Управление государственными и муниципальными контрактами
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ
Содержание
Тема 1. Общие положения о размещении государственного и муниципального заказа
1.1. Понятие государственного и муниципального контракта
1.2. Понятие размещения государственного и муниципального заказа
1.3. История развития регулирования размещения государственного и муниципального заказа в современной России.
1.4. Основные понятия, используемые в Федеральном законе № 94-ФЗ: государственные и муниципальные заказчики, государственные и муниципальные нужды, нужды бюджетных учреждений, специализированная организация.
Тема 2. Способы размещения государственного и муниципального заказа
2.1. Размещение заказа путем проведения торгов и без проведения торгов
2.2. Размещение заказа путем проведения конкурса, этапы конкурса
2.3. Неконкурентные способы размещения заказа: запрос котировок и закупка продукции у единственного поставщика, «мелкие» закупки
2.4. Основания и порядок проведения запроса котировок
Тема 3. Порядок заключения и отказ от заключения контракта
Тема 4. Структура и обязательные условия контракта
4.1. Структура государственного (муниципального) контракта
4.2. Размер обеспечения исполнения контракта
Тема 5. Допустимые случаи изменения условий государственного или муниципального контракта. Изменение цены контракта
Тема 6. Исполнение контракта. Досрочное расторжение контракта
Тема 7. Реестры контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Административная ответственность.
Тема 1. Общие положения о размещении государственного и муниципального заказа
Основные понятия, используемые в Федеральном законе № 94-ФЗ
Закупка – процесс получения или приобретения чего-либо.
Заказ – документ, подтверждающий желание осуществить закупку, передаваемый поставщику, исполнителю, подрядчику и содержащий основные условия закупки.
Закупка может производиться для разных нужд (личных, коммерческих, производственных, нужд государства и общества и пр.).
Государственные заказчики, муниципальные заказчики - это органы государственной власти РФ или органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления, а также уполномоченные указанными органами государственной власти или органами местного самоуправления на размещение заказов.
Государственные нужды в России определяются в настоящее время как обеспечиваемые за счет средств федерального бюджета или бюджетов субъектов РФ и внебюджетных источников финансирования потребности РФ, государственных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для осуществления функций и полномочий РФ, государственных заказчиков (в том числе для реализации федеральных целевых программ).
Муниципальные нужды в России определяются как обеспечиваемые за счет средств местных бюджетов и внебюджетных источников финансирования потребности муниципальных образований, муниципальных заказчиков в товарах, работах, услугах, необходимых для решения вопросов местного значения и осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и (или) законами субъектов РФ, функций и полномочий муниципальных заказчиков.
Общественные закупки - закупки для общественных нужд, в которых государство не рассматривается как некий экономический субъект, имеющий свои собственные нужды, отличные от потребностей общества.
Специализированная организация - это юридическое лицо, привлекаемое на основе контракта или гражданско-правового договора Заказчиком или уполномоченным органом (в случае, если такое право предусмотрено решением о создании уполномоченного органа) для осуществления функций по размещению заказа путем проведения торгов в форме конкурса на право заключить контракт (далее - конкурс) или аукциона на право заключить контракт (далее - аукцион) - разработки конкурсной документации, документации об аукционе (в том числе в электронном виде), опубликования и размещения извещения о проведении открытого конкурса или открытого аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе или в закрытом аукционе и иных связанных с обеспечением проведения торгов функций.
1.5. Описание возможных требований к участникам размещения заказа (общие, специальные), условий допуска к участию в торгах. Информационное обеспечение размещения заказа.
Требования 94-ФЗ, изложенные в статье 16, условно можно разделить на две части по типу информационных источников.
Первая часть устанавливает обязанности Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации определить официальное печатное издание для опубликования информации о размещении заказов.
