Кризис полиса и кризис республики
Следует обратить внимание на то, что республики в древности и в средние века были маленькими государствами. В древности – это общины–государства, так как продолжали действовать органы общинного управления: это собрание общины и совет общины. В средневековый период – республики тоже являлись маленькими государствами (городами–государствами). Причина в том, что в тогда отсутствовал институт представительства. Он появится только на рубеже XIII-XIV веков н.э. Каждый гражданин осуществлял свои политические права лично, либо, в древности, приходя на народное собрание, либо, в средневековье, приходя на собрание горожан. Люди считали невозможным, даже если они кого-нибудь выберут сами, что этот человек будет представлять их интересы. Каждый гражданин осуществлял свои права лично и лично участвовал в принятии законов. В результате, получалось, что, чтобы народное собрание работало нормально, граждан должно быть не так много. Республиками могли быть государства, в которых проживает ограниченное число граждан. Это нагляднее всего видно на примере деятельности народного собрания, когда должны были собираться все граждане. В рамках большого государства с большим количеством граждан такой орган было бы невозможно собрать. К управлению большими государствами с большой численностью граждан до перехода к конституционному (правовому) государству нового времени была пригодна только монархия. Поэтому республики не могли быть большими. Возможность появления больших государств появится в конституционном государстве, когда институт представительства будет объединён с законодательными функциями.
Таким образом, из-за отсутствия в тот период института представительства (каждый гражданин осуществлял свои политические права лично), республика была пригодна для управления маленькими государствами с ограниченной численностью граждан. Когда за республику борется общинная знать, то ранняя форма государственного устройства (номовая, или полисная) – консервируется. Когда общинная знать захватывает власть в общине–государстве, то знать более не заинтересована в создании объединений и увеличении государства. Если в общине–государстве у знати в руках находится вся государственная власть, то в территориальных государствах у знати будет только местная власть в органах местного самоуправления. В результате установления республик, то есть победы знати, “консервируется” ранняя форма государственного устройства – полисная (номовая), так как знать, чтобы не потерять власть в рамках общин–государств – более была не заинтересована в создании территориальных государств, где она окажется в подчинённом монарху положении, обладая только местной властью в рамках территориальной общины. Это приведёт к такому явлению как “кризис полиса” в Греции или “кризис республики” в Риме.
Древняя Греция всегда оставалась раздробленной на города - государства, самыми крупными из которых были Афины (VIII - IV века до н.э.) и Спарта (X-II вв. до н.э.). Афины и Спарта являлись главами двух больших союзов греческих государств, вели постоянные войны между собой. Мелкие греческие республики постоянно враждовали. Греки не сумели создать из них одну большую греческую республику, хотя за разрешение этой задачи и брались Спарта и Афины. Однако они понимали это объединение греков как установление собственного господства над другими. Рим в III-II веках до н.э. превратился в столицу огромной Средиземноморской державы. Это привело к политическому кризису – в Греции “кризис полиса”, а в Риме “кризис республики”.
“Кризис полиса” и “кризис республики” будут решены путём образования территориальных государств – в Греции эллинистических монархий, а в Риме период республики завершится установлением империи. Единство, которого не могла выработать Греция внутренними своими силами, было ей навязано извне и притом в форме подчинения республик Македонскому царству в IV в. до н.э. Римское государство развивалось с VIII в. до н.э. по V в. от небольшого города - полиса до мировой абсолютной бюрократической монархии. Римляне смогли объединить Италию и всё Средиземноморье в прочное государство. Рим за 12 веков прошёл путь от полиса, города - государства до мировой абсолютной централизованной бюрократической монархии. Историю древнеримского государственного права принято делить на три периода:
1. Царский период (753 г. до н.э. - 509 г. до н.э.) - период ранней монархии, от основания Рима первым царём Рóмулом до изгнания последнего 7 царя Тарквúния Гордого.
2. Период аристократической республики (509 г. до н.э. - 27 г. до н.э.).
3. Период империи (27 г. до н.э. - 476 г.) - единовластия, который делится на два периода: принципат (27 г. до н.э. - 284 г.) и доминат (284 - 476 гг.).
Лекция № 1. Государственный строй Афин в период ранней монархии (первая половина VIII в. до н. э.). Правовое положение населения и государственный строй Рима в период ранней монархии, в «царский» период (середина VIII – конец VI века до н.э.). Реформы Сервия Туллия
Древней формой правления Афин и Рима являлась - ранняя монархия, когда государством управляли цари.