Информационная политика РФ - проблемы и тенденции развития. Российское законодательство и управление общественными связями

Сфера массовых коммуникаций, информационная сфера играют огромную роль в жизни любого государства. Не случайно столь популярным стало выражение «Кто владеет информацией – тот владеет миром». Каждое правительство стремится выработать и вести свою информационную политику.

Какова суть информационной политики Российской Федерации? У специалистов и аналитиков нет единого мнения. Большинство склоняются к тому, что информационная политика РФ складывается постепенно и является характерной для переходного этапа развития общества.

Информационная политика государства предполагает регулирование рынка информационной продукции и услуг. В мировой практике сложились следующие тенденции:

-поощрение конкуренции, борьба с монополизмом;

-обеспечение прав и технических возможностей доступа к информации всего населения;

-защита национального культурного наследия и языка, противостояние культурной экспансии;

охрана интеллектуальной собственности и борьба с пиратством на рынке информационной продукции и услуг;

-обеспечение информационной безопасности;

Главный инструмент реализации инф. политики - законодательство. После принятия Конституции РФ 1993 года, одной из самых либеральных в мире, появилась необходимость в изменении ранее принятых и создании новых законов, регулирующих рынок массовых коммуникаций и СМИ.

В 1995 году появляются Федеральные Законы « О рекламе», «Об информации, информатизации и защите информации», «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации», «Об общественных объединениях».

В середине 90-х годов выходят в свет Положения «Об управлении Президента Российской Федерации по связям с общественностью», «О судебной палате по информационным спорам при Президенте Российской Федерации», «Об Управлении Президента Российской Федерации по вопросам взаимодействия с политическими партиями, общественными объединениями, фракциями, депутатами Государственной Думы»… Постановления Правительства «О мерах по совершенствованию взаимодействия со средствами массовой информации », «Правила отнесения сведений, составляющих государственную тайну к различным степеням секретности»…

Период В.В.Путина.

В начале 2003 года принимается постановление правительства «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства РФ и федеральных органов исполнительной власти». В тексте постановления - перечень обязательных для опубликования в Интернете сведений: об исполнении федерального бюджета, сведения об открытых конкурсах, аукционах и тендерах с условиями их проведения, о федеральных целевых программах, о поездках членов правительства, об их заявлениях на официальных мероприятиях, о почтовых адресах того или иного ведомства. Постановление также обязывает публиковать законопроекты, которые готовят чиновники, до передачи в Госдуму.

В ПР-практике частая проблема – какова же допустимая степень открытости той или иной структуры и ее информации. У нас действует Закон РФ «О государственной тайне». Знание его н/о для работы в органах власти и взаимодействия с ними в интересах каких-либо организаций.

На уровне юридических лиц проблема конфиденциальности информации на предприятии тесно связана с ПР-практикой. Ведь конкуренты могут создать кризисную ситуацию вокруг предприятия, воспользовавшись конфиденциальной информацией. Необходимо поставить необходимые заслоны для нежелательной утечки информации. Исключительное право определения состава сведений, подлежащих защите, а также порядка их защиты предоставлено руководителю предприятия. Для оценки целесообразности отнесения информации к категории коммерческой тайны требуется создание специальной комиссии из числа квалифицированных специалистов. Важно выработать оригинальную систему обозначений, которая будет определять порядок доступа работников к документам.

Несмотря на то, что 90% конфиденциальной информации о конкурентах можно получить вполне легальными путями, факты нарушения законов в этой части случаются. Гражданский Кодекс РФ (часть первая, ст. 139, п. 2), Уголовный Кодекс РФ предусматривают определенные наказания за разглашение, незаконное получение конфиденциальной информации, за нарушение тайны переписки, телефонных переговоров и т.д.

Важнейшим аспектом деятельности по управлению общественными отношениями в бизнесе является правовое регулирование отношений организации с потребителями. Законодательство о защите прав потребителя за рубежом начало формироваться сравнительно недавно, но имеет высокий статус. У нас в 1992 году был принят один из самых рыночных законов – Закон «О защите прав потребителя». Он значительно повысил ответственность изготовителей, исполнителей и продавцов за неквалифицированное решение вопросов по организации взаимоотношений с потребителями. Расширены права потребителей. Данным законом регламентируется ряд вопросов, связанных с информацией при организации взаимодействия с потребителем, определяется ответственность за предоставление потребителям ненадлежащей информации.

Управление общественными отношениями трудно представить без взаимодействия с третьим сектором – некоммерческими организациями. Различные аспекты их деятельности также включены в тексты законов. Так, ГК РФ, Закон РФ «О некоммерческих организациях», Закон РФ «Об общественных объединениях» должны быть хорошо изучены в той части, которая имеет отношение к взаимодействию с третьим сектором в ходе ПР-деятельности.

Нельзя обойти вопросы правового регулирования благотворительной деятельностью. Государством установлены льготы по налогообложению для предприятий, занимающихся благотворительной деятельностью. Согласно приказу Министерства по налогам и сборам РФ от 15.06. 2000 « Об утверждении инструкций о порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятий и организаций», при исчислении налога на прибыль облагаемая прибыль при фактически произведенных затратах и расходах за счет прибыли, остающейся в распоряжении предприятия, уменьшается на сумму взносов на благотворительность. При этом сумма указанных взносов не м/т превышать 5% облагаемой налогом прибыли.

Наши рекомендации