Вторая часть устанавливает обязанность органов государственной и муниципальной власти определить официальный сайт РФ, официальный сайт субъекта РФ, официальный сайт муниципального образования в сети «Интернет» для размещения информации о заказах. При принятии 94-ФЗ была установлена правовая эквивалентность двух источников (печатного и электронного) информации о размещении заказов. Однако, уже с самого начала действия 94-ФЗ имеет место асимметрия информации о размещении заказов в официальном печатном издании и на официальном сайте. Ряд сведений о размещении заказов, как, например, разъяснения документации о торгах, протоколы «вскрытия» и рассмотрения конкурсных заявок, документация о проведении торгов, информация о других официальных сайтах, региональных сайтах о размещении заказов, сайтах, содержащих «Реестр недобросовестных поставщиков», «реестр государственных (муниципальных) контрактов» размещаются только в сети Интернет на официальных сайтах по размещению заказов и не публикуются в официальных печатных источниках. С июня 2008 года информация о государственных заказах на федеральном уровне размещается только на официальном сайте.
Внесенные 218-ФЗ изменения 94-ФЗ снимают паритетность печатного и электронного источников информации и постепенно переводят информационное обеспечение государственных и муниципальных закупок в систему «одного окна»: с 1 января 2011 года единственным легитимным источником о размещении заказов в РФ стал федеральный портал о размещении государственных и муниципальных заказов. Эти требования законодательства позволяют формировать единое информационное пространство в области размещения заказов.
Субъект РФ обязан размещать на своем сайте информацию о размещении заказов муниципального образования, которое находится в границах данного субъекта РФ. Это правило установлено в интересах муниципальных образований, закупочные бюджеты которых весьма незначительны; им по экономическим причинам нецелесообразно содержать собственные сайты о размещении заказов в сети «Интернет». При этом следует учитывать, что данное правило не относится к обязанности муниципального образования определить соответствующее официальное печатное издание.
Требования законодательства о безвозмездном доступе и размещении информации на официальных сайтах, касающейся размещения заказов, а также информации об условиях, запретах, об ограничениях допуска товаров, работ, услуг иностранного происхождения максимально расширяют доступ к информации заказчиков, поставщиков, исполнителей, подрядчиков, налогоплательщиков, всех заинтересованных в размещении, исполнении заказов и эффективном расходовании средств, используемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Данная норма стимулирует заказчиков, поставщиков, исполнителей, подрядчиков активно использовать в закупках электронные технологии.
Законом установлен минимальный перечень сведений, которые должны распространяться через вышеуказанные информационные системы с учетом существования официальных печатных изданий для публикации информации о размещении заказов (соответственно РФ, субъектов РФ, муниципальных образований).
Нарушение заказчиком, уполномоченным органом или специализированной организацией данных требований влечет за собой привлечение ответственных должностных лиц к административной ответственности.
Вопросы
1) Что такое контракт?
2) Что понимается под государственным и муниципальным контрактом?
3) В обеспечение чего заключается государственный и муниципальный контракт?
4) Путем чего обеспечиваются нужды бюджетных учреждений?
5) На какой срок может быть заключен договор бюджетных учреждений?
6) В каком случае он может быть увеличен?
7)
8)
и т.д.
Виды торгов
Размещение заказа может осуществляться:
- путем проведения торгов (конкурентные) в форме конкурса, аукциона, в том числе в электронной форме;
- без проведения торгов (неконкурентные): запрос котировок, у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика), на товарных биржах.
Решение о способе размещения заказа принимается государственным или муниципальным заказчиком.
Как правило, государственные заказы распределяются на конкурсной основе с использованием открытых торгов. Применение торгов для государственных закупок обусловлено тем, что применение этого метода обеспечивает равные условия доступа частных компаний к государственным заказам и позволяет существенно снизить цены и обеспечить гласность.
Конкурентные закупки бывают открытые и закрытые. В свою очередь к неконкурентным закупкам относятся закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика).
Анализ статистических данных за 2014 год с официального сайта РФ для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг www.zakupki.gov.ru показывает, что самыми популярными на сегодняшний день способами закупок, проводимыми в рамках 44-ФЗ, являются: электронный аукцион (ЭА), открытый конкурс (ОК) и закупка у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) (ЕП). На них приходится основная доля всех проводимых закупок в РФ.
