Легитимность политической власти
Любая политическая власть в процессе своего возникновения, развития и функционирования может по-разному оцениваться людьми. При этом диапазон этих оценок достаточно широк: от безусловного признания данной власти до категорического ее игнорирования. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться этой власти означают ее легитимность.
Сам термин «легитимность» (от лат. 1е§Шпш8 - законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников монархии восстановить во Франции после революции власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Тогда же легитимность приобрела и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на международной арене. В настоящее время легитимность - это обязательный признак цивилизованной власти, признание гражданским обществом и мировым сообществом ее правомерности.
Очень важно отметить то обстоятельство, что легитимность политической власти не означает ее юридически оформленной законности. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Легитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политический характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься народом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их к ак орудие организованного насилия. В обществе может существовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, например власть теневиков, мафиозных структур, бандитских форми-рованийи др.
Легитимная политическая власть основана на признании гравданами права носителей власти предписывать нормы поведения членам общества, на согласии ими принять правление и власть данного класса, партии, движения, социального слоя и т.п. Не сл> чайно говорят: легитимен всякий политический режим, с которым согласен народ. Однако это не значит, что абсолютно все граждане страны принимают данную власть. Находится определенная чдсть общества (несогласное меньшинство), которая не признает и 1 <е принимает даже законно избранную власть. Поэтому легитимность означает, что большинство членов общества признает имеющуюся власть и выполняет ее законы и решения,
подчиняется этой власти.
Легитимность - социокультурная характеристика политической власти. Она является результатом эволюции человеческого общества и связана с развитием культуры. Классификация леги тимности производится по типам культур. Большой вклад в ти-пологизацию легитимности власти внес М. Вебер. Он, в частности, выделил три типа легитимности власти, отражающих уровень развития культуры в обществе и особенности мотивов признания народом данной власти и подчинения ей: традиционный, харизматический и рационально-правовой.
Исторически первым типом легитимности политической власти явилась традиционная легитимность, основанная на праве наследования престола. Она соответствовала нормам традиционного общества и обреталась благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков. В традиционной легитимности М. Вебер выделял две ее разновидности: патриархальную, основанную на отношениях, свойственных патриархальной семье (беспрекословное повиновение старшим, личный, неофициальный характер взаимоотношений), и сословную, базирующуюся на относительной автономности и безусловном подчинении кодексу чести (присяга, данное слово, обычай и т.п.).
Традиционная легитимность власти наиболее характерна для монархий и отличается прочностью. Поэтому символическое сохранение наследственного монарха во многих современных демократических странах Европы (Англия, Бельгия, Дания, Испания, Швеция) значительно укрепляет авторитет государственной власти, придает ей устойчивость и стабильность.
Второй тип легитимности политической власти - харизматическая легитимность. Обычно она присуща обществам, которые переживают стадии модернизации и не освоили демократические нормы организации своей жизни. Харизматическая легитимность основывается на вере граждан в исключительные качества, особый дар, т.е. харизму, лидера, который выделяется из своего окружения. В своей развитой форме харизма - это, по су ществу, сверхчеловек, наделенный особыми качествами. М бер, например, видел образы харизмы в Будде, Христе, Магомете, а также в Перикле, Цезаре, Наполеоне. В XX в. во многих странах сформировалась целая плеяда лилегюк оК„харизмы: В.И.Ленин, И.В. СтГин^"д^ГуТ^11А. Гитлер, Шарль де Голль, Мао Ц^иП^^ЧвР^
Харизматический тип легитимности власти часто Го™ периоды революционных перемен, когда ,^1^^ политическая группировка для признания ее население с22 не может опереться на авторитет традиций или же демократе ски выраженную волю большинства. В этом случае она с^на тельно культивирует величие личности своего лидера, авторитет которого освящает институты власти, способствует их признанию и принятию населением.
История свидетельствует, что харизматическая власть, как правило, недолговечна. Она существует, пока у нее есть успехи. При первых же неудачах, просчетах люди перестают ее поддери живать.
Третий тип легитимности политической власти -рационально-правовая (легальная) легитимность. Основой ее является рационально понятый интерес, который побуждает людей подчиняться решениям всех центральных органов власти, избранных демократическим путем и действующих в рамках закона. Рационально-правовая легитимность является результатом длительной социоэкономической и социокультурной эволюции человеческого общества. В таком обществе граждане подчиняются не личности руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности власти характерен для демократических государств.
Рассмотренные типы легитимности политической власти в
реальной жизни современных обществ далеко не всегда встреча
ются в чистом виде. Они, как правило, сочетаются, выступают
смешанной форме, дополняют друг друга. „„яртгя «^
Легитимность политической власти не °*Г**^™ ко названными тремя классическими -^^^^^ гие способы легитимации, а следовательно, и типы *«™^ Например, Дологическая легитимность^^^^^ средствами идеологического воздействия на массы, вну
людям идеи «справедливости» существующих властных отношений в обществе и государстве. При этом большое значение придается пропаганде ценностей, на которых зиждется проводимая властью политика. Государственная пропаганда служит функциональной социализации, т.е. признанию массами государственной политики и власти, которая проводит эту политику.
В результате обретения тем или иным народом национальной государственности может возникнуть этническая легитимность, т.е. формирование властных структур государства, его политической и бюрократической элиты по национальному признаку. Этническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности (даже если они составляют меньшинство населения страны), манипуляции идеей национального суверенитета, несопротивлении лиц некоренной национальности, становлении этнократии. Именно такие процессы характерны для ряда государств, образовавшихся в начале 90-х гг. XX в. на постсоветском пространстве (страны Балтии и некоторые другие). Исторический опыт показывает, что этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией мирового общественного развития является установление рационально-правовой легитимности политической власти.
