Нормы договорного права и типы контрактов

Институциональная экономическая теория выделяет три основных типа контракта (Я. Макнейл, 1974; О.Уильямсон, 1978):

- классический, связан с классическим договорным правом;

- неоклассический, связан с неоклассическим договорным правом;

-отношенческий (неявный, имплицитный).

Отличия этих типов связано: а) с регулярностью и длительностью сделок; б) степенью неопределенностью и сложности сделок; в) измеримостью характеристик сделок; г) взаимозависимостью сделок; д) специфичностью ресурсов (местоположение; особенности физических активов; особенности человеческого капитала; репутация – гудвилл, бренд). Различие типов контрактов также связано с продолжительностью сроков действия контракта; со степенью полноты контракта; с разными стимулами – почасовая или сдельная оплата; доход на активы, распределение акций, с разными процедурами принуждения к исполнению контракта.

Схематично взаимосвязь видов и типов контрактов дается следующим рисунком:

нормы договорного права и типы контрактов - student2.ru

Рис 4.1. Типы и виды контрактов

Классический контракт – это двусторонний договор, основанный на действующих юридических правилах, с четко зафиксированными условиями сделки, правилами и обязательствами сторон, санкциями за нарушение обязательств. Отношения сторон в этом контракте определены и прекращаются после завершения сделки. Личные отношения и качества сторон не играют никакой роли – отношения полностью овеществлены товарами, услугами, деньгами. В классическом контракте не предусмотрены устные договоренности, в случае конфликта апеллируют только к формализованным, письменным положениям контракта. Участие третьей стороны договор не предусматривает, споры рассматриваются в судах.

Способ организации сделки, регулируемой классическим договорным правом – рынок, но сама сделка - негибкая, т.е. в ней отсутствуют элементы гибкого приспособления к меняющимся условиям. Такие сделки гоcподствовали в XIX веке, но оказались неэффективными в 1930 –е годы, в период Великой депрессии. Многие контракты аренды помещений, например, заключались на длительный срок (до 20 лет) с фиксированной помесячной арендной платой. Но в связи с дефляцией цены резко снизились и номинальный размер арендной платы стал существенно отличаться от ее реальной величины. Возникли многочисленные судебные дела, миллионы арендаторов разорились. Впоследствии в контракты аренды стали включаться гибкие условия, чтобы смягчить негативное влияние изменения цен.

Неоклассический контракт – это долгосрочный контракт в условиях неопределенности, своеобразный договор о принципах сотрудничества. В этом контракте личные отношения играют важную роль.

Неоклассические контракты заключаются по сложным сделкам, предусматривающим приспособление сторон к непредвиденным обстоятельствам, использование гибкого ценообразования («издержки плюс», цена как процент от продажи, индексация цен при инфляции и т.д.)

Обычно выделяют следующие характерные черты неоклассического контракта: 1) определяет механизм адаптации к непредвиденным обстоятельствам; 2) может создавать «зону толерантности», т.е. зону разделения рисков; 3)может включать раскрытие информации; 4) условия обращения к третейскому судье (в строительных контрактах, например, это архитектор).

Примером неоклассического контракта является трудовое соглашение.Если бы трудовое соглашение строилось как классический контракт, то работодателю пришлось бы постоянно вести переговоры и перезаключать контракты. Но суть договора найма в том, что невозможно заранее определить конкретные действия работника, который к тому же всегда может уволиться.

Способ организации сделки при неоклассическом контракте – это гибридная (смешанная) форма, специализированный способ сделки, который имеет дело с двусторонней зависимостью, достаточно сильной, чтобы потребовалась тесная координация, но недостаточно сильный, чтобы возникла потребность в полной интеграции. В качестве гибридных форм можно привести:

- долгосрочные контракты (на 30 и более лет), заключаемые, например, между электростанцией и угольным разрезом;

- эксклюзивные дилерские контракты, когда покупатель будет покупать весь товар данного типа только у одного продавца. Такой контракт запретит дилеру продажи конкурирующих товаров;

- связанные продажи, при которых покупатель обязуется покупать основной товар вместе с какими- то другими товарами (услугами) (например, ремонт, запасные части);

- франчайзинг – контракт, который предоставляет независимому лицу ( фирме) – франчайзи_- использовать торговую марку и методы организации бизнеса материнской компании (франчайзер) на определенный срок (обычно 20 лет, в России – 15 лет) с уплатой первоначального взноса и роялти (например 5% объема продаж). Существует ряд проблем франчайзинга. Во – первых, это гарантииспецифических инвестиций, когда франчайзер устанавливает по франшизам минимальные цены, что препятствует снижению качества обслуживания, а также жесткие требования по ингредиентам продукта (например, состав «Биг Мака», убранству помещений и т.д.). Во – вторых, это проблема вымогательства,когда франчайзер начинает вести себя оппортунистически после продажи франшизы – создает, например, новую конкурирующую точку в данном регионе. Чтобы бороться с таким вымогательством, создают локальные организации дилеров – франчайзи, которые устанавливают вместе с компаниями – франчайзерами временно согласованные стандартыпо количеству предприятий – дилеров, работающих с франшизами.

