная земля - пашня, которая требовала большóго труда, разделялась между отдельными семьями. Они постепенно закрепляли за собой право наследственного владения этой землей, но после смерти главы семьи земля оставалась неделимой. По мере того, как отдельные семьи, входящие в состав общины, долго - из поколения в поколение - обрабатывали определённый участок пашни и улучшали его своим трудом, складывалась частная семейная собственность. Каждая семья начинала считать занимаемый ею участок своим в противоположность другим семьям той же общины. Лишь при полном вымирании семьи земля возвращалась к своему общему источнику - в общину. Соответственно этому отсутствовало право отчуждения этого участка посторонним, то есть не существовало права распоряжения пахотной землей.
Постепенно и по отношению к пахотной земле семья приобрела право распоряжения. Тем самым сложилась частная семейная собственность на пахотную землю, то есть семье принадлежало право владения, пользования и распоряжения пашней. При частной семейной собственности главы семьи не имел права отчуждения земли без согласия всех взрослых членов семьи. Участок земли, на котором сидела и от которого питалась семья, представлялся непременной принадлежностью этой семьи, её материальной базой и основным неотчуждаемым имуществом. Вследствие этого отчуждение земли в этот период немыслимо. Только в случае крайней нужды и разорения (например, в неурожайные годы) семья вынуждалась продавать своё имущество. Лицо, покупавшее общинную землю, обязывалось нести лежавшие на ней обязанности.
Таким образом, с общинным землевладением на угодья соединялось землевладение частное на пахотные земли. Частная собственность на пахотные земли распределялась неравномерно. Богатые семьи владели бóльшим количеством земли, чем бедные. Кто богаче, у кого больше скота, больше рабочих рук, кто захватил раньше больше земли, тот и владел бóльшим количеством земли.
Марка характеризовалась самоуправлением. Власть в общине принадлежала выборному старосте и общему собранию полноправных членов общины. Германской общине принадлежали некоторые важные права по государственному управлению в сфере финансовой и судебной. Общине принадлежало право самостоятельной раскладки налогов. Они налагались государственной властью общей суммой на всех общинников. Староста и собрание общины развёрстывали налоги по дворам. Имея право раскладки и взимания налогов, община отвечала за уплату общей суммы налогов, падавших на её членов. Иначе говоря, все члены общины связывались круговой порýкой в исправной уплате налогов: за неимущих платили имущие, за ушедших - оставшиеся на местах.
Община имела важные судебные права. В её ведении находился низший суд по гражданским и уголовным делам. Общинный суд разбирал споры об общинных угодьях и о праве собственности на имущества в пределах общинной территории. Ведению общинного суда подлежали некоторые уголовные дела. Например, посягательства против личной чести и телесной неприкосновенности: обиды, побои, драки. Сельский общинный суд решал 9/10 дел, не доводя их до суда графа. Только в крайних случаях крестьяне обращались к суду графа - главы округа ввиду его дороговизны и отдалённости.
Община имела право участия в суде представителей государственной власти. Графы судили не единолично, а совместно с выборными представителями общин, судебными присяжными - рахинбýргами, скабúнами или шéффенами.
Эта самоуправляющаяся община с правами раскладки налогов и низшего суда выступала и как церковная община, прихóд. На общие средства марки строились и содержались церкви, оказывалась помощь бедным, престарелым. В церкви хранилась общинная казна.
Разрушение свободной сельской общины. Образование