Легитимность не относится к раз и навсегда данной характеристике политической власти. Если власть перестает быть эффективной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа. Ее легитимность переживает кризис, который может привести к падению власти. Так было в России в марте 1917 г. и в СССР в августе 1991 г.
Властвующая элита для поддержания высокого уровня легитимности своей власти разрабатывает и осуществляет политику легитимации власти, используя для этого различные средства: технократические, социотехнические, идеологические, психологические и др. Технократические средства, например, сводятся к научному и техническому обеспечению политического и экономического курса власти (в законах, инфраструктуре, налоговой системе, финансах и т.д.). Социотехнические средства используются для поиска наиболее безболезненного решения важнейших социальных проблем, например, уменьшения безработицы обеГ печения экологической защиты населения и др. Идеологические средства направлены на пропаганду ценностей, на которых осно вывается политика властных структур, формирование общественного мнения в пользу власти. Психологические средства связаны с борьбой за умы людей, используются для воздействия на их миропонимание, жизненные, социальные и духовные ориентиры. С помощью методов убеждения, внушения и других в сознание людей внедряются идеи о том, что политическая власть соответствует их интересам.
В процессе легитимации политической власти большую роль играет учет интенсивности (степени проявления) легитимности власти. Дело в том, что легитимность довольно трудно измерить какими-либо показателями. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы в этих целях. Среди них - уровень принуждения, необходимый для реализации властной воли в обществе и государстве, количественный и качественный анализ попыток свержения правительства или его лидеров, сила проявления гражданского неповиновения властям, интенсивность забастовок трудящихся, митингов протеста и т.д.
Степень проявления легитимности политический власти можно также определить по результатам выборов в органы власти, массовым демонстрациям, проявлениям поддержки или, напротив, оппозиции правительству, другим властным структурам. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и реализации политических программ также указывает на степень легитимности власти. При этом следует учитывать, что легитимность не тождественна популярности. В целом же легитимность находится в прямой зависимости от эффективности власти. Эффективность власти - это ее результативность, степень осуществления тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее народные массы, их большинство, а также наиболее влиятельные политические и экономические силы общества и госу-дарства - их элита.
В современных условиях легитимность на основе эффе1сгив ности - решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гражданами. Любая разновидность легитимности (традиционная харизматическая, рационально-правовая и др.) связана с надеждами населения на эффективность власти. Многие авторитарные режимы власти, носившие на первых порах функционирования нелегитимный характер (например, в Чили, Бразилии, Южной Корее и других странах), на основе успешной экономической деятельности, эффективного наведения общественного порядка и повышения благосостояния населения постепенно приобрели легитимность, получили поддержку народа.
В настоящее время в мировом сообществе большое количество государств переживает кризис легитимности политической власти. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявляется в форме политической и экономической нестабильности, частых государственных переворотов, особенно в молодых развивающихся государствах. В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для многих посткоммунистических стран, в том числе и для государств, образовавшихся после распада СССР.
В данной связи следует отметить, что для поддержания легитимности политической власти используются самые разнообразные меры и средства: изменение законодательства и государственного управления в соответствии с новыми требованиями времени; создание такой системы власти, легитимность которой основана на традициях населения; легальные меры предосторожности; использование личных харизматических качеств руководителей государства и правительства; отделение политических институтов от вооруженных сил; успешное осуществление государственной политики, экономических и социальных программ; поддержание на должном уровне законности и правопорядка и др.
Как показывает практика, в конечном счете процесс поддержания легитимности политической власти, прочность и эффективность этой власти зависят от интеллектуального потенциала и энергии ее субъектов, от их способности воспользоваться благо
приятными факторами и умения нейтрализовать неблагопоият
ные. Постоянное воспроизводство легитимности власти делаГ~
прочной и надежной.
Власть как социальный феномен | одно из фундаментальных начат развития и функционирования человеческого общества. Она представляет собой особые волевые отношения между людьми в процессе их совместной деятельности, когда одни люди (субъекты) с помощью различных средств (ресурсов) побуждают к действию других (объекты) для достижения определенных целей.
Власть существует всегда и везде, где есть устойчивые объединения людей: в семье; производственных и других коллективах (в том числе воинских); организациях и учреждениях; государстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной политической властью, которая представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социальной группы, индивида проводить в жизнь свою волю в сфере политики. Ядром этой власти, ее основным содержанием является государственная власть.
Политическая власть в процессе своего функционирования может по-разному восприниматься и оцениваться людьми. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права властвовать, управлять и согласие подчиняться ей выражаются понятием «легитимность». Легитимная политическая власть эффективно мобилизует большие массы людей на достижение общественно значимых целей, поскольку пользуется доверием этих масс.
Литература
1. Власть в жизни и наука о власти: Словарь-справочник / Под общ. ред. В. Ф. Халипова. - М.: Витязь, 2004.
2. Громыко А. А. Политическая власть. - М.: Об-во «Знание» РФ,
2000. -ШШШ 'ш- ЙЙ&'
3. Конфисахор А.Г. Психология власти. - СПб., 2004.
А.Ледяев В.Г. Власть: Концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН,
2001. :Т ШШ ж
5. Луман Н. Власть: Пер. с нем. - М: Праксис, 2001.
6. Полищук В.Д., Федорова А. М. Легитимация политической власти в России: Полемические заметки. - Саратов, 1999.
7. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2002.