Эволюция обязательственного (договорного) права
Западных стран
Договор в западном праве традиционно определяется как соглашение двух или более лиц, посредством которого устанавливаются определенные права и обязанности. Право западных стран закрепило принципы юридического равенства сторон в договоре, свободы договора и обязательности договора для его участников. Эволюция гражданского договора современных западных стран отражает усиление государственного вмешательства в экономику, развитие научно-технической революции, обострение мировой рыночной конкуренции. В договорном праве западных стран во второй половине XX века произошли существенные изменения:
1. Появление большого количества новых разновидностей гражданских договоров, и, прежде всего в сфере предоставления услуг, использования результатов творческой деятельности человека, передачи и обработки информации. В результате научно-технического прогресса предметом хозяйственного оборота становится различного рода информация, представляющая коммерческую ценность.
В западном праве появляются договоры, которые сочетают в себе договоры двух или более известных видов договоров. Так, необходимость быстрого обновления в производстве машин и оборудования при одновременном исключении единовременных крупных затрат на их приобретение привела к возникновению и широкому распространению договора лизинга, особенно машин и дорогостоящего оборудования. Договор финансовой аренды (лизинга) - это договор, в соответствии с которым арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. В силу договора лизинга одна сторона (лизинговая компания) передает другой стороне (пользователю) определенный предмет (машину, транспортное средство, завод и т. п.), а пользователь обязуется вносить за него периодически плату и по окончании договора вправе приобрести названный предмет найма в собственность на льготных условиях, с зачетом этих платежей. В договоре лизинга сочетаются характеристики и договора имущественного найма (аренды), и договора купли-продажи.
В договоре лизинга участвуют три субъекта: лизинговая компания (лизингодатель), производитель оборудования или продавец и наниматель (лизингополучатель). Лизинговые отношения осуществляются на базе двух договоров: договора купли-продажи и договора найма. Договор лизинга является разновидностью договора найма (аренды). Лизинговая компания (лизингодатель) передает лизинговое имущество во временное и возмездное владение и пользование лизингополучателя (арендатора). Но в отличие от арендодателя, являющегося собственником передаваемого в аренду имущества, лизингодатель должен еще приобрести такое имущество у продавца в собственность в соответствии с указаниями лизингополучателя, а затем передать его в аренду последнему.
В отличие от обычного договора аренды, при лизинге машины и оборудование передаются в пользование на длительное время, нередко на весь срок эффективной службы машин и оборудования. Лизингополучатель не имеет права расторгнуть договор аренды досрочно, зато по окончании срока договора вправе выкупить у лизингодателя имущество по остаточной стоимости, которая составляет незначительный процент первоначальной стоимости имущества. Общая сумма платежей лизингополучателя значительно превышает коммерческую цену имущества. В этом заключается выгода лизингодателя. А лизингополучатель получает машины и оборудование без значительных первоначальных затрат. Поэтому лизинг рассматривается как новая форма инвестирования денежных средств в экономику. Именно лизинговая компания (ими являются финансовые организации, банки) финансируют операции по лизингу.
2. Из сферы гражданского права выводятся некоторые виды договоров. Например, трудовые договоры стали регламентироваться особыми нормами трудового права.
3. Современное договорное право все более ориентируется на экономическое неравенство участников оборота и устанавливает ряд ограничений принципа свободы договора (это свобода вступать в договорные отношения и свобода сторон в определении их содержания). Эта необходимость ограничения свободы договора была вызвана тем, что полная свобода договора приводит к злоупотреблениям со стороны более сильных субъектов экономических отношений над более слабыми.
Отступление от принципа свободы договора наметилось еще в XIX в. В ряде случаев государство устанавливало твердые цены на продукты первой необходимости, твердые тарифы на транспорте на перевозку грузов и пассажиров, продажа некоторых товаров признавалась монополией государства. Однако появление и широчайшее распространение монопольных соглашений и стандартных договоров присоединения вынудили законодателя существенно поступиться началом свободы договора. Это особенно заметно на примере антимонопольного законодательства, ограничивающего или запрещающего отдельные виды договоров, если они угрожают нормальной конкуренции.
Все большее распространение получают разнообразные типовые договоры, договоры присоединения («договоры в стандартной форме»), в которых используются «стандартные» условия, заранее разработанные одной из сторон и навязываемые контрагенту. На базе этих типовых договоров совершается большая часть гражданско-правовых сделок в сфере розничной торговли, перевозок, обслуживания населения и т. п. Условия таких типовых договоров или формуляры договоров разрабатываются крупной компанией, которая господствует на рынке соответствующего товара или услуги, также разрабатываются коллективно предпринимательскими союзами. Содержание договоров присоединения определяется одной из сторон, а другая зачастую не только не в состоянии обсуждать договорные условия, но и не имеет выбора - присоединяться или нет к такого рода договору.
