Местное самоуправление и государство: взаимоотношения, предметы ведения и полномочия, государственная поддержка и гарантии, контроль и надзор.
Местное самоуправление: это одна из основ конституционного строя РФ, признается, гарантируется и осуществляется на всей территории (ст. 3 КРФ) один из уровней власти форма осуществления народом своей власти, самостоятельное и под свою ответственность решение населением непосредственно и (или) через ОМСУ вопросов местного значения исходя из интересов населения с учетом исторических и иных местных традиций. ОМСУ не входят в систему органов госвласти (ст. 12 КРФ). Взаимоотношения органов госвласти и ОМСУ основаны на следующих принципах: 1)органы госвласти осуществляют поддержку местного самоуправления.Cущественными компонентами государственной поддержки местного самоуправления являются: методическая помощь, в частности разработка модельных нормативных актов и рекомендаций; информационное обслуживание; развитие государственной системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для органов местного самоуправления. 2)органы госвласти обеспечивают реализацию конституционного права граждан РФ на МСУ
3) органы госвласти осуществляют правовое регулирование МСУ. На федеральном уровне приняты законы, регулирующие общие принципы МСУ, основы организации местных выборов, муниципальной службы, формирования финансовых основ, проведения приватизации муниципального имущества.
4) органы госвласти субъектов РФ осуществляют госрегистрацию уставов МО
5) органы госвласти принимают меры по обеспечению законности и правопорядка на территории МО.
Взаимоотношения ОМСУ и органов госвласти строятся на основе принципов законности, взаимного уважения, взаимной ответственности. Предметы ведения и полномочия МСУ:Применительно к органам публичной власти предметы ведения — это тот круг вопросов, решение которых закреплено за данным уровнем власти. Органы власти каждого уровня осуществляют по закрепленным за ним предметам ведения соответствующие виды деятельности — функции.
Полномочия — это права, которыми наделен каждый уровень власти и управления для выполнения возложенных на него функций. Но одновременно это и обязанность выполнять данные функции. Т.е., полномочия — это права, совмещенные с обязанностями. Под компетенцией понимается сочетание предметов ведения и полномочий. Предмет ведения ОМСУ обозначен Конституцией и ФЗ как совокупность вопросов местного значения и отдельных госполномочий. Основными предметами ведения МСУ во всем мире являются: благоустройство местной территории, ее социально-экономическое развитие и организация предоставления населению различных услуг на местном уровне +Формирование, утверждение, исполнение бюджета и контроль за исполнением данного бюджета, владение, пользование и распоряжение мун имуществом; Организация электро-, тепло-, газо-, водоснабжения населения, водоотведения и т.д. Полномочия ОМСУ по решению вопросов местного значения: принятие устава; установление официальных символов; создание мун предприятий и учреждений; установление тарифов на услуги, предоставляемые мун предприятиями и учреждениями; принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития и т.д. Общий надзор за соблюдением законности в деятельности ОМСУ и ДЛ МСУ осуществляется Прокуратурой РФ. Судебный контроль: изучают с позиции закона правомерность действий соответствующих органов и ДЛ МСУ и принимаемых ими правовых актов
Контроль уполномоченного по правам человека в РФ
Административный надзор
ОМСУ и ДЛ МСУ несут ответственность перед населением МО (в случае утраты доверия), государством (в случае нарушения ими Конституции РФ. Госрегулирование и господдержка МСУ на федеральном уровне реализуются благодаря системе федеральных органов, ведающих вопросами МСУ. Они действуют в структуре Администрации Президента РФ, в Правительстве РФ, в палатах Федерального собрания РФ. В системе федеральных органов исполнительной власти курирование вопросов МСУ возложено на Минэкономразвития, в составе которого есть соответствующие структурные подразделения.
4.Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования.
Комплексное социально-экономическое развитие -управляемый процесс изменений в различных сферах жизни поселения, имеющий своей целью достижения определенного уровня развития духовной и экономической сфер на территории поселения, с наименьшим ущербом для природных ресурсов и наибольшим уровнем удовлетворения потребностей населения и интересов государства на территории поселения.
Управление комплексным социально-экономическим развитием муниципального образования - управление взаимно согласованными программами (проектами) развития всех сфер жизнедеятельности муниципального образования, увязанными по ресурсам, срокам в соответствии с принятыми населением приоритетами, а также принятыми к исполнению на основе договоров или по закону федеральными и региональными программами развития.
В каждом муниципальном образовании управление развитием может быть организовано по-разному (в зависимости от ресурсов и сложности решаемых задач), но некоторые особенности процесса управления развитием муниципальным образованием присущи всем муниципальным образованиям.
Механизмом реализации задач соц.-экономического развития всей страны и отдельных территорий служат федеральные, региональные и муниципальные целевые программы.
Основная цель муниципальной целевой программы социально-экономического развития – решение ключевых социально-экономических проблем территории в рамках текущего или перспективного плана.
Важнейшей составляющей механизма реализации программы является определение возможных источников и способов финансирования мероприятий. При реализации муниципальных целевых программ могут использоваться: средства вышестоящих бюджетов; средства местного бюджета; собственные источники финансирования заявителя проекта (нераспределенная прибыль амортизационные отчисления, акционерный капитал, работы, выполненные собственными силами в рамках реализации проекта и т. п.); средства российского Банка развития, российских и иностранных кредитных учреждений, привлекаемые под гарантии Правительства РФ, а также под гарантий бюджета субъекта РФ и местного бюджета.
Схема распределения обязанностей внутри местной администрации, может быть следующей. Экономическая служба вносит предложения по перечню целевых программ, предлагаемых к финансированию из местного бюджета на очередной финансовый год, по определению приоритетности программ, контролирует исполнение федеральных, региональных и муниципальных целевых программ на территории муниципального образования. Отраслевые структурные подразделения осуществляют планирование разработки, разработку, текущее управление отраслевыми целевыми программами, составляют бюджетные заявки на финансирование из средств местного бюджета, а также из региональных и федеральных программ. Ответственный заместитель главы администрации определяет формы и методы управления программой, вносит при необходимости коррективы в распределение средств между мероприятиями в течение финансового года, отвечает за целевое использование бюджетных средств. Финансовая служба отвечает за финансирование муниципальных программ, контроль за ходом финансирования федеральных и региональных программ. Коллегия администрации одобряет целевые программы и изменения к ним по представлениям руководителей программ. Одобренные коллегией целевые программы вносятся главой администрации на утверждение представительного органа муниципального образования. Представительный орган рассматривает и утверждает целевые программы, а также санкционирует в случае необходимости гарантии местного бюджета по кредитам коммерческих банков для предприятий и организаций, участвующих в реализации целевых программ.