Легитимность политической власти

Любая политическая власть в процессе своего возникнове­ния, развития и функционирования может по-разному оценивать­ся людьми. При этом диапазон этих оценок достаточно широк: от безусловного признания данной власти до категорического ее игнорирования. Положительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права управлять и согласие подчиняться этой власти означают ее легитимность.

Сам термин «легитимность» (от лат. 1е§Шпш8 - законный) возник в начале XIX в. и выражал стремление сторонников мо­нархии восстановить во Франции после революции власть короля как единственно законную в отличие от власти узурпатора Тогда же легитимность приобрела и другой смысл - признание данной государственной власти и территории государства на междуна­родной арене. В настоящее время легитимность - это обязатель­ный признак цивилизованной власти, признание гражданским обществом и мировым сообществом ее правомерности.

Очень важно отметить то обстоятельство, что легитимность политической власти не означает ее юридически оформленной законности. Законность, понимаемая как действие через закон и в соответствии с ним, отражается категорией «легальность». «Ле­гитимность» и «легальность» - близкие, но не тождественные понятия. Первое из них носит оценочный, этический и политиче­ский характер, второе - юридический и этически нейтральный. Любая власть, издающая законы, даже самые непопулярные, и обеспечивающая их выполнение, является легальной. В то же время она может быть нелегитимной, т.е. не приниматься наро­дом, издавать законы по своему усмотрению и использовать их к ак орудие организованного насилия. В обществе может сущест­вовать не только нелегитимная, но и нелегальная власть, напри­мер власть теневиков, мафиозных структур, бандитских форми-рованийи др.

Легитимная политическая власть основана на признании гравданами права носителей власти предписывать нормы пове­дения членам общества, на согласии ими принять правление и власть данного класса, партии, движения, социального слоя и т.п. Не сл> чайно говорят: легитимен всякий политический режим, с которым согласен народ. Однако это не значит, что абсолютно все граждане страны принимают данную власть. Находится опре­деленная чдсть общества (несогласное меньшинство), которая не признает и 1 <е принимает даже законно избранную власть. Поэто­му легитимность означает, что большинство членов общества признает имеющуюся власть и выполняет ее законы и решения,

подчиняется этой власти.

Легитимность - социокультурная характеристика политиче­ской власти. Она является результатом эволюции человеческого общества и связана с развитием культуры. Классификация леги тимности производится по типам культур. Большой вклад в ти-пологизацию легитимности власти внес М. Вебер. Он, в частно­сти, выделил три типа легитимности власти, отражающих уро­вень развития культуры в обществе и особенности мотивов при­знания народом данной власти и подчинения ей: традиционный, харизматический и рационально-правовой.

Исторически первым типом легитимности политической вла­сти явилась традиционная легитимность, основанная на праве наследования престола. Она соответствовала нормам традицион­ного общества и обреталась благодаря обычаям, привычке пови­новаться власти, вере в непоколебимость и священность издревле существовавших порядков. В традиционной легитимности М. Ве­бер выделял две ее разновидности: патриархальную, основанную на отношениях, свойственных патриархальной семье (беспреко­словное повиновение старшим, личный, неофициальный характер взаимоотношений), и сословную, базирующуюся на относитель­ной автономности и безусловном подчинении кодексу чести (присяга, данное слово, обычай и т.п.).

Традиционная легитимность власти наиболее характерна для монархий и отличается прочностью. Поэтому символическое со­хранение наследственного монарха во многих современных де­мократических странах Европы (Англия, Бельгия, Дания, Испа­ния, Швеция) значительно укрепляет авторитет государственной власти, придает ей устойчивость и стабильность.

Второй тип легитимности политической власти - харизма­тическая легитимность. Обычно она присуща обществам, кото­рые переживают стадии модернизации и не освоили демократи­ческие нормы организации своей жизни. Харизматическая леги­тимность основывается на вере граждан в исключительные каче­ства, особый дар, т.е. харизму, лидера, который выделяется из своего окружения. В своей развитой форме харизма - это, по су ществу, сверхчеловек, наделенный особыми качествами. М бер, например, видел образы харизмы в Будде, Христе, Магомете, а также в Перикле, Цезаре, Наполеоне. В XX в. во многих странах сформировалась целая плеяда лилегюк оК„харизмы: В.И.Ленин, И.В. СтГин^"д^ГуТ^11А. Гитлер, Шарль де Голль, Мао Ц^иП^^ЧвР^

Харизматический тип легитимности власти часто Го™ периоды революционных перемен, когда ,^1^^ политическая группировка для признания ее население с22 не может опереться на авторитет традиций или же демократе ски выраженную волю большинства. В этом случае она с^на тельно культивирует величие личности своего лидера, авторитет которого освящает институты власти, способствует их призна­нию и принятию населением.