Стандартные договоры неизбежны в любом современном обществе. Последствием индустриализации стало то, что место индивидуально изготовляемых вещей все в большей мере занимают товары массового производства, выпускаемые серийно и рассчитанные на большое количество покупателей. Применение договоров с заранее разработанными условиями - результат стремления фирм упростить и облегчить заключение сделок, что приобретает особое значение при небывалом расширении договорной практики. Эти договоры неизбежны в тех сферах хозяйства, где заключается множество однотипных, стандартных сделок. Но вместе с тем, подобные договоры отрицали юридическое равенство сторон в договоре, ставили составителя формуляра (крупную фирму) в привилегированное положение, позволяли ему включать в договор условия, ущемляющие интересы рядового контрагента.
Стремление предотвратить чрезмерное злоупотребление этим вызвало к жизни нормативные акты, запрещающие включать в договоры присоединения наиболее одиозных условий. Например, исключение права клиента на гарантию, освобождение продавца или сервисного предприятия от ответственности перед покупателем или клиентом, либо уменьшение размера такой ответственности.
Свобода договора ограничивается и государством путем детальной регламентации банковских, страховых, транспортных, валютных, внешнеторговых операций; установления систем лицензирования, когда для осуществления той или иной операции необходимо получить разрешение от компетентного государственного органа; определения цен на товары и услуги.
В западных странах были приняты законодательные акты, направленные на защиту прав экономически слабой стороны в договоре - потребителя от злоупотреблений со стороны предпринимателей, исключение или ослабление практики навязывания фирмами дискриминационных условий контрактов, ущемляющих интересы потребителей. Кроме того, потребителю обеспечивается возможность получить более полное возмещение ущерба, понесенного в результате приобретения недоброкачественных изделий.
Однако на потребителя обрушивается массированная реклама. Специалисты утверждают, что реклама родилась в тот самый момент, когда Еве удалось вручить Адаму злополучное яблоко. В 1625 г. а английской газете «Меркурио Британикс» появилось первое в мире объявление, в котором автор всего-навсего предлагал купить у него книгу. В западных странах теперь реклама везде и всюду. Как заметил один из представителей рекламного бизнеса, сейчас «воздух, которым мы дышим, состоит из кислорода, пота и рекламы». Потребитель выбирает из того, что ему навязывают, причем он обрабатывается так, чтобы он не мог уклониться от этого. Предложение доминирует над спросом. Чтобы привлечь внимание как можно большего числа потребителей, самую дорогую рекламу помещают рядом с информацией о трагических или скандальных событиях. Например, в центре сообщений о нахождении в Альпах трупов четверых погибших в авиакатастрофе, о повесившимся в больнице 70-летнем старике и миллионом ограблении местного ювелира мюнхенская газета «Абендцайтунг» поместила рекламу: «молоку нет замены! Оно обладает ценными питательными свойствами! Молоко так же важно для детей, как и школьная перемена!».
Реклама представляет собой не только пропаганду товара, но и пропаганду системы ценностей Запада, таких как экономический успех, удовольствия, здоровье. («Съешь сникерс, и ты сыт и доволен», «Ковбоям хагис нужен комфорт и сухость», «Сухая кожа - счастливый малыш»; Смысл жизни заключается в том, чтобы избежать любой ценой кариеса, не оставить перхоти ни малейшего шанса, избежать критических дней...).
4. Заметное ослабление претерпевает принцип незыблемости договора (договор имеет силу закона для его участников). Уже в ходе первой мировой войны стало очевидным, что соблюдение многих договоров и, прежде всего, договоров о крупных и длительных поставках, как правило, объективно стало невозможным в силу экономических и социальных потрясений. Законодательство и судебная практика западных стран стали допускать внесение изменений или даже отказ от договора с учетом неожиданно возникших экономических обстоятельств.
В связи с этим была разработана доктрина «оговорки о неизменности обстоятельств», согласно которой, стороны, заключая договор, исходят из следующего предложения: он будет исполняться при определенных обстоятельствах, имеющихся на момент его совершения. Изменение этих обстоятельств (резкое изменение конъюнктуры рынка, девальвация валюты, скачок цен и т. п., которые нельзя было предвидеть при возникновении обязательства) дает право сторонам отказаться от исполнения договора или потребовать изменения его содержания.
Антимонопольное законодательство
В договорном праве резко возрос удельный вес императивных норм за счет установления общих правил предпринимательской деятельности. Одной из специфических форм государственного регулирования экономики является антимонопольное законодательство, в США оно носит название антитрестовского законодательства. Оно представляет собой совокупность правовых норм, регламентирующих деятельность монополистических объединений и ведение конкурентной борьбы.
Исторически сложились два системы антимонопольных законов: американская и европейская. Американская система предусматривает формальное запрещение монополий, то есть признания их незаконными изначально. Европейская система строится на принципе контроля за монополистическими объединениями и ограничения их злоупотреблений. Различия между системами не носят принципиального характера.