Торги могут проводиться в форме аукциона или конкурса. Из смысла ст. 447 ГК РФ следует, что конкурс – это способ заключения договора путем выбора на торгах лица, предложившего лучшие условия, а аукцион – способ заключения договора путем выбора на торгах лица, предложившего наибольшую цену договора. И один и второй способ – торги, принципиальная разница – только в количестве критериев: на аукционе победитель выбирается только по одному критерию – цене, а на конкурсе – по нескольким критериям, установленным организатором торгов. В остальном – правила общие. Существующие различия связаны только со спецификой самой процедуры аукциона. Аналогичное определение торгов в форме конкурса и аукциона содержит и 94-ФЗ. Поэтому, заказчики, выбирая способ размещения заказа, обязаны руководствоваться именно этими положениями закона: если товар, работа, услуга представлены на рынке, и заказчик не устанавливает никакого другого критерия, кроме цены, то, решая вопрос о форме торгов, следует выбрать аукцион, а не конкурс. Ошибка в выборе способа размещения заказа является нарушением законодательства о размещении заказов, за что следует применение контрольными органами мер ответственности, предусмотренных действующим законодательством.
Обеспечение
Согласно положениям закона 94-ФЗ, при проведении открытого аукциона в электронной форме, во время публикации извещения о проведении торгов, заказчик обязан установить требование о предоставлении размера обеспечения заявки, которое варьируется от 0,5 до 5 % начальной суммы контракта. Участники размещения заказа, желающие принять участие в торгах, обязаны перевести эти средства со своего счета на счет электронной площадки на время проведения процедуры торгов.
Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» также предусматривает возможность установления заказчиком требования о предоставлении обеспечения исполнения контракта.
Если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения исполнения контракта, то контракт заключается только после предоставления победителем аукциона (или иным участником аукциона, с которым заключается контракт, в случае уклонения победителя от заключения контракта) такого обеспечения исполнения контракта в том размере, который указан в документации об открытом аукционе в электронной форме. Размер, срок и порядок предоставления обеспечения исполнения контракта указывается в документации об открытом аукционе в электронной форме. Часть 19 ст. 41.12 ФЗ № 94 определяет уже известные всем три вида обеспечения исполнения контракта:
- безотзывная банковская гарантия;
- залог денежных средств, в том числе в форме вклада (депозита).
Заключение контракта по итогам аукциона
По итогам аукциона с победителем заключается государственный контракт. Процедура и сроки заключения контракта регламентированы в статье 25 п.12 ФЗ № 94.
Особенность заключения контракта в том, что он заключается в электронной форме, с применением электронной цифровой подписи на сайте электронной торговой площадки, на которой проводился аукцион. Любые контракты, подписанные в бумажной форме, считаются ничтожными.
В случае уклонения или нарушения сроков подписания государственного контракта поставщиком, заказчик обязан заключить контракт с организацией, занявшей второе место, и передать в Федеральную антимонопольную службу сведения об уклонившемся поставщике. Федеральная антимонопольная служба размещает сведения об уклонившемся поставщике в Реестре недобросовестных поставщиков.
Вопросы к теме № 4
1. Назовите часть разделов, из которых состоит контракт.
2. К чему может привести ошибка в разделе «предмет контакта»?
3. К чему может привести ошибка в разделе «характеристика товара»?
4. Согласно ст. 13 Федерального закона от 27.12.2002 N 184-ФЗ "О техническом регулировании" (далее - Закон о техническом регулировании) к документам в области стандартизации, используемым на территории РФ относятся?
5. Что такое технический регламент?
6. Для чего применяются стандарты организации?
7. При каком условии заказчик вправе увеличить количество поставляемого товара?
8. Какими способами могут быть определенны сроки исполнения контракта?
9. Что входит в структуру цены?
10. Какие основные положения содержит залог?
11. Что такое безотзывная банковская гарантия?
12. Что такое Форс-мажор?
13. На какие группы делятся обстоятельства при форс-мажоре?
Вопросы к теме 5
1. В каких случаях возможность изменения условий по соглашению сторон была предусмотрена контрактом?
2. Какая цена предусмотрена для обеспечения федеральных нужд, для обеспечения нужд субъекта РФ и для обеспечения муниципальных нужд?