История свидетельствует, что харизматическая власть, как правило, недолговечна. Она существует, пока у нее есть успехи. При первых же неудачах, просчетах люди перестают ее поддери живать.

Третий тип легитимности политической власти -рациональ­но-правовая (легальная) легитимность. Основой ее является ра­ционально понятый интерес, который побуждает людей подчи­няться решениям всех центральных органов власти, избранных демократическим путем и действующих в рамках закона. Рацио­нально-правовая легитимность является результатом длительной социоэкономической и социокультурной эволюции человеческо­го общества. В таком обществе граждане подчиняются не лично­сти руководителя, а законам, в рамках которых избираются и действуют представители власти. Этот тип легитимности власти характерен для демократических государств.

Рассмотренные типы легитимности политической власти в
реальной жизни современных обществ далеко не всегда встреча­
ются в чистом виде. Они, как правило, сочетаются, выступают
смешанной форме, дополняют друг друга. „„яртгя «^

Легитимность политической власти не °*Г**^™ ко названными тремя классическими -^^^^^ гие способы легитимации, а следовательно, и типы *«™^ Например, Дологическая легитимность^^^^^ средствами идеологического воздействия на массы, вну

людям идеи «справедливости» существующих властных отноше­ний в обществе и государстве. При этом большое значение при­дается пропаганде ценностей, на которых зиждется проводимая властью политика. Государственная пропаганда служит функ­циональной социализации, т.е. признанию массами государст­венной политики и власти, которая проводит эту политику.

В результате обретения тем или иным народом национальной государственности может возникнуть этническая легитимность, т.е. формирование властных структур государства, его политиче­ской и бюрократической элиты по национальному признаку. Эт­ническая легитимность развивается при высокой активности лиц коренной национальности (даже если они составляют меньшин­ство населения страны), манипуляции идеей национального суве­ренитета, несопротивлении лиц некоренной национальности, становлении этнократии. Именно такие процессы характерны для ряда государств, образовавшихся в начале 90-х гг. XX в. на пост­советском пространстве (страны Балтии и некоторые другие). Исторический опыт показывает, что этническая легитимность не имеет исторической перспективы, ибо ведущей тенденцией ми­рового общественного развития является установление рацио­нально-правовой легитимности политической власти.

Легитимность не относится к раз и навсегда данной характе­ристике политической власти. Если власть перестает быть эффек­тивной, не обеспечивает стабильность общества, она утрачивает доверие и поддержку своего народа. Ее легитимность переживает кризис, который может привести к падению власти. Так было в России в марте 1917 г. и в СССР в августе 1991 г.

Властвующая элита для поддержания высокого уровня леги­тимности своей власти разрабатывает и осуществляет политику легитимации власти, используя для этого различные средства: технократические, социотехнические, идеологические, психоло­гические и др. Технократические средства, например, сводятся к научному и техническому обеспечению политического и эконо­мического курса власти (в законах, инфраструктуре, налоговой системе, финансах и т.д.). Социотехнические средства используются для поиска наиболее безболезненного решения важнейших социальных проблем, например, уменьшения безработицы обеГ печения экологической защиты населения и др. Идеологические средства направлены на пропаганду ценностей, на которых осно вывается политика властных структур, формирование общест­венного мнения в пользу власти. Психологические средства свя­заны с борьбой за умы людей, используются для воздействия на их миропонимание, жизненные, социальные и духовные ориен­тиры. С помощью методов убеждения, внушения и других в соз­нание людей внедряются идеи о том, что политическая власть соответствует их интересам.

В процессе легитимации политической власти большую роль играет учет интенсивности (степени проявления) легитимности власти. Дело в том, что легитимность довольно трудно измерить какими-либо показателями. Однако существуют определенные показатели, которые могут быть использованы в этих целях. Сре­ди них - уровень принуждения, необходимый для реализации властной воли в обществе и государстве, количественный и каче­ственный анализ попыток свержения правительства или его ли­деров, сила проявления гражданского неповиновения властям, интенсивность забастовок трудящихся, митингов протеста и т.д.

