Выборы как политический институт
Одним из важных политических институтов в регионе являются выборы. Выборы это не только основной атрибут демократии, но и ее стержень, необходимое условие развития. В условиях демократии политики избираются посредством честных и свободных выборов.
Выборы это порядок по подготовке, проведению и завершению избирательных кампаний.
Выборы различаются по срокам, по уровню проведения. Выборы бывают очередными, внеочередными, дополнительными. Выборы проводятся на федеральном, региональном и местном уровне.
Выборы различаются также по тому, кого избирают, т.е. они могут быть президентскими, парламентскими, муниципальными (выборы депутатов и руководителей муниципальных образований).
В научной литературе различают выборы согласно принципам избирательного права, отражающим степень правого, демократического развития той или иной страны, ее избирательной системы. В этом случае выделяют парные противоположности: всеобщие/ограниченные (цензовые); равные/неравные; прямые/ косвенные (многоступенчатые); с тайным/с открытым голосованием.
Остановимся более подробно на основных принципах демократических выборов.
Всеобщность выборов предполагает право всех дееспособных граждан, достигших установленного законом возраста, участвовать в выборах. Причем под этим правом подразумевается как активное, так и пассивное избирательное право. Активное избирательное право – это право избирать. Пассивное избирательное право – это право быть избранным в какой-либо орган власти.
Однако это право в ряде стран ограничено избирательными цензами: имущественным, цензом оседлости, образовательным, возрастным и т.д.
Принцип равенства означает, что каждый избиратель обладает только одним голосом. Прямые выборы это значит, что избиратели напрямую участвуют в голосовании. Тайное голосование предполагает такую процедуру в ходе которой избиратель сам самостоятельно, без какого-либо давления извне, делает свой выбор.
Студентам необходимо знать, что наряду с выборами существуют и другие формы формирования органов власти, а именно наследование, назначение, кооптация. Выборы по сравнению с другими формами являются наиболее демократичной формой, проверенной временем и политической практикой и позволяют гражданам реально воспользоваться своим избирательным правом.
Однако не всегда выборы выполняют позитивную роль. В ходе выборов нарушается избирательное законодательство, выборы используются для прикрытия отдельных криминальных авторитетов. Выборы сами по себе не обеспечивают развитие демократии, избрание наиболее достойных и компетентных кандидатов в органы власти.
Поэтому необходимо представлять какое место выборы занимают в региональной политической жизни.
Место и роль выборов в региональной
Политической жизни
Выборы занимают особое место в политической жизни регионов. Они позволяют, во-первых, выявить и выразить политические интересы различных социальных слоев и групп общества. Во-вторых, они дают возможность политическим силам субъекта вести предвыборную борьбу в мирной форме, в виде представления на суд избирателей своих программ. В-третьих, выборы позволяют приобщиться к политической жизни основной части политического сообщества края, области. В-четвертых, с помощью выборов формируются региональные законодательные органы власти. В-пятых, через выборы у избирателей отдельных территорий появляется возможность проконтролировать деятельность властей.
Историю подготовки и проведения альтернативных выборов в Кузбассе условно можно разделить на три основных этапа. При этом на каждом этапе получили развитие как общие тенденции избирательного процесса, характерные для всей страны так и особенности, проявившиеся в рамках нашего региона.
Первый этап проведения альтернативных выборов в Кузбассе охватывает период с 1989 по 1993 гг. Для первого этапа характерным было формирование и развитие демократического движения, развитие многопартийности, принятие первых законодательных актов по проведению выборов.
Второй этапподготовки и проведения выборов в Кузбассе проходит с 1993 по 1999 гг. На втором этапе формируется законодательная база проведения выборов как в целом по стране, так и в регионах. Именно в эти годы начали активно заниматься законотворческой деятельность депутаты региональных представительных органов. Больше того в сентябре 1997 г. состоялся первый съезд депутатов Кузбасса всех уровней в г. Кемерово. На этом съезде депутаты приняли обращение к депутатам всей Сибири и России по объединению усилий депутатского корпуса в деле разработки законодательной базы для проведения реформ как в целом в России, так и в её регионах.
Третий этапорганизации и проведения выборов в Кузбассе охватывает период с 1999 по 2008 гг. Этот этап знаменателен тем, что именно в эти годы произошли значительные изменения в избирательном законодательстве. Прежде всего, была изменена процедура выборов депутатов региональных законодательных органов. Выборы стали проводиться по смешанной избирательной системе, т.е. часть депутатов избирается по мажоритарной системе, а часть по пропорциональной системе. Изменилась и схема избрания - назначения глав исполнительной власти в регионах. Руководителей исполнительной власти в регионах ныне избирают региональные законодательные органы по представлению Президента Российской Федерации. Все эти изменения естественно определённым образом сказались на подготовке и проведении выборов в регионах.
Контрольные вопросы
1. Что представляют собой выборы как политический институт?
2. Какое место они занимают в политической жизни региона?
3. Каковы основные социальные функции выборов?
Тесты
1. Выборы как самостоятельный политический институт это:
а) порядок проведения избирательных кампаний;
б) порядок по подготовке, проведению и завершению избирательных кампаний;
в) порядок организации избирательных кампаний.
2. Какие процедуры по формированию органов власти наряду с выборами существуют на практике?
а) нелегальные;
б)официальные;
в) в форме назначения, наследования, кооптации.
3. Почему выборы рассматриваются важным институтом развития демократии?
а) они позволяют раскрыть потенциал каждого человека;
б) они позволяют удовлетворить политические интересы отдельных граждан;
в) они позволяют выявить и выразить политические интересы различных социальных групп и слоев общества.
4. Что не относится к основным социальным функциям выборов?
а) они позволяют обществу проконтролировать деятельность органов власти;
б) они позволяют выразить экономические интересы граждан.
Глава II