Основные теории возникновения государства и права.
Существует множество теорий происхождения государства. Плюрализм научных взглядов обусловлен сложностью предмета изучения, историческими особенностями развития общественного сознания и экономического строя (исторической эпохой), своеобразием тех или иных регионов мира, идеологическими и политическими установками, разделяемыми авторами теорий, задачами, которые они ставят перед собой, и другими причинами. В гносеологическом плане наличие множества теорий происхождения государства свидетельствует об невозможности создания абсолютной теории в данной области. Поэтому каждая из теорий имеет познавательную ценность, так как они дополняют друг друга и содействуют более полному воссозданию картины процесса происхождения государства.
- Теологическая теория происхождения гос-ва. В современных условиях ее развили идеологи ислама и католической церкви. По мнению представителей данной теории, государство - продукт божественной воли, в силу чего государственная власть вечна и незыблема, зависит главным образом от религиозных организаций и деятелей. Отсюда каждый обязан подчиняться государю во всем. Существующее социально-экономическое и правовое неравенство людей предопределено той же божественной волей, с чем необходимо смириться и не оказывать сопротивления наместнику Бога на земле. Следовательно, непослушание государственной власти может расцениваться как непослушание Всевышнему.
Теологическую теорию, как и любую догму, нельзя доказать, как и нельзя прямо опровергнуть. Вопрос о ее истинности решается вместе с вопросом о существовании Бога, Высшего разума, т.е. это, в конечном счете, вопрос веры.
- Патриархальная теория: ее представители – Аристотель, Платон, Конфуций и др. обосновывают тот факт, что люди - существа коллективные, стремящиеся к взаимному общению, приводящему к возникновению семьи. В последующем развитие и разрастание семьи в результате объединения людей и увеличения числа этих семей и приводит в конечном счете к образованию государства. Таким образом, государство - продукт разросшейся семьи, это своеобразная большая семья. Отсюда власть государя – продолжение власти отца в семье, которая является неограниченной. Отношения отца с членами семейства в соответствии с патриархальной теорией уподобляются отношениям монарха (короля, царя) с подданными. Монарх должен, подобно отцу семейства, заботиться о своих подданных, а те, в свою очередь, должны беспрекословно подчиняться и уважать его.
- Договорная теория возникла в XVII-XVIII веках и в наиболее логически завершенном виде представлена в трудах Джона Локка, Шарль Луи Монтескье, Жан-Жак Руссо, Радищева, Томаса Джефферсона. Согласно данной теории государство возникает как результат сознательного творчества – договора. Люди вначале находились в «естественном», первобытном состоянии, которое характеризовалось наличием у каждого индивида одинакового набора прав и свобод. Но в результате появления частной собственности в общество проникают конфликты, в результате чего индивид перестает чувствовать себя защищенным от посягательств на его правовой статус. Индивиды заключают между собой общественный договор, в результате которого и возникает государство. Таким образом, государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, в силу которого они передают часть своей свободы, своей власти государству.
- Теория насилия в наиболее логически завершенном виде возникла в XIX веке и представлена в трудах Э. Дюринга, Л. Гумпловича, К. Каутского. Причину происхождения государственности они видели не в экономических отношениях, божественном провидении и общественном договоре, а в военно-политических факторах – насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями нужен аппарат принуждения, которым и стало государство.
- Представители классовой (марксистско-ленинской) теории (К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин) объясняют возникновение государственности прежде всего социально-экономическими причинами, главной из которых является раскол общества на имущих и неимущих, на эксплуататоров и эксплуатируемых.
Властная роль переходит к богатым людям, становящимися в процессе развития государства управляющим сословием. Они создают для защиты своих экономических интересов новую политическую структуру – государство, которое прежде всего служит инструментом реализации их воли. Таким образом, государство возникло преимущественно в целях сохранения и поддержки господства одного класса над другим, а также в целях гарантии существования и функционирования общества как целостного организма. Т.е. государство – это машина для подавления одного класса другим.
- Психологическая теория, представителем которой был Зигмунд Фрейд. Он связывал появление государственности с особыми свойствами человеческой психики – потребностью некоторых людей во власти над другими, стремлением одних подчиняться, подражать, а других – подчинять, быть образцом для подражания. Причины происхождения государства заключаются в тех способностях, которые первобытный человек приписывал племенным вождям, жрецам, шаманам, колдунам и др., их магической силе, особой психической энергии.
- Органическая теория получила широкое распространение во второй половине XIX века в трудах Г.Спенсера. Именно в эту эпоху наука, в том числе и гуманитарная, испытала на себе мощное влияние идеи естественного отбора, высказанной Дарвином. По мнению представителей этой теории, государство есть некий общественный организм, состоящий из отдельных людей, подобно тому, как живой организм состоит из клеток. Если организм здоров, то и клетки его функционируют нормально. Государство, будучи разновидностью биологического организма, имеет мозг (правителей) и средства выполнения его решений (подданных).