Имплицитный (отношенческий) контракт – это долгосрочный контракт, заключенный между подразделениями одной организации, в котором неформальные условия преобладают над формальными, и широко используется весь накопленный опыт взаимодействия сторон для приспособления к непредвиденным обстоятельствам.

Два принципиальных отличия имплицитного контракта от неоклассического.

1) В неоклассическом контракте приспособление к непредвиденным обстоятельствам, несмотря на наличие устных договоренностей, осуществляется на основе формального соглашения.А в отношенческом контракте такой основой служит весь опыт взаимодействия сторон, который был накоплен за все время их взаимодействия.

2) В неоклассическом контракте последней инстанцией при разрешении споров является суд, при отношенческом контракте - разрешение споров осуществляется высшим органом иерархии, организационной структурой, в которую входят стороны контракта.

Структура управления сделкой в отношенческом контракте является иерархия, административное управление в одной организации. В рамках одной экономической организации со сложной структурой ее подразделения обладают определенной автономией: могут вести самостоятельный бизнес; менеджмент разных подразделений может иметь разные интересы в отношений цен, вознаграждений, инвестиционной и дивидендной политики организации. Но при этом существуют общие задачи, а доверие, солидарность, заинтересованность в продолжении отношений играют важную роль в отношенческом контракте.

Недостатками имплицитного контракта считаются излишние бюрократические издержки,характерные для иерархичной организации, а также слабые стимулы у менеджеров подразделений к повышению эффективности (снижение издержек, повышению качества, инновациям).

Рассмотрим два кейса, иллюстрирующих проблемы всех трех типов контрактов.

Кейс 1: отношение между «Дженерал Моторс» (GM) и «Фишер Боди» (FB).

В 1917 году эти компании подписали 10 – летний контракт по поставкам для «GM» крытых кузовов автомобилей, изготовляемых «FB». Тип контракта – классический.

С изменением технологии автомобилестроения потребовались специфические инвестиции в высокоспециализированные дорогие штамповочные станки для производства кузовов. GM была заинтересована в стабильном долгосрочном сотрудничестве с FB как ведущим в США производителем кузовов. Но FB боялся осуществлять рисковые для него специфические инвестиции из-за возможного оппортунистического («вымогательство») поведения GM, который мог отказаться от продукции FB и заказывать кузова у других фирм или потребовал бы снизить цены.

Поэтому в 1919 году был заключен долгосрочный неоклассический контракт,более гибкий, который существенно ограничил возможности оппортунистического поведения GM: концерн был обязан покупать у FB все кузова для своих автомобилей, а цены определялись по формуле «издержки плюс» (себестоимость плюс 17,6% себестоимости). Так как такой принцип ценообразования был не очень выгоден для GM (но выгоден для FB, который мог завышать издержки), в контракт было включено условие, что цены для GM не могут превосходить цены аналогичной продукции для других фирм - конкурентов GM.

Но затем резко вырос спрос на закрытые автомобили, что неожиданно усилило позиции FB. Фирма не соглашалась пересмотреть цены и не стремилась снизить издержки. К тому же GM был недоволен качеством кузовов, а FB отказалась построить новый завод в г. Флинт, где GM расширял свой завод для сборки бьюиков. В 1925 году производители автомобилей приняли программы ежегодных изменений в моделях, в которых форма кузова стала более связанной с конструкцией шасси и технологией производства. Это требовало большей координации между автомобильными компаниями и производителями кузовов. Последние стали постепенно включаться в автомобильные корпорации как структурные единицы.

В 1924 году GM начал скупать акции FB, и в 1926 году было подписано соглашение о слиянии двух компаний, Был заключен между головной компанией и ее подразделением FB отношенческий контракт,а способом сделки стала иерархия.

Кейс 2: Выбор контракта, заключенного с поставщиками узлов и деталей (компонентов) автомобильными компаниями «Дженерал Моторс» и «Тойота» в начале 90-х годов ХХ века.

GM имеет большое количество поставщиков компонентов (более 35 тысяч). У Тойоты их число – 225. Производство автомобилей: GM – 8млн, Тойота – около 5 млн. Число занятых соответственно - 750 тысяч и 65 тысяч.

Высокоспециализированные компоненты GM производила сама (в том числе в подразделении Фишер Боди). Другие детали она получала от независимых поставщиков на основе краткосрочных договоров, заключенных на конкурентной основе с фиксированными ценами.

Поставщики Тойоты поставляли сложные компоненты долгосрочных комплексных (обмен информацией, разделение издержек, консультации) контрактов.

Видим в этих ситуациях три типа контрактов:

1). Внутри GM – отношенческие контракты по производству специализированных компонентов;

2). Классические контракты GM с независимыми поставщиками узлов, компонентов и деталей;

3). Неоклассические контрактыТойоты со своими поставщиками.

Наши рекомендации