В законодательстве США не содержится расшифровки таких понятий, как монополия, конкуренция, но их толкование дали американские суды. В одном из решений американского суда сказано: «Современная концепция «монополии» означает объединение или организацию, которая приобретает такое доминирующее влияние в какой-либо отдельной отрасли торговли или коммерции, что возникает тенденция к подавлению конкуренции, регулированию поставок и фиксированию цен во вред публике».
Для американской экономики второй половины прошлого столетия характерно то, что в определенной отрасли промышленности, торговли или сферы услуг функционирует несколько компаний, обладающих гигантскими по сравнению с конкурентами размерами, что позволяет им проводить по отношению к ним политику диктата. Корпорации с миллиардными активами, десятками тысяч наемных рабочих, мощными управляющими штатами фактически доминируют на рынке, определяют выпуск продукции и цены. По мнению западных авторов, в такой ситуации конкуренция не устраняется, а ведется на более высоком уровне, становится более ожесточенной. Следовательно, нет повода для применения к таким гигантским корпорациям норм антитрестовского законодательства.
Американские авторы говорят о нарушении «работающей» или «эффективной» конкуренции. В действительности конкуренция вызвана тем, что производителей вещей и услуг избыточно много, а покупательная способность потребителей ограничена. Тон на рынке задают крупные корпорации, добивающиеся успеха за счет перераспределения покупательной способности населения в свою пользу.
При применении антитрестовских законов постоянно возникает вопрос: что хуже - вред, причиненный конкуренции, если антитрестовский закон будет бездействовать, или вред для эффективности экономики в целом, если закон будет применен против преуспевающей корпорации? Тресты представляют собой естественное явление в экономической жизни, в отношении которого нельзя занять полностью негативную позицию. Трест – это полное объединение предприятий, производящих однородную позицию (одной или ряда смежных отраслей), с целью совместного производства и сбыта. Участники треста утрачивают свою самостоятельность (производственную, коммерческую и юридическую). Это огромное комбинированное, но единое предприятие.
Первый возник нефтяной трест Дж. Рокфеллера «Стандарт ойл» в 1882 г., а к 1900 г. он контролировал 84% внутренней торговли нефтью и 90% ее экспорта. Джон П. Морган в 1901 г. создал стальной трест «Юнайтед Стейтс Компани» с капиталом 1,4 млрд. долларов, контролировавший 3/5 производства стали всей страны.
Эти тресты управлялись одним лицом неограниченно. Хозяева их направляли дело по своему усмотрению, не допуская никакого контроля, увольняя управляющих заводами, которых они находили неподходящими, определяя размер производства, вознаграждение рабочим и продажные цены. Они старались как можно теснее специализировать работу каждой фабрики для уменьшения расходов по производству и увеличения таким образом доходов. Финансисты скупали предприятия, занимающиеся производством одного продукта. Тресты создавались путем подавления своих конкурентов снижением цен на внутреннем рынке, а также с помощью подкупа и шантажа. Основатели трестов, имеющие в своих руках большинство железных дорог, назначением разорительных перевозных тарифов немедленно ставили упорствующее предприятие в невозможность перевозить свои товары. Трест продавал продукцию с убытком, пока не разорял конкурента.
Вследствие объединения заводов в одних руках, общие издержки производства сокращались, увеличивалась специализация, и заводские цены значительно уменьшались. Трест, установивший монополию, конечно, старался поднять цены, но так как всегда выясняется, что, продавая дешевле, продашь гораздо больше, цены, в конце концов, понижаются, и цена на производимый трестом товар опускается ниже прежней стоимости. Тресты добились результата, к которому сознательно не стремились: промышленного и торгового первенства США.
Антитрестовское законодательство ограничивает или даже запрещает некоторые виды договоров, если они приводят к уничтожению или существенному нарушению нормальной конкуренции. К такого рода договорам, как правило, относят соглашения, которые закрепляют за их участниками (юридически независимыми фирмами-производителями, поставщиками и оптовыми покупателями) определенные объемы производства того или иного товара, распределяют между ними источники сырья, рынки сбыта, запрещают участникам перепродавать товары ниже оговоренного уровня цен или не разрешают вступать в аналогичные договорные отношения с лицами, которые не присоединились к данному соглашению.
Антимонопольное законодательство запрещает сделки между компаниями, занимающими, господствующее положение на рынке с другими фирмами или массовыми потребителями, если такие сделки ведут к ограничению последующей конкурентной деятельности для одной из сторон. К таким запрещенным сделкам относятся: 1) связывающие договоры - продажа с принудительным ассортиментом, когда продавец обуславливает продажу основного товара приобретением второстепенного, связанного с основным, например, обязанность одновременно приобрести другой тип машины или сырья; 2) исключающие контракты - например, обязательство покупателя или продавца соответственно не приобретать или не продавать впредь такой товар по контрактам с третьими лицами.
Также запрещались контракты на продажу товаров по демпинговым («неразумно низким») ценам с целью уничтожения конкуренции или конкурентов, недобросовестное давление, бойкот со стороны предприятий, занимающих ведущее конкурентное положение.