Функции современного государства: понятие классификация.
Парламентская республика
Республика – это одна их двух форм правления, при котором основная часть государственной власти передаётся путём выборов и на условиях срочности.
Парламентская республика, характеризуется сильной властью представительного органа (Исландия, Федеративная республика Германия).
В парламентской республике правительство отвечает только перед парламентом, а не перед президентом. Не путать с (парламентарной) монархией.
При такой форме правления правительство формируется из депутатов партий, обладающих большинством голосов в парламенте. Оно остаётся у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства. В случае утраты доверия большинства парламента правительство либо уходит в отставку, либо добивается через главу государства роспуска парламента и назначения новых выборов. Такая форма правления существует в странах, отличающихся развитой, в значительной мере саморегулируемой экономикой (Италия, Турция, Германия, Греция, Израиль и др.). Выборы при такой системе демократии обычно проводятся по партийным спискам, то есть избиратели голосуют не за кандидата, а за партию.
В полномочия парламента, помимо законодательства, входит контроль за правительством. Кроме того, парламент обладает финансовой властью, поскольку он разрабатывает и принимает бюджет государства, определяет пути социально-экономического развития, курс внутренней и внешней политики.
Глава государства в таких республиках, как правило, избирается парламентом или специально образуемой более широкой коллегией, включающей наряду с членами парламента представителей субъектов федерации или представительных региональных органов самоуправления. Это и является главным видом контроля парламента за исполнительной властью.
При этой форме государственного правления говорят о «слабом» президенте. Общие направления деятельности, которыми, порой, конституция наделяет президента парламентарной республики, осуществляются, как правило, правительством, которое в лице своего главы или министра контрассигнует акты президента.
Тем не менее, президент при такой форме правления обладает определенными серьёзными полномочиями. Он обнародует законы, издаёт декреты, награждает, формально назначает главу правительства, имеет право амнистировать осуждённых, сохраняет за собой представительские функции, имеет право формального утверждения состава кабинета министров, право открыть первое заседание парламента нового созыва.
Президент, являясь главой государства, не является здесь главой исполнительной власти, то есть правительства.
В смешанной республике, с одной стороны, парламент смешанной республики имеет право вынести вотум недоверия правительству, сформированному президентом. С другой стороны, президент имеет право распустить парламент и назначить внеочередные выборы (в некоторых странах парламент не может быть распущен в течение конституционно определённого срока).
Унитарное государство.
Унитарное государство – это одна из форм государственно-территориального устройства (наряду с федерацией и другими сложными государствами).
Унитарным государством считается такое, власть в котором составляет единую и неделимую вертикаль, вершиной которой являются общегосударственное органы, а основанием – государственные органы на местах.
Отличительные признаки унитарного государства:
1) Вся полнота государственной власти сосредоточена на уровне государства в целом, территориальные части не имеют самостоятельности;
2) Органы государственной власти строятся в виде единой иерархичной системы с подчинением одному центру (законодательный орган имеет однопалатную структуру);
3) Одноуровневая система законодательства (существует единая конституция на уровне всей страны);
4) Наличие единого гражданства.
Унитарные государства могут быть централизованными либо децентрализованными. Критерием такого деления является вид применяемой системы государственного контроля. В централизованных государствах за региональными органами управления осуществляются прямой контроль лицом, назначенным центральным органом государственной власти (Дания, Норвегия). В децентрализованных унитарных государствах за региональными органами управления осуществляется косвенный контроль и допускается автономия (Франция, Великобритания).
Также унитарные государства делят на простые и сложные. В простых нет автономных образований, территория такого государства либо вообще не имеет административно-территориального деления, либо состоит только из административно-территориальных единиц. В состав сложного унитарного государства входят одно или несколько автономных образований. Как правило автономии имеют народный, этнический характер.
Президентская республика.
Республика – форма правления, при которой основная часть государственной власти передаётся путем выборов и на условиях срочности.
Президентская республика характеризуется значительной ролью президента в системе государственных органов, соединением в его руках полномочий главы государства и главы правительства. Её также называют дуалистической республикой, подчеркивая, тем самым, факт чёткого разделения двух властей: сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательной — в руках парламента.
Признаки президентской республики:
1) внепарламентский метод избрания президента (либо населением — Колумбия, либо коллегией выборщиков — США);
2) внепарламентский метод формирования правительства, то есть его формирует президент. Президент является и фактически, и юридически главой правительства (пост премьер-министра отсутствует как, например, в США), или он назначает главу правительства (Камерун). Правительство несёт ответственность только перед президентом, а не перед парламентом, так как только президент может отправить его в отставку;
3) в целом, при такой форме правления президент обладает гораздо большими полномочиями по сравнению с парламентской республикой (является главой исполнительной власти, утверждает законы путём подписания, имеет право отправить правительство в отставку), но в президентской республике часто президент лишён права роспуска парламента, а парламент лишён права выразить недоверие правительству, но может сместить президента (процедура импичмента).
Классической президентской республикой являются Соединённые Штаты Америки. В основе Конституции США лежит принцип разделения властей. Согласно данной конституции, законодательная власть принадлежит Конгрессу, исполнительная — президенту, судебная — Верховному Суду. Президент, избираемый коллегией выборