Не достижение возраста юридической ответственности.
Причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление, и.Вред должен соответствовать причинному преступлению.
Физическое или психическое принуждение -это воздействие на волю лица словом, символами, жестами, демонстрацией оружия или его макетов, т. е. угрозой, вследствие чего лицо не могло руководить своими действиями (бездействием).
Обоснованный риск - если указанная цель не могла быть достигнута иначе (бездействием) и лицо, допустившее риск, приняло достаточные меры для предотвращения вреда охраняемым законом интересам. Часто применяется в медицине.
Исполнение приказа (распоряжения):действия лица во исполнение обязательных для него приказа или распоряжения. Основано На исполнении служебных обязанностей. В данном случае приказ должен быть незаконным, т. е. причинять вред право-охраняемым интересам.
Казус (случай) — причинение вреда в результате обстоятельств, которые лицо не могло предвидеть и предотвратить (например, водитель сбивает пешехода в результате столкновения с его автомобилем другого автомобиля, которое было вызвано нарушением правил дорожного движения другим водителем).
Правовое воспитание: необходимость, формы и методы.
Правовое воспитание – система мероприятий, воздействующих на психику человека, в целях формирования высокого правосознания и правовой культуры.
Для повышения уровня правовой культуры общества в целом и для повышения правовой культуры личности необходима целенаправленная деятельность государственных органов, общественности по формированию у всех граждан правосознания, знаний, умений пользоваться всеми ценностями, созданными человеком в правовой сфере, стремления действовать в соответствии с ними. Другими словами, для повышения уровня правовой культуры необходимы правовое формирование и правовое воспитание личности.
Правовое обучение как система передачи и усвоения прошлого исторического опыта, а также практики и навыков реализации права в условиях современной действительности призвано сформировать у индивида чувство уверенности и самостоятельности в правовой сфере, стимулировать правовую активность личности. Правовая активность предполагает добровольное, осознанное, инициативное, социально и нравственно ответственное поведение человека.
В задачи правового воспитания входит формирование:
- знаний о праве;
- внутреннего уважения к праву;
- умения применять правовые знания на практике;
- привычки действовать в соответствии с правовыми предписаниями.
К формам правового воспитания относятся:
1) правовое обучение (специальная подготовка и обучение в высших и средних специальных учебных заведениях, в школе);
2) правовая пропаганда (правовое воспитание населения в лекториях, общественных консультациях, телевидением, другими средствами массовой информации и т. д.);
3) правовое воспитание правонарушителей правоприменительными (правоохранительными) органами (правовоспитательная деятельность органов внутренних дел, суда, прокуратуры, органов, исполняющих наказание, и др.);
4) юридическая практика (особенно важна для практикующих студентов, которые получают знания в результате непосредственного участия в правоприменительной деятельности).
Методы правового воспитания - это многообразные приемы педагогического, психологического и иного воздействия на воспитуемых. К ним относят:
- убеждение;
- принуждение;
- наказание;
- поощрение;
- потенциальная угроза применения санкций;
- профилактика, предупреждение;
- другие способы и приемы воздействия на сознание и поведение субъектов.
Следует отметить, что правовая культура является составной частью общей культуры и функционирует во взаимодействии с другими сферами культуры. Поэтому для совершенствования правовой культуры необходимо повышать уровень культуры в целом. В этом плане особо значимым является взаимодействие правовой и нравственной культуры. Именно нравственное сознание как элемент нравственной культуры опосредованно способствует деятельности личности в соответствии с предписаниями правового закона.