Форма Г (форма политического режима, форма правления, государственного устройства)
Форма Г – способ организации и осуществления государственной власти, которая проявляется во взаимосвязи трех элементов:
· политического режима;
· форма правления;
· форма государственного устройства.
Описать форму Г – это значит описать форму правления и форму государственного устройства.
Все определения Г можно свести к функциям государственной власти.
В понятие функций Г может включаться понятие политической динамики (характер политики на международной арене).
Определяющим элементом можно считать политический режим каков характер политического режима, такова и форма правления, и государственного устройства. Политический режим обозначают особым термином «внутренняя форма Г», а остальные элементы - «внешняя форма Г».
Политический режим – совокупность средств, способов, методов реализации государственной власти, а также показывает состояние общественных отношений, т. е. результат, достигнутый при использовании средств, способов, методов..
В зависимости от того, какие интересы доминируют в деятельности государства, политические режимы делятся на:
1. демократические;
2. недемократические.
Демократический режим - это либо когда в деятельности Г преобладают обще-социальные интересы, либо когда общие интересы находятся в гармоническом равновесии с классовыми
Признаки демократического режима:
1. реальное участие народа в формировании органов государственной власти и в определении основ проводимой ими политики. Данный признак осуществляется:
-через процедуру выборов
-через институт референдумов
-через политические партии и организации
2. реальность и гарантированность прав и свобод человека и гражданина (не только закреплены юридически, но и обладатели прав и свобод могут реализовывать их на практике). Г создает материальную, организационную, идеологическую базу для реализации прав, также преследует нарушителя, назначает ответственность.
3. связанность госаппарата правом (при принятии решений госаппарат опирается на право, действует в тех рамках, в которых установлены режимы)
4. государственная политика направлена на решение противоречий между конкурирующими социальными группами путем поиска компромисса.
Недемократический режим – режим, который формируется и устанавливается в результате преобладании в деятельности Г групповых, классовых интересов в ущерб функциям обще-социальным.
Признаки:
1. оторванность госаппарата от народа, который лишен возможности реально участвовать в процессе формирования органов Г власти и в определенных направлениях проводимой им политики
2. незащищенность населения от произвола со стороны представителей Г
3. широкое использование мер психологического и физического принуждения при осуществлении Г функций
4. навязывание госаппаратом воли определенного класса (социальной группы).
Все политические режимы делят на два вида в зависимости от этапа развития Г: добуржуазныеи буржуазные (современные).
Современные демократические режимы в свою очередь делят в зависимости от степени развитости на развитые демократические режимы (собственно-демократические), которые полностью реализуют все демократические принципы и неразвитые (либеральные), которые обеспечивают реализацию только части принципов, остальные же по тем или иным причинам оказываются не реализованными.
Современные недемократические режимы делят по уровню или степени недемократичности (жестокости) на тоталитарные и авторитарные.
Тоталитарные режимы самые жестокие из современных, для них характерно:
1. Полный всеобъемлющий (тоталитарный) контроль со стороны органов государственной власти над всеми сферами общественной жизни (в том числе там такими, в которых такой контроль является вредным). Следовательно, все сферы жестко регламентированы, а управление централизовано;
2. Наличие единой общеобязательной, официальной государственной идеологии, в центре которой находится заведомо недостижимая, утопическая сверхцель. Например, построение светлого будущего, создание мировой империи. Именно наличие такой цели объясняет вечность значения тоталитарного режима. Тягчайшим преступлением считается несогласие с идеологией;
3. Наличие одной правящей политической организации (как правило – политическая партия или официальное признание ведущей роли какой-то единственной политической организации, если в Г признается многопартийность). Следовательно, происходит сращивание партийного аппарата с государственным (фактически, но не юридически). Госаппарат утрачивает роль официального выразителя суверенитета;
4. Систематическое, массовое применение репрессий по отношению к населению (не только к противникам и к сторонникам политического режима, но и ко всем). Из этого возникает атмосфера всеобщего страха перед органами гос. власти.
Авторитарный режим более мягкий в сравнении с тоталитарным:
1. Существует такие сферы общественной жизни, которые свободны (либо относительно свободны) от вмешательства государственной власти в сферы деятельности (экономическую, сферу межличностных отношений), т.е. не всеобщий контроль;
2. отсутствие единой общеобязательной государственной идеологии;
3. Репрессии используются лишь в отношении противников режима (носят избирательный характер).
В чистом виде в реальной действительности не один из этих режимов не встречается (только преобладание какого-либо одного в пересечении нескольких).
Форма правления – способ формирования высших органов государственной власти, порядок их взаимоотношений между собой и с населением.
Выделяют две группы: классические (складывание с момента зарождения Г и существующие до начала ХХ века), нетипичные (являются продолжением деятельности людей в ХХ веке и существуют в настоящее время).
Классические - это монархии и республики. Критерием такого их подразделения служит правовой статус главы Г.
Монархия – форма правления, при которой во главе Г находится единоличный пожизненный правитель, получивший свои полномочия, как правило в порядке наследования.
Признаки:
· Наличие единоличного правителя Г, который осуществляет свои полномочия пожизненно
· Монах приобретает свои полномочия в порядке наследования
· монарх не несет юридической ответственности за свои действия как глава Г. Ответственность несет орган, подготовивший решение.
Монархии делят по объему полномочий монарха на абсолютную (в руках главы Г все верховные государственные полномочия, он не делит их с другими государственными органами. Но не вся верховная власть принадлежит ему, а лишь верховные полномочия – Саудовская Аравия) и ограниченную монархию (глава Г делит верховные государственные полномочия с иными органами государственной власти - с парламентом).
В свою очередь ограниченные монархии различают двух видов по объему полномочий монарха:
- номинальная (конституционная) - монарх является формальной главой Г, не имеющим никаких реальных верховных государственных полномочий (Англия);
- дуалистическая - монарху принадлежит верховная исполнительная власть (или судебная власть), но законодательная власть отдается в руки парламента.
Республика- это форма правления, при которой во главе Г находится выборный орган (единоличный или коллегиальный), представители которого избираются на определенный срок населением.
Признаки:
· выборность главы Г населением или коллегией выборщиков (США);
· срочность полномочий лиц, осуществляющих функции главы Г;
· глава Г несет юридическую ответственность за принимаемые им решения.
Республики делят по порядку формирования и степени ответственности правительства на президентские (правительство формируется президентом и правительство несет ответственность перед ним за свою деятельность) и парламентские (правительство формируется парламентом и правительство отвечает за последствия своей деятельности перед ним).
Наличие или отсутствие принципа разделения власти не является признаком республики.
Нетипичные формы правления возникают, т.к. классовые имеют некоторые недостатки.
Смешенные республики – такие республики, которые формируются в середине XX века и сочетают в себе элементы различных классических форм правления.
Причины возникновения неклассовых форм:
1. классические формы имеют целый ряд недостатков
-в президентской республике существует тяготение к установлению тоталитарного режима, концентрации власти в одних руках
-в парламентской республике возможна необоснованно частая смена правительств (кризис власти, следовательно, возникают проблемы с управляемостью)
-при монархической форме правления, в случае смерти монарха и отсутствии законного наследника, возможен политический кризис, гражданская война в условиях борьбы за трон
2. в современных условиях необходимо обеспечить максимально эффективное взаимодействие между звеньями государственного аппарата. И неклассовые формы позволяют этого достичь
3. начинается процесс экспансии. Распространение европейских политических ценностей (выборность и периодическую сменяемость состава высших органов государственной власти) на территории, где они раньше не признавались