Объем дисциплины и виды учебной работы. Кафедра общеобразовательных дисциплин
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ПРАВОСУДИЯ»
Кафедра общеобразовательных дисциплин
ИСТОРИЯ
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС
для студентов 1 курса Факультета непрерывного образования по подготовке специалистов для судебной системы очной формы обучения
специальность 030912.52 «Право и организация социального обеспечения»
Москва
Авторы: Ивашко Михаил Иванович-доктор исторических наук, профессор,
заведующий кафедрой
Ерёмин Владимир Николаевич - кандидат исторических наук,
доцент кафедры
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования.
Одобрен на заседании кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 9 от 2 апреля 2013 года).
Изменения внесены в соответствии с решением кафедры общеобразовательных дисциплин Российской академии правосудия (протокол № 9 от 22 апреля 2014 года).
Утвержден Учебно-методическим советом Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Российская академия правосудия» (протокол № 6 от 25 мая 2013 г.)
Изменения внесены в соответствии с решением Учебно-методического совета (протокол №___ от ________ 2014 г.)
© Российская академия правосудия, 2014
© Ивашко М.И., Ерёмин В.Н., 2014
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………..……………..……………………………..4
Объем дисциплины и виды учебной работы.………………………………..6
Тематический план ……………………………………………………………6
Содержание учебной дисциплины…………………...……….……………...11
Тематический план семинарских и практических занятий.………………..41
Планы семинарских и практических занятий.………………..……………..42
Методические рекомендации по изучению дисциплины...………………...59
Методические рекомендации по организации
самостоятельной работы студентов ………………………………………….59
Примерные задания для самостоятельной работы…………………………..60
Примерная тематика рефератов…………...……………………………........79
Рекомендуемая литература……… …………………………………………...82
Примерные вопросы для подготовки к промежуточной аттестации............86
Примерные вопросы для подготовки к экзамену..…………………………..86
Введение
Учебно-методический комплекс составлен в соответствии с требованиями Федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования, Примерной программы учебной дисциплины «История» для профессий начального профессионального образования и специальностей среднего профессионального образования и предназначен помочь студентам первого курса Факультета непрерывного образования в изучении дисциплины «История».
В учреждении среднего профессионального образования освоение курса «История» направлено на достижение следующих целей:
· воспитание гражданственности, национальной идентичности, развитие мировоззренческих убеждений студентов на основе осмысления ими исторически сложившихся культурных, религиозных, нравственных и социальных установок, идеологических доктрин;
· развитиеспособности понимать историческую обусловленность явлений и процессов современного мира, определять собственную позицию по отношению к окружающей реальности, соотносить свои взгляды и принципы с исторически возникшими мировоззренческими системами;
· освоениесистематизированных знаний об истории человечества, формирование целостного представления о месте и роли России во всемирно-историческом процессе;
· овладениеумениями и навыками поиска, систематизации комплексного анализа исторической информации;
· формирование исторического мышления – способности рассматривать события и явления с точки зрения их исторической обусловленности, сопоставлять различные версии и оценки исторических событий и личностей, определять собственное отношение к дискуссионным проблемам истории и современности.
В результате изучения учебной дисциплины «История» студент должен
знать/понимать:
· основные факты, явления, процессы, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
· основные исторические термины и даты;
· периодизацию всемирной и отечественной истории;
· современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
· историческую обусловленность современных общественных процессов;
· особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
уметь:
· проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
· критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства, цели его создания);
· анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
· различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
· структурировать и систематизировать материал, вычленять основное содержательное ядро;
· давать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
· определять историческое значение явлений и событий прошлого;
· устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
· участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
· представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
· определения собственной позиции по отношению к явлениям современной жизни, исходя из их исторической обусловленности;
· использования навыков исторического анализа при критическом восприятии получаемой извне социальной информации;
· соотнесения своих действий и поступков окружающих с исторически возникшими формами социального поведения;
· осознания себя, как представителя исторически сложившегося гражданского, этнокультурного, конфессионального сообщества, гражданина России.
Структурно курс, построенный по проблемно-хронологическому принципу, включает шесть разделов, которые соответствуют общепринятым этапам развития мировой и отечественной истории. В рамках каждого из них объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития мира и России. Учебный материал по истории России подаётся в контексте развития процессов всемирной истории. При этом учитываются знания и умения, полученные обучающимися в общеобразовательной школе.
Дисциплина «История» изучается на протяжении 1-го и 2-го семестров. По итогам изучения дисциплины в первом семестре проводится промежуточная аттестация в форме письменной контрольной работы. В ходе семестров, с целью контроля усвоения учебного материала, проводятся рубежные аттестации. Завершается изучение курса сдачей студентами экзамена.
