Римские и кельтские дороги?

Кельты, похоже, отлично умели строить дороги, а конструкция их деревянных дорог была блестящим инженерным достижением. Дубовые доски укладывали на березовые балки, и общая ширина настила была достаточной, чтобы разъехались две телеги. Первой римской дорогой была Аппиева дорога, построенная в 312 г. до н.э., а так называемый «Аптон Трек» в Южном Уэльсе – деревянная дорога, проложенная по заливаемому берегом в устье Северна, датируется V в. до н.э.

Обманчивые тексты

Одна из причин, по которой многие склонны считать кельтов варварами, а римлян цивилизованным народом, заключается в том, что имеется много письменных источников на латыни и практически нет кельтских. Но, в сущности, нет и римских текстов той поры. Нет латинских манускриптов эпохи Цезаря: старейший экземпляр «Галльской войны» Цезаря – копия, сделанная тысячелетием позже.

Католическая церковь изначально приложила все усилия для искоренения язычества. Единственная дошедшая до нас бронзовая статуя императора Марка Аврелия сохранилась только потому, что по ошибке ее приняли за изображение христианина. Но монахи в монастырях старательно копировали писателей, которые заслуживали их одобрение. Вот почему нам известны римские авторы.

Видимо многие интеллектуалы бежали из Галлии в Ирландию в V в. н.э. во время вторжения готов и гуннов, и эти люди могли забрать с собой свои книги. Они прибыли в общество, которое к тому времени было христианским, но где церковь была кельтской, а не римско-католической. Эта ирландская церковь была больше заинтересована в сохранении знаний, чем в их уничтожении. Ирландские монастыри стали центром копирования книг, не страдавшими от религиозной цензуры. Потому кельтским монахам мы обязаны сбережением трудов латинских авторов. А их интеллектуальные корни глубоко уходят в языческий кельтский мир.

Многие знания не были записаны, потому что кельтская литература передавалась изустно. На этом настаивали друиды. Но друиды делали записи, когда речь шла о делах мирских.

Римское и кельтское право различались принципиально. Римское право в первую очередь обеспечивает власть главы семейства – единственного лица, которое принимается во внимание законодательством и защищает его права. Кельтское право рассматривает обязанности всего сообщества перед его членами.

Считалось, что Европа руководствуется римским правом. Все, что мы знаем о римском праве, которое властвовало над Европой, дошло до нас из книги II в., написанной неким Гаем. Сохранилась рукопись VI в. этой книги. Но это был палимпсест, т.е. древний текст был счищен, а поверх написан христианский. К счастью для нас, счищение было выполнено кое-как, и в 1816 г. под новым слоем был найден первоначальный текст, бóльшая часть книги. Все это подрывает общепринятое мнение, что римское право незыблемым пережило века. Больше оснований так говорить о кельтском праве.

Календарь Колиньи

В 1897 г. один человек, вскапывая поле неподалеку от городка Колиньи на востоке Центральной Франции, откопал 153 бронзовых фрагмента, покрытых кельтскими надписями. Когда кусочки были собраны в единое целое, археологи увидели древний кельтский календарь. В 1989 г. этим календарем заинтересовался молодой американский ученый Гаррет Олмстед, специалист по кельтам, математик, системный инженер. Он показал, что кельтам удалось рассчитать календарную систему так, что начало каждого месяца совпадало с новолунием, но при этом праздники не смещались по временам года, т.е. это был и солнечный, и лунный календарь одновременно. Он пришел к выводу, что использованная система расчетов опередила все другие на многие столетия. Но вера в интеллектуальную отсталость кельтов была так сильна, что французские археологи вначале отказались публиковать работу Олмстеда, и он вынужден был напечатать ее в Германии.

Календарь римлян был так плох, что к I в. до н.э. несовпадение составляло около трех месяцев. Юлий Цезарь поручил греческому астроному разработать для Рима новый календарь. Астроному пришлось начать с года продолжительностью 445 дней. В XVI в. этот Юлианский календарь был заменен современным Григорианским. Согласно Олмстеду, современный календарь не лучше того, каким пользовались кельты.