3. Что должен сделать заказчик, если лимиты бюджетных обязательств заказчика уменьшаются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ?
4. В соответствии с чем осуществляется сокращение количества товара, объема работы или услуги?
5. Может ли быть изменена цена контракта, если заключается контракт с иностранной организацией на лечение гражданина РФ за пределами территории РФ?
6. Какие условия контракта определялись В ч. 5 ст. 9 Закона N 94-ФЗ, изменение которых в процессе исполнения контракта не допускалось ни по соглашению сторон, ни в одностороннем порядке?
7. Объем каких видом работ и услуг заказчик по согласованию с исполнителем, подрядчиком в ходе исполнения контракта вправе изменить не более чем на 10%?
8. Как определяется цена единицы дополнительного поставляемого товара и цена единицы товара при сокращении потребности в поставке части такого товара?
9. Какие права имеет заказчик в случае расторжения государственного (муниципального) контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (исполнителем, подрядчиком) своих обязательств по такому контракту?
10. Что грозит за изменение условий государственного (муниципального) контракта в случаях, не предусмотренных Законом?
Вопросы к теме
1.Дать определение реестру государственных и муниципальных контрактов.
2. Кто ведет реестр контрактов?
3. В течение, какого времени после заключения контракта сведения о нем необходимо отправить в Казначейство?
4. На каком сайте находятся сведения, включенные в реестр?
5. Все ли сведения о контрактах находятся в свободном доступе?
6. После заключения контракта, сведения о нем нужно направить в казначейство. Для этого необходимо заполнить специальную форму. Что в ней необходимо указать?
7. Какие изменения имеет право вносить заказчик в документацию контракта?
8. В каких случаях содержание контракта может быть изменено?
9. Кем формируется уникальный номер реестровой записи?
10. Каким образом формируется уникальный номер реестровой записи?
11. Из чего состоит уникальный номер реестровой записи?
12. Может ли быть изменен уникальной номер реестровой записи?
13. В каких случаях проводится конкурс с ограниченным участием?
14. При одновременном соблюдении каких условий заказчик вправе провести двухэтапный конкурс?
15. Назовите размер административного штрафа за нарушение сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов не более чем на два рабочих дня.
16. Федеральным законом № 396-ФЗ введена ответственность за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации и документов, размещение которых предусмотрено в соответствии с Законом о контрактной системе. Совершение указанного правонарушения влечет наложение административного штрафа. Назовите размер штрафа.
17. За сколько дней необходимо извещать о проведении аукционов?
18. Предусмотрена ли ответственность юридического лица за изменение условий контракта?
19. Когда вступили в силу последние изменения в КоАП РФ?
УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫМИ И МУНИЦИПАЛЬНЫМИ КОНТРАКТАМИ
Содержание
Тема 1. Общие положения о размещении государственного и муниципального заказа
1.1. Понятие государственного и муниципального контракта
1.2. Понятие размещения государственного и муниципального заказа
1.3. История развития регулирования размещения государственного и муниципального заказа в современной России.
1.4. Основные понятия, используемые в Федеральном законе № 94-ФЗ: государственные и муниципальные заказчики, государственные и муниципальные нужды, нужды бюджетных учреждений, специализированная организация.
Тема 2. Способы размещения государственного и муниципального заказа
2.1. Размещение заказа путем проведения торгов и без проведения торгов
2.2. Размещение заказа путем проведения конкурса, этапы конкурса
2.3. Неконкурентные способы размещения заказа: запрос котировок и закупка продукции у единственного поставщика, «мелкие» закупки
2.4. Основания и порядок проведения запроса котировок
Тема 3. Порядок заключения и отказ от заключения контракта
Тема 4. Структура и обязательные условия контракта
4.1. Структура государственного (муниципального) контракта
4.2. Размер обеспечения исполнения контракта
Тема 5. Допустимые случаи изменения условий государственного или муниципального контракта. Изменение цены контракта
Тема 6. Исполнение контракта. Досрочное расторжение контракта
Тема 7. Реестры контрактов, заключенных по итогам размещения заказов. Административная ответственность.
Тема 1. Общие положения о размещении государственного и муниципального заказа