Объем дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | |
В том числе: | |
Уроки-лекции | |
Уроки-практические занятия | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | |
Итоговая аттестация | Экзамен |
Тематический план
Наименование разделов и тем. | Количество часов | ||
уроки | практ. занятия | всего | |
Раздел 1. Введение. | - | ||
Тема 1.1. Основы исторического знания. | - | ||
Тема 1.2.Основные концепции исторического развития. Место и роль России в системе мировых цивилизаций. | - | ||
Раздел 2. Древнейшая стадия истории человечества и зарождение цивилизации. | - | ||
Раздел 3. Цивилизации Древнего мира. | |||
Цивилизации Древнего Востока. Тема 3.1. Этапы и особенности политического развития цивилизаций Древнего Востока. | - | ||
Тема 3.2. Социально-экономические и культурные особенности развития цивилизаций Древнего Востока. | - | ||
Античная цивилизация. Тема 3.3. Политические и социально-экономические особенности развития Античной цивилизации. | - | ||
Тема 3.4. Повседневная жизнь и культура Античной Греции и Древнего Рима. | - | ||
Тема 3.5. Религии Древнего мира и культурное наследие древних цивилизаций. | - | ||
Раздел 4. История Средних веков. | |||
Европа в Средние века. Тема 4.1. Становление западноевропейской средневековой цивилизации. | - | ||
Тема 4.2. Расцвет западноевропейской средневековой цивилизации (XI-XV вв.). | - | ||
Тема 4.3. Европейское средневековое общество. Начало Ренессанса. | - | ||
Византийская цивилизация. Тема 4.4. Основные черты и этапы развития восточнохристианской цивилизации. | - | ||
Тема 4.5. Духовная жизнь Византии. | - | ||
Арабо-мусульманская цивилизация. Тема 4.6. Социально-экономические и политические особенности развития арабо-мусульманской цивилизации. | - | ||
Тема 4.7. Роль ислама в становлении и развитии арабо-мусульманской цивилизации. | - | ||
Тема 4.8. Индия и Дальний Восток в Средние века. | - | ||
Тема 4.9. Доколумбовые цивилизации Америки. | - | ||
От Древней Руси к Московскому царству. Тема 4.10. Происхождение восточных славян. Образование Древнерусского государства. | - | ||
Тема 4.11. Экономическое и политическое развитие Руси в IX-начале XII вв. | - | ||
Тема 4.12. Крещение Руси и его историческое значение. | - | ||
Тема 4.13. Особенности развития Руси в период политической раздробленности. | - | ||
Тема 4.14. Борьба Руси с иноземными завоевателями. | - | ||
Тема 4.15. Причины возвышения Москвы, образование и становление единого Русского государства. | - | ||
Тема 4.16. Восточнохристианская, мусульманская и западнохристианская цивилизации в эпоху средневековья: особенности развития. | - | ||
Промежуточная аттестация. | - | ||
Раздел 5. История Нового времени. | |||
Европа и Америка в XVI – XVIII вв. Тема 5.1. Периодизация Нового времени. Великие географические открытия и начало европейской колониальной политики. Возрождение. Реформация. | - | ||
Тема 5.2. Модернизация в XVI-XVIII веках в Европе как процесс перехода от традиционного к индустриальному обществу. | - | ||
Тема 5.3. Государство и власть в эпоху перехода к индустриальной цивилизации. | - | ||
Тема 5.4. Революции XVI-XVIII вв. и их значение. | - | ||
Тема 5.5. Политические идеи эпохи Просвещения. | - | ||
Тема 5.6. Цивилизации Востока в XVI-XVIII вв. | - | ||
Россия в XVI – XVIII вв. Тема 5.7. Развитие Российского государства в XVI веке. Реформы Ивана Грозного. | - | ||
Тема 5.8. Смутное время в Российском государстве в начале XVII века. | - | ||
Тема 5.9. Социально-экономическое и политическое развитие России в XVII веке. | - | ||
Тема 5.10. Россия в эпоху петровских преобразований. | - | ||
Тема 5.11. Россия в период дворцовых переворотов и «просвещённого абсолютизма» второй полов. XVIII в. | - | ||
Тема 5.12. Культура России в XVI-XVIII веках. | - | ||
Становление индустриальной цивилизации (XIX в.). Тема 5.13. Промышленный переворот и его социально-экономические, политические последствия. | - | ||
Тема 5.14. Революции XIX века и их роль в процессе модернизации стран Европы и США. | - | ||
Тема 5.15. Особенности развития капитализма во второй половине XIX в. Индустриальное общество и его характерные признаки. | - | ||
Тема 5.16. Процесс модернизации в традиционных обществах Востока в XIX веке. | - | ||
Тема 5.17. Особенности развития стран Латинской Америки в XIX- начале XX вв. | - | ||
Россия в XIX веке. Тема 5.18. Либеральные реформы Александра I, победа России в Отечественной войне 1812 года. | - | ||
Тема 5.19. Консервативный курс Николая I и его последствия. | - | ||
