Теоретические основы социальной работы в XX в

Научно-теоретическое осмысление форм помощи нуждаю­щимся с самого начала как бы «группировалось» по разным уров­ням практики социальной работы, в частности,

1) на уровне инди­вида,

2) группы и семьи,

3) организации,

4) общины

5) общества.

Особую роль в развитии теории социальной работы на За­паде при исследовании практики социальной работы на уровне индивида оказали теории 3. Фрейда, Б.Ф. Скиннера и Ж. Пиаже.

Б. Скиннер считает, что важно учитывать такие три фактора, как, во-первых, событие, которое вызывает определенную ре­акцию человека; во-вторых, саму эту реакцию (ее характер, форму и т. п.); в-третьих, последствия.

Группа как специфический феномен также привлекает вни­мание специалистов из разных сфер социального знания. «Клю­чевыми» теориями в начале становления социальной работы как науки были теории Курта Левина, Джоржа Хоуманса и Алвина Зандера.

Относительно недавно в социальной работе была признана важность организационного уровня как самостоятельного уров­ня ее практики. Менеджмента, управления - Большой вклад внесли М.П. Фоллетт, Ф. Селзник, Р. Мертон, М. Залд, Е. Гоффман и др.

Социальные работники активно используют идеи Р. Мертона о том, что многие люди связывают свои интересы с общнос­тью, в которой они проживают («Значение влияния: изучение внешнего влияния и коммуникативного поведения в локальном сообществе», 1949). – групповая соц работа.

Майер Залд (1931) в работе «Политическая экономия об­щественных организаций» (1973) рассматривал перспективы со­циальных наук в исследовании функций сотрудников социальных служб. Взгляды М.Залда помогают социальным работникам об­ращать внимание на такие вопросы: каков механизм получения социального статуса, каким образом происходит использование имеющихся ресурсов и т. п.

Эрвин Гоффман (1922—1982) Наибольшую известность среди социальных работников Э. Гоффмана «Приют» (1961) «Представление себя в повседневной жизни» (1959) высказывает идеи о том, что «все в мире играют», что мы все постоянно «представляем» себя дру­гим, а они нам — себя. Ролевая теория, рассматриваемая в этой книге, вошла в лексикон социальных работников.

США Особая роль в исследовании соц. проблем и их использовании в социальной работе принадлежит специалистам Чикагской школы.

В Чикагском университете с 1900 г. осуществляется подготовка специалистов в области социальной работы и социологии. Объек­том их научных исследований становятся бродяги (Н. Андерсон. Бродяги, 1923), трущобы (X. Зонбах. Золотой берег и трущобы, 1929)

В основе социетального уровня социальной работы лежит структурно-функциональный подход, который предполагает по­нимание общественной жизни в виде множества взаимодействий людей, их бесконечных переплетений.

Важную роль в развитии социальной работы во всем мире сыграли женщины, представляющие два основных на­правления социальной работы:

1) психосоциальную, или «клини­ческую», социальную работу, как ее называли раньше, (направленная на личность клиента)

2) структурную социальную работу, или работу, ориентированную на социальное окружение клиента.

Феминистское движение - первые практические шаги в области теоретического ос­мысления социальной работы были предприняты феминистками во многих странах мира

Шо Лоуэлл Джозефин (1843—1905) Она считала, что причины бедности кроются в самом характере бедных людей. В связи с этим Джозе­фин занималась исследованием характера бедных людей.

Мери Ричмонд (1861—1928) с 1889 года занималась соци­альной работой в качестве помощника благотворительной орга­низации в Балтиморе. В 1917 г. она публикует свою, ставшую впоследствии знаменитой, книгу «Социальные диагнозы». Ее ча­сто называли «матерью социальной терапии»,

Берта Рейнолдс (1883—1978) свою социальную работу нача­ла в детском приюте в Бостоне, в котором было много цветных детей. Эта практика укрепила ее мнение, что менять необходимо не личность, а общество.

Джейн Адамс (1860—1935) скептически относилась к бла­готворительности. Ее работа в рамках движения «сеттльмента».