Обработка полей

Обработка металлов была секретным и таинственным искусством, и римляне в ней не были столь сведущи, как кельты. Ни по части оружия, ни по части мирного применения.

Знания кельтов в области технологий обработки металлов позволили им добиться успехов и в земледелии. В Британии уже в IV в. до н.э. существовали железные плужные лемехи. Благодаря применению металлов, кельтам удалось даже изготовить зерноуборочную машину. Римский историк Плиний, повествуя о событиях I в., описывает, как на обширных угодьях в галльских провинциях быки, подгоняемые сзади, тянут по злакам огромные рамы с зубьями по краям, установленные на двух колесах. Историки не верили в правдивость рассказа, пока не был обнаружен барельеф, на котором ясно различимо это изобретение. Жатка представляла собой подобие гребня на колесах, который сбивал колосья и собирал их в контейнер. В 80-е годы XX в. была построена и испытана современная копия машины. Видимо жатка исчезает после III в. н.э., и пока машину не изобретают вновь в 1831 г., зерно убирают взмахами косы.

Кельты усовершенствовали способ крепления железных наконечников на деревянных рукоятках. В результате лопаты, серпы, вилы, топоры и косы, которыми пользовались кельтские крестьяне железного века, мало отличаются от инструментов, которые мы применяем сегодня.

То, что в последние годы мы с большим уважением стали относиться к изобретениям кельтов, связано, в частности, с работами по экспериментальной археологии, которые проводятся на «Древней ферме» в Батсере, в графстве Хемпшир. Например, многие годы археологи удивлялись, находя зерно и другие засушенные продукты закопанными в землю. Однако такой метод был испытан. Оказалось, что зерна у стенок ямы, соприкасаясь с влажной землей, прорастают, поглощая весь доступный кислород и выделяя углекислый газ. Создается бескислородная среда, в которой зерно сохраняется в хорошем состоянии.

Кельтские города

Города кельтов были стерты с лица земли римскими завоевателями. Некоторые были распаханы под фермы, на месте других выросли римские строения.

Представление о том, что кельты жили в примитивных хижинах ‒ ошибочно. Даже вдали от городов они обитали в весьма солидных домах. Дом галльского крестьянина, например, часто представлял собой большое прямоугольное двухэтажное строение, внутри которого была одна большая комната и много разных помещений. В древней деревне Чайзостер на мысе Лэндс-Энд в Корнуолле обнаружены остатки каменных домов, выстроенных вокруг внутреннего двора, с крытыми соломой крышами. В домах – каменные полы, а под полами проложены трубы!

Сейчас ведутся раскопки кельтского города Бибракты, который располагался на вершине холма в Центральной Франции. Цезарь остановился здесь во время Галльской войны, чтобы написать отчет о походе. Город исчез, обратившись в пашни и леса. Города, как Бибракта, стояли на торговых путях, которые тянулись до Африки и Китая.

Открытия археологов воссоздают картину кельтской культуры. Это было общество, динамичное, грамотно использующее денежные расчеты, торгующее со всей Европой, с сильной финансовой базой.

Римские матроны

Жрицами Богини Весты становились лучшие девочки в возрасте от 6 до 10 лет, и служили они 30 лет. Если весталка нарушала обет безбрачия, то ее замуровывали в стену, и она погибала от голода.

Женщина в Риме не могла стать главой семьи или осуществлять управление. У нее не было политического статуса, права голоса, она не могла заниматься политикой или поступить на военную службу. Действия римской женщины не имели юридической силы, если их не одобрил мужчина.

В Риме женщинам не полагалось заниматься делами. Случалось, когда женщины, такие, как мать императора Нерона Агриппина, обладали определенным влиянием. Но римлян это коробило, а римские писатели позднее всячески старались очернить их память.

Кельтские женщины

В кельтском обществе женщины занимали совершенно иное положение. Женщина не становилась с момента свадьбы собственностью мужа. Оба сохраняли самостоятельность и собственные деньги. После смерти одного из супругов общая собственность переходила к другому. Женщины могли стоять во главе семьи и участвовали в деловой жизни. По ирландским законам, женщина имеет равные имущественные права с мужчиной и даже может развестись.

Наши рекомендации