Тема 5.20. Великие реформы Александра II и противоречивый характер пореформенной модернизации России. | - | ||
Тема 5.21. Особенности модернизации России в XIX веке. | - | ||
Тема 5.22. Международные отношения в XVII-XIX вв. | - | ||
Тема 5.23. Духовное развитие Западной цивилизации и России в индустриальную эпоху. | - | ||
Раздел 6. Новейшая история. | |||
Мир в начале XX века. Тема 6.1. Основные социально-экономические и политические процессы в начале XX века. | - | ||
Россия в начале ХХ века. Тема 6.2. Социально-экономическое развитие России в начале XX века. Реформы С.Ю. Витте. | - | ||
Тема 6.3. Политический и общественный строй в России в начале XX века. Революция 1905-1907 гг. Реформы П.А. Столыпина. | - | ||
Тема 6.4. Первый опыт парламентаризма в России. | - | ||
Тема 6.5. Международные отношения в начале XX века. Первая мировая война. | - | ||
Россия в 1917 году. Тема 6.6. Февральская революция и её итоги. Эволюция власти и общества от февраля к октябрю 1917 г. | - | ||
Тема 6.7. Приход большевиков к власти в России. | - | ||
Европа и США в 1918-1939 гг. Тема 6.8. Международные отношения в период между мировыми войнами. Кризис Версальско-Вашингтонской системы. | - | ||
Тема 6.9. Запад в 20-е – 30-е гг. XX века. Великая депрессия: истоки и последствия. | - | ||
Советская Россия, СССР в 1918-1941 гг. Тема 6.10. Гражданская война в России и её последствия. | - | ||
Тема 6.11. Социально-экономические преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века. | - | ||
Тема 6.12. Политические и культурные преобразования в СССР в 20-х – 30-х годах XX века. | - | ||
Тема 6.13. Внешнеполитическая деятельность Советского государства в 20-х – 30-х годах XX века и накануне Великой Отечественной войны. | - | ||
Тема 6.14. Природа и сущность тоталитарных и авторитарных режимов в первой половине XX века. | - | ||
Вторая мировая война. Тема 6.15. Причины, основные события и итоги Второй мировой войны. | |||
Тема 6.16. СССР в годы Великой Отечественной войны. | - | ||
Тема 6.17. Всемирно-историческое значение победы советского народа в Великой Отечественной войне. | - | ||
Мир во второй половине XX века. Тема 6.18. Международные отношения во второй половине XX века. «Холодная война» и её последствия. | |||
Тема 6.19. Особенности экономического и политического развития ведущих стран капиталистического мира после Второй мировой войны. | - | ||
Тема 6.20. Страны Азии, Африки и Латинской Америки. Особенности процесса деколонизации. | - | ||
Тема 6.21. Общие черты коммунистических режимов в государствах Восточной Европы. | - | ||
СССР в 1945-1991 годы. Тема 6.22. СССР в послевоенный период: углубление традиционных начал в советском обществе. | - | ||
Тема 6.23. Особенности экономического и политического развития СССР в 1953-1985 гг. | - | ||
Тема 6.24. СССР в период перестройки. Причины и последствия распада Советского Союза. | |||
Мировое сообщество на рубеже XX – XXI вв. Тема 6.25. Особенности международных отношений на рубеже XX-XXI вв. | - | ||
Тема 6.26. Международное сообщество в начале XXI века: проблемы и перспективы развития. | - | ||
Тема 6. 27. Российская Федерация на современном этапе. (Перспективы развития российской цивилизации). | - | ||
Итого: |
Содержание учебной дисциплины
Раздел 1. Введение
Студент должен
знать:
- основные концепции исторического развития;
- периодизацию всемирной истории;
иметь представление:
- об источниках исторического знания;
- об изменениях представлений об истории человечества;
- о методологическом аппарате исторической науки;
- о связи истории с другими гуманитарными дисциплинами.
Предмет исторической науки. Историческое знание, его достоверность и источники. Общественная роль и функции истории. Историческое сознание: структура, значение формирования. Историческая память. Методы и принципы исторической науки. История в системе общественных наук.
Концепции исторического развития. Цивилизации, варианты их типологии. Факторы исторического развития: природно-климатический, этнический, экономический, культурно-политический и др. История России: познавательное, нравственное, культурное значение.
Российская история как часть мировой и европейской истории. Закономерности и особенности русской истории. Периодизация всемирной истории, история и время.
Понятия, составляющие содержание раздела:
история, концепция, принципы истории, функции истории, методы истории, историческое сознание, исторические источники, цивилизация, цивилизационный подход, формационный подход, цикличный тип цивилизации, общественно-экономическая формация.