Степень проявления легитимности политический власти можно также определить по результатам выборов в органы вла­сти, массовым демонстрациям, проявлениям поддержки или, на­против, оппозиции правительству, другим властным структурам. Отсутствие принуждения при осуществлении государственной политики и реализации политических программ также указывает на степень легитимности власти. При этом следует учитывать, что легитимность не тождественна популярности. В целом же легитимность находится в прямой зависимости от эффективности власти. Эффективность власти - это ее результативность, степень осуществления тех функций и ожиданий, которые возлагают на нее народные массы, их большинство, а также наиболее влия­тельные политические и экономические силы общества и госу-дарства - их элита.

В современных условиях легитимность на основе эффе1сгив ности - решающий фактор доверия к власти и ее поддержки гра­жданами. Любая разновидность легитимности (традиционная ха­ризматическая, рационально-правовая и др.) связана с надеждами населения на эффективность власти. Многие авторитарные ре­жимы власти, носившие на первых порах функционирования не­легитимный характер (например, в Чили, Бразилии, Южной Ко­рее и других странах), на основе успешной экономической дея­тельности, эффективного наведения общественного порядка и повышения благосостояния населения постепенно приобрели ле­гитимность, получили поддержку народа.

В настоящее время в мировом сообществе большое количе­ство государств переживает кризис легитимности политической власти. На протяжении многих десятилетий наиболее остро он проявляется в форме политической и экономической нестабиль­ности, частых государственных переворотов, особенно в моло­дых развивающихся государствах. В последние годы проблема легитимности власти крайне актуальна и для многих посткомму­нистических стран, в том числе и для государств, образовавшихся после распада СССР.

В данной связи следует отметить, что для поддержания ле­гитимности политической власти используются самые разнооб­разные меры и средства: изменение законодательства и государ­ственного управления в соответствии с новыми требованиями времени; создание такой системы власти, легитимность которой основана на традициях населения; легальные меры предосто­рожности; использование личных харизматических качеств ру­ководителей государства и правительства; отделение политиче­ских институтов от вооруженных сил; успешное осуществление государственной политики, экономических и социальных про­грамм; поддержание на должном уровне законности и правопо­рядка и др.

Как показывает практика, в конечном счете процесс поддер­жания легитимности политической власти, прочность и эффек­тивность этой власти зависят от интеллектуального потенциала и энергии ее субъектов, от их способности воспользоваться благо
приятными факторами и умения нейтрализовать неблагопоият
ные. Постоянное воспроизводство легитимности власти делаГ~
прочной и надежной.

Власть как социальный феномен | одно из фундаментальных начат развития и функционирования человеческого общества. Она представляет собой особые волевые отношения между людьми в процессе их совместной деятельности, когда одни люди (субъекты) с помощью различных средств (ресурсов) побуждают к действию других (объекты) для достижения определенных целей.

Власть существует всегда и везде, где есть устойчивые объ­единения людей: в семье; производственных и других коллекти­вах (в том числе воинских); организациях и учреждениях; госу­дарстве. В последнем случае мы имеем дело с верховной поли­тической властью, которая представляет собой специфическую форму общественных отношений между большими группами людей, реальную способность определенного класса, социаль­ной группы, индивида проводить в жизнь свою волю в сфере политики. Ядром этой власти, ее основным содержанием явля­ется государственная власть.

Политическая власть в процессе своего функционирования может по-разному восприниматься и оцениваться людьми. По­ложительная оценка, принятие населением власти, признание им ее права властвовать, управлять и согласие подчиняться ей выра­жаются понятием «легитимность». Легитимная политическая власть эффективно мобилизует большие массы людей на дости­жение общественно значимых целей, поскольку пользуется дове­рием этих масс.

Литература

1. Власть в жизни и наука о власти: Словарь-справочник / Под общ. ред. В. Ф. Халипова. - М.: Витязь, 2004.

2. Громыко А. А. Политическая власть. - М.: Об-во «Знание» РФ,

2000. -ШШШ 'ш- ЙЙ&'

3. Конфисахор А.Г. Психология власти. - СПб., 2004.

А.Ледяев В.Г. Власть: Концептуальный анализ. - М.: РОССПЭН,

2001. :Т ШШ ж

5. Луман Н. Власть: Пер. с нем. - М: Праксис, 2001.

6. Полищук В.Д., Федорова А. М. Легитимация политической власти в России: Полемические заметки. - Саратов, 1999.

7. Халипов В. Ф. Наука о власти. Кратология: Учеб. пособие. - М.: Ось-89, 2002.

Наши рекомендации