Цены и тарифы на продукцию (услуги) государственных и муниципальных предприятий. Ценовые стратегии. Государственное регулирование цен, антимонопольная политика.
Цены представляют собой денежные выражения стоимости товаров. Классификация цен: оптовые; розничные цены; цены на предоставленные услуги населению (тарифы на услуги ЖКХ, транспорта, связи и т.д.). В зависимости от уровня госрегулирования различают: свободные цены и регулируемые цены. С учетом временного фактора различают цены: постоянные и сезонные. Все цены, которые действуют на рынке, взаимосвязаны между собой, при этом смысл ценовой политики заключается в установление на товар (услугу) такой цены (и изменение ее в зависимости от положения на рынке), чтобы обеспечить намеченный размер прибыли и решить намеченные задачи предприятия.
Стратегия ценообразования представляет собой набор правил и практических методов, при установлении рыночных цен на конкретные виды продукции, выпускаемые предприятием, при этом различают: стратегию высоких цен («снятие сливок»); стратегию низких цен («прорыв на рынок»); стратегию средних цен; стратегию дифференцированных цен; стратегию «психологических цен»; стратегию ценового лидерства. В соответствии со ст. 71 КРФ в ведении государства находятся основы ценовой политики. Государственная политика цен представляет собой действия органов государственной власти и субъектов ценообразования, которые направлены на формирование политики регулирования цен в народном хозяйстве, сфере услуг и ведения контроля за их соблюдением.
Формы прямого вмешательства государства в процессы формирования цен и тарифов: (1) проведение общего замораживания цен (применяется при чрезвычайно сильном инфляционном развитии экономики); (2) определение фиксированных цен и тарифов; (3) определение предельных цен или коэффициентов; (4) определение предельных нормативов рентабельности; (5) определение уровня рекомендательных цен по важнейшим видам продукции.
Косвенное воздействие государства на формирование цен и тарифов: (1) определение уровня налоговых платежей; (2) предоставление государственной поддержки цен и доходов в виде субсидий и дотаций; (3) создание необходимых условий для развития здоровой конкуренции и предпринимательства; (4) разработка специальных правительственных программ по развитию производства товаров народного потребления.
Антимонопольная политика: комплекс государственных мер (проведение разработки, принятия и применения норм соответствующего законодательства, системы налогообложения, приватизация собственности, поощрение в процессе создания малых предприятий и др.), которые направлены против монополизации производственных процессов и на развитие необходимого уровня конкуренции среди товаропроизводителей. Основные методы антимонопопольной политики: запреты на ведение монополистической деятельности; ведение контроля за экономической концентрацией; формирование запретов на недобросовестную конкуренцию; формирование запретов на антиконкурентные действия органов власти и системы управления.
42. Управление депрессивными территориями: содержание; формы; организация.
Депрессивные регионы – это территории, которые в настоящее время отличаются более низкими, чем в среднем по стране, показателями соц-эк развития, но в прошлом были развитыми, а по некоторым показателям занимали ведущее место в стране. Признаки: 1) высокий уровень накопленного научно-технического и промышленно-производственного потенциала; 2) значительная доля промышленности в структуре экономики; 3) достаточно высокий уровень развития инфраструктуры Причины депрессивного состояния: 1) снижение конкурентоспособности основной продукции; 2) отказ от системы госзаказа и сокращение инвестиционного спроса; 3) истощение минерально-сырьевой базы; Особенности освоения инвестиций: 1) низкий уровень доходов населения; 2) отсутствие рынка сбыта высокотехнологичных товаров и услуг; 3) отсутствие рынка труда – низкие з/п, ориентация на экспорт Критерии отнесения территорий к категории депрессивных: 1) расположение в границах одной административной единицы (город, район) или нескольких сопредельных адм.ед., в том числе входящих в состав одного SРФ либо нескольких сопредельных SРФ; 2) однородность структуры экономики депрессивной территории в каждом МО, входящем в состав данной территории Инструменты санации (лечение, оздоровление) депрессивных территории: 1) временная консервация, когда средства господдержки препятствуют дальнейшему разрушению экономики 2) реструктуризация территориальной системы, которая предполагает трансформацию экономического потенциала, социальную разгрузку территорииГосПолитика в отношении депрессив террит: ЭКОНОМИКА + СОЦСФЕРА; ПОМОЩьРАЗВИТИЕ 1. Региональная политика.1.1. Законодательное закрепление статуса депрессивных территорий и организация их финансовой поддержки. 1.2. Создание особых экономических зон. 1.3. Укрупнение регионов вокругнынешних«точекроста». 2. Бюджетно-налоговая политика. 2.1. Ограничения на автономию бюджетной политики субъектов РФ. 2.2. Ведение внешнего финансового управления 2.3. Пересмотр налогового законодательства: в регионах должно оставаться не менее 50% консолидированного бюджета, что создает условия для перехода в фазу роста.
3. Инвестиционная политика. 3.1. Отбор и финансирование крупных инфраструктурных проектов из Инвестфонда. 3.2. Переход от тотальной к точечной поддержке инвесторов на локальных территориях. +Социальная ответственность бизнеса (северные территории) +Ключ к гражданской инициативе — развитое местноесамоуправление. Принципы государственной политики в отношении депрессивных регионов: 1) целенаправленности (целевые госпрограммы) 2) единства территории. Депрессивная территория должна рассматриваться в качестве единого социально-хозяйственного комплекса 3) дифференциации 4) обоснованности 5) согласованности интересов Кризисные территории испытывают трудности в краткосрочном периоде из-за исчерпания внутренних источников развития, изменения конъюнктуры рынка, несовершенства системы межбюджетных отношений. Приоритетными видами поддержки являются*консультационна*организационн*финансовая