В историческом плане к наиболее известным школам в теории социальной работы относятся

· диагностическая

· функциональная.

Диагностическая школа непосредственно связана с колледжем Смита в Нью-Йорке, где с 1918 г. осуществляется подготовка со­циальных работников. В это время назрела необходимость в специа­листах, способных работать над преодолением эмоциональных про­блем ветеранов Первой мировой войны и членов их семей.

Наибольших успехов в области теоретических исследова­ний добивается Мэри Ричмонд, описавшая сущность метода ин­дивидуальной социальной работы.

М. Ричмонд рассматривала бедность как болезнь неспособ­ность индивида самостоятельно организовать свою независимую жизнь. Клиент выступал в роли своеобразного больного, и зада­ча социального работника сводилась к «социальному врачева­нию» индивида, находящегося в неудовлетворительном состоя­нии, и подготовке подопечного к возможности самостоятельно решать свои проблемы, т. е. в основу социальной работы была положена медицинская модель.

М. Ричмонд считала, что в социальной работе самое важное — грамотно поставить социальный диагноз и взять его за основу при выборе метода помощи. Она подчеркивала важность оценки каждого случая в отдельности, исходя из его внутренних условий. Социальный диагноз предпо­лагал оценку как личности клиента, так и его социального положе­ния. М. Ричмонд рассматривала социальную помощь как комбинацию мер, результатом которых являются изменения как самого индивида, так и социальной среды.

Социальные мероприятия М. Ричмонд на основе подходов психоанализа подразделяла на две взаимодополняющие друг друга категории: косвенный метод «лечения» и непосредственный ме­тод.

Косвенный методсостоит в воздействии на среду, в воз­можности посредством изменения социального окружения вли­ять на жизненную ситуацию клиента в благоприятном для него направлении.

Непосредственный методзаключается в прямом воздействии на самого клиента при помощи предложений, сове­тов, уговоров, а также рациональных дискуссий с целью вовле­чения клиента в выработку и принятие решений. С помощью установления партнерских отношений

Косвенный метод воздействия на клиента и непосредствен­ный метод обусловили в дальнейшем развитие двух направлений в теории социальной работы — социологического и психологического

В книге «Социальные диагнозы» (1917) впервые описыва­ется процесс взаимодействия социального работника и клиента.

Впоследствии проце­дура оформляется в метод индивидуальной работы, ставший ос­новополагающим в технологиях социальной работы.

Определялись принципы взаимодействия социального работника и клиента, которые М. Ричмонд называ­ла «принципами ментальной гигиены»:

- симпатизировать клиенту,

- отдавать ему предпочтение,

· поощрять его,

· строить с ним совме­стные ясные планы действий.

Впоследствии эти принципы будут взяты в качестве основы этического кодекса социального работ­ника.

Дальнейшее осмысление и развитие данного подхода связа­но с исследованиями В. Робертсона и Г. Хамильтона. Представи­тели диагностической школы социальных работников утвержда­ли, что для определения лечения необходимо собрать как можно больше объективных данных о клиенте и о его ситуации.

В. Робертсон предлагает в центр внимания поставить не ситуацию клиента, сбор информации о про­шлом опыте клиента, его детстве, оценке личности, в то время как оценка ситуации становится вторичной.

Г. Хамильтон расширяет понятие диагноза и дает его но­вую трактовку сообразно тенденциям в социальной работе. Диаг­ноз как основа метода им переосмысляется; он начинает высту­пать не как установка к действию, почти равенство между мед. лечением и соц. работой.

Другой подход в развитии теории и практики социальной работы мы наблюдаем в направлении подготовки социальных работников в Пенсильванской школе социальных работников в ЗО-х годах, которое получило название «функциональная школа социальной работы».Это направление связано с интересом к со­циальной среде и процессу оказания помощи, но не как к лечеб­ному процессу, а скорее как к услуге, оказываемой в рамках социальной службы. Основное влияние на развитие теоретичес­ких установок представителей функциональной школы оказали идеи австрийского психоаналитика Отто Ранка (травма рождения), а в последую­щем и Карла Р. Роджерса

Наши рекомендации