Территориальная организация хозяйства: закономерности, принципы и факторы размещения производительных сил, направления и методы анализа и прогнозирования.

Территориальная организация хозяйства страны понимается как пространственное сопряжение и взаимодействие отраслевых, межотраслевых и территориально-производственных комплексов, инфраструктуры и непроизводственной сферы, основанное на рациональном использовании природных, материальных и трудовых ресурсов, а также экономии затрат по преодолению несоответствий во взаимном размещении источников сырья, топлива, энергии, мест производства и потребления продукции.

Закономерности размещения производительных сил представляют наиболее общие отношения между производительными силами и территориями[3].

Важнейшие закономерности размещения производства: рациональное, наиболее эффективное размещение производства; комплексное развитие хозяйства экономических районов, всех субъектов федерации; рациональное территориальное разделение труда между регионами и в пределах их территорий; выравнивание уровней экономического и социального развития регионов.

Принципы размещения производительных сил: 1. приближение производства к источникам сырья, топлива, энергии, трудовым ресурсам и районам потребления; 2. первоочередное освоение и комплексное использование наиболее эффективных видов ресурсов; 3. оздоровление экологической обстановки, принятие эффективных мер по природопользованию; 4. учет интересов укрепления обороноспособности стран при размещении хозяйственных объектов; 5. всемерное сокращение потерь труда в процессе производства и обращения готового продукта[4].

Факторы размещения производительных сил: Экономические факторы (пространственное положение района размещения производства; транспортная обеспеченность, показатели производственных и транспортных затрат и другие факторы); Социально-демографические факторы (численность населения и его расселение; половозрастная структура населения; изменение численности населения за счет его движения и т.д.); Природно-ресурсные факторы (геоморфологические условия (особенности рельефа); геологические и инженерно-геологические характеристики территории и другие факторы).

Методы и направления:

В научных исследованиях территориальной организации народного хозяйства используется широкий спектр методов, среди которых ведущим является системный анализ. С его помощью можно сравнивать различные варианты решений проблем с усовершенствованием размещения производства и выбирать для практического использования лучшие в интересах регионов и государства, в целом.

В проектных разработках, при обосновании размещения продуктивных сил наиболее распространенными являются экономические методы.

Несложные балансовые расчёты производства и потребления продукции в районах принадлежат к приближённым методам, которые ещё называют традиционными. Сложные балансовые расчёты на компьютере принадлежат к точным или новым методам.

Наиболее распространенным в планировании территориального хозяйства является балансовый метод. В предплановых исследованиях широко используется система материальных, финансовых и других балансов.

Анализ территориальной организации хозяйств предусматривает использование экономико-статистических методов. Среди них наиболее распространенными являются вычисления индексов и средних величин, корреляционный анализ, группирование и графоаналитический метод.

К традиционным методам анализа размещения производительных сил принадлежат сравнительный способ изучения экономических и экономико-географических явлений, конкретизация и генерализация.

13. Бюджетно-налоговый потенциал региона: структура, оценка, источники роста.

Бюджетно-налоговый потенциал региона представляет собой максимально достижимый объем бюджетно-налоговых поступлений, который может быть получен в рамках территории в сложившихся условиях хозяйствования.
Бюджетная система РФ состоит из бюджетов трех уровней:

- федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов,

- бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных внебюджетных фондов,

- местные бюджеты.

В структуре бюджетного потенциала региона можно выделить:

- налоговые доходы субъекта РФ;

- неналоговые доходы субъекта РФ и безвозмездные поступления, за исключением субвенций;

- потенциал планируемых расходов субъекта РФ.

К налоговым доходам относятся налоговые доходы, зачисляемые в бюджеты в соответствии с бюджетным законодательством РФ и законодательством о налогах и сборах

Оценка налогового потенциала представляет собой финансовые ресурсы, которые через систему налогообложения и в соответствии с действующим законодательством должны поступить в бюджет. Оценка налогового потенциала осуществляется в определенной последовательности:

1. Определяется перечень основных и прочих налогов (удельный вес которых в налоговых доходах территориального бюджета в пределах 90 %), по которым будет производиться расчет налогового потенциала.

2. Производится расчет налоговой базы на планируемый год, по каждому виду основных налогов, в соответствии с налоговым законодательством РФ.

3. Налоговый потенциал региона по основным видам налогов на планируемый год может быть рассчитан как сумма произведений прогнозируемой налогооблагаемой базы, ставки налога и коэффициента собираемости (по данным отчета налоговых органов по форме 1-НМ) по каждому виду основных налогов;

4. Налоговый потенциал по прочим налогам исчисляется как произведение ожидаемых налоговых сборов по этим налогам в текущем году на индекс роста потребительских цен;

Основным источником формирования доходов является национальный доход, к ним относятся: – предпринимательская прибыль (промышленности, сельского хозяйства, торговли и др. отраслей); – заработная плата работников сферы материального и нематериального производства; – доходы лиц, работающих не по найму; – рента собственников земли; – ссудный процент (прибыль банков и вкладчиков).

Источником формирования бюджетного фонда иногда выступает национальное богатство, а именно, доходы от приватизации государственной и муниципальной собственности, от продажи золотовалютного запаса и др. национальных ценностей. Пополнение ресурсов бюджетного фонда может осуществляться также на основе внутренних и внешних займов, и за счет эмиссии бумажных денег. Привлекаемые государством на возмездной основе временно-свободные денежные средства юридических лиц, сбережения населения, иностранный капитал отражают кредитный метод формирования бюджетных ресурсов, предполагающих возвратность заимствований и платность за их исполнение. К эмиссии денежных бумаг государство прибегает при чрезвычайных обстоятельствах, когда получение доходов и займов оказывается затруднительным, а финансирование бюджетных расходов – неотложным.

Наши рекомендации