Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра общеобразовательных дисциплин

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»

Кафедра общеобразовательных дисциплин

ИСТОРИЯ

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС

для студентов 1 курса Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы очной формы обучения

специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»

Москва

Авторы: Ивашко Михаил Иванович-доктор исторических наук, профессор,

заведующий кафедрой

Ерёмин Владимир Николаевич - кандидат исторических наук,

доцент кафедры

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.

Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 9 от 2 апреля 2013 года).

Изменения внесены в соответствии с решением кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 9 от 22 апреля 2014 года).

Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 6 от 25 мая 2013 г.)

Изменения внесены в соответствии с решением Учебно-методического совета (протокол №___ от ________ 2014 г.)

© Российская академия правосудия, 2014

© Ивашко М.И., Ерёмин В.Н., 2014

СОДЕРЖАНИЕ

Введение…………………………..……………..……………………………..4

Объем дисциплины и виды учебной работы.………………………………..6

Тематический план ……………………………………………………………6

Содержание учебной дисциплины…………………...……….……………...11

Тематический план семинарских и практических занятий.………………..41

Планы семинарских и практических занятий.………………..……………..42

Методические рекомендации по изучению дисциплины...………………...59

Методические рекомендации по организации

самостоятельной работы студентов ………………………………………….59

Примерные задания для самостоятельной работы…………………………..60

Примерная тематика рефератов…………...……………………………........79

Рекомендуемая литература……… …………………………………………...82

Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации............86

Примерные вопросы для подготовки к экзамену..…………………………..86

Введение

Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и предназначен помочь студентам первого курса Факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «История».

В учреждении среднего профессионального образования освоение курса «История» направлено на достижение следующих целей:

· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;

· развитиеспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;

· освоениесистематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;

· овладениеумениями и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации;

· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории и современности.

В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен

знать/понимать:

· основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;

· основные исторические термины и даты;

· периодизацию всемирной и отечественной истории;

· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;

· историческую обусловленность современных общественных процессов;

· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;

уметь:

· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;

· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания);

· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);

· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;

· структурировать и систематизировать материал, вычленять основное содержательное ядро;

· давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;

· определять историческое значение явлений и событий прошлого;

· устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;

· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;

· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;

· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;

· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;

· осознания себя, как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.

Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, включает шесть разделов, которые соответствуют общепринятым этапам развития мировой и отечественной истории. В рамках каждого из них объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития мира и России. Учебный материал по истории России подаётся в контексте развития процессов всемирной истории. При этом учитываются знания и умения, полученные обучающимися в общеобразовательной школе.

Дисциплина «История» изучается на протяжении 1-го и 2-го семестров. По итогам изучения дисциплины в первом семестре проводится промежуточная аттестация в форме письменной контрольной работы. В ходе семестров, с целью контроля усвоения учебного материала, проводятся рубежные аттестации. Завершается изучение курса сдачей студентами экзамена.

Объем дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы Объем часов
Максимальная учебная нагрузка (всего)
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)
В том числе:  
Уроки-лекции
Уроки-практические занятия
Самостоятельная работа обучающегося (всего)
Итоговая аттестация Экзамен

Тематический план

Наименование разделов и тем. Количество часов
уроки практ. занятия всего
Раздел 1. Введение. -
Тема 1.1. Основы исторического знания. -
Тема 1.2.Основные концепции исторического развития. Место и роль России в системе мировых цивилизаций. -
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизации. -
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира.
Цивилизации Древнего Востока. Тема 3.1. Этапы и особенности политического развития цивилизаций Древнего Востока.     -  
Тема 3.2. Социально-экономические и культурные особенности развития цивилизаций Древнего Востока.     -  
Античная цивилизация. Тема 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации.     -  
Тема 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима.     -  
Тема 3.5. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций.   -    
Раздел 4. История Средних веков.
Европа в Средние века. Тема 4.1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации.     -  
Тема 4.2. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации (XI-XV вв.). -
Тема 4.3. Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса. -
Византийская цивилизация. Тема 4.4. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации.         -    
Тема 4.5. Духовная жизнь Византии. -
Арабо-мусульманская цивилизация. Тема 4.6. Социально-экономические и политические особенности развития арабо-мусульманской цивилизации.         -    
Тема 4.7. Роль ислама в становлении и развитии арабо-мусульманской цивилизации.   -    
Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века. -
Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки. -
От Древней Руси к Московскому царству. Тема 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства.     -  
Тема 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-начале XII вв.     -  
Тема 4.12. Крещение Руси и его историческое значение. -
Тема 4.13. Особенности развития Руси в период политической раздробленности.     -  
Тема 4.14. Борьба Руси с иноземными завоевателями. -
Тема 4.15. Причины возвышения Москвы, образование и становление единого Русского государства.     -  
Тема 4.16. Восточнохристианская, мусульманская и западнохристианская цивилизации в эпоху средневековья: особенности развития.   -    
Промежуточная аттестация. -
Раздел 5. История Нового времени.
Европа и Америка в XVI – XVIII вв. Тема 5.1. Периодизация Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация.     -    
Тема 5.2. Модернизация в XVI-XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу.     -  
Тема 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации.     -  
Тема 5.4. Революции XVI-XVIII вв. и их значение. -
Тема 5.5. Политические идеи эпохи Просвещения. -
Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI-XVIII вв. -
Россия в XVI – XVIII вв. Тема 5.7. Развитие Российского государства в XVI веке. Реформы Ивана Грозного.         -    
Тема 5.8. Смутное время в Российском государстве в начале XVII века.   -    
Тема 5.9. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке.     -  
Тема 5.10. Россия в эпоху петровских преобразований. -
Тема 5.11. Россия в период дворцовых переворотов и «просвещённого абсолютизма» второй полов. XVIII в.     -  
Тема 5.12. Культура России в XVI-XVIII веках. -
Становление индустриальной цивилизации (XIX в.). Тема 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия.         -    
Тема 5.14. Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США.   -    
Тема 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX в. Индустриальное общество и его характерные признаки.         -    
Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке.     -  
Тема 5.17. Особенности развития стран Латинской Америки в XIX- начале XX вв.     -  
Россия в XIX веке. Тема 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 года.         -    
Тема 5.19. Консервативный курс Николая I и его последствия. -
Тема 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России.     -  
Тема 5.21. Особенности модернизации России в XIX веке. -
Тема 5.22. Международные отношения в XVII-XIX вв. -
Тема 5.23. Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху. -
Раздел 6. Новейшая история.
Мир в начале XX века. Тема 6.1. Основные социально-экономические и политические процессы в начале XX века. -
Россия в начале ХХ века. Тема 6.2. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Реформы С.Ю. Витте.         -    
Тема 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина.     -  
Тема 6.4. Первый опыт парламентаризма в России. -
Тема 6.5. Международные отношения в начале XX века. Первая мировая война. -
Россия в 1917 году. Тема 6.6. Февральская революция и её итоги. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г.         -    
Тема 6.7. Приход большевиков к власти в России. -
Европа и США в 1918-1939 гг. Тема 6.8. Международные отношения в период между мировыми войнами. Кризис Версальско-Вашингтонской системы.         -    
Тема 6.9. Запад в 20-е – 30-е гг. XX века. Великая депрессия: истоки и последствия.     -  
Советская Россия, СССР в 1918-1941 гг. Тема 6.10. Гражданская война в России и её последствия.     -  
Тема 6.11. Социально-экономические преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века.     -  
Тема 6.12. Политические и культурные преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века.     -  
Тема 6.13. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-х – 30-х годах XX века и накануне Великой Отечественной войны.         -    
Тема 6.14. Природа и сущность тоталитарных и авторитарных режимов в первой половине XX века.   -    
Вторая мировая война. Тема 6.15. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны.            
Тема 6.16. СССР в годы Великой Отечественной войны. -
Тема 6.17. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. -
Мир во второй половине XX века. Тема 6.18. Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война» и её последствия.            
Тема 6.19. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны.         -    
Тема 6.20. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации.     -  
Тема 6.21. Общие черты коммунистических режимов в государствах Восточной Европы.     -  
СССР в 1945-1991 годы. Тема 6.22. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе.     -  
Тема 6.23. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг.     -  
Тема 6.24. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза.      
Мировое сообщество на рубеже XX – XXI вв. Тема 6.25. Особенности международных отношений на рубеже XX-XXI вв.         -    
Тема 6.26. Международное сообщество в начале XXI века: проблемы и перспективы развития.     -  
Тема 6. 27. Российская Федерация на современном этапе. (Перспективы развития российской цивилизации). -
Итого:

Содержание учебной дисциплины

Раздел 1. Введение

Студент должен

знать:

- основные концепции исторического развития;

- периодизацию всемирной истории;

иметь представление:

- об источниках исторического знания;

- об изменениях представлений об истории человечества;

- о методологическом аппарате исторической науки;

- о связи истории с другими гуманитарными дисциплинами.

Предмет исторической науки. Историческое знание, его достоверность и источники. Общественная роль и функции истории. Историческое сознание: структура, значение формирования. Историческая память. Методы и принципы исторической науки. История в системе общественных наук.

Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение.

Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время.

Понятия, составляющие содержание раздела:

история, концепция, принципы истории, функции истории, методы истории, историческое сознание, исторические источники, цивилизация, цивилизационный подход, формационный подход, цикличный тип цивилизации, общественно-экономическая формация.

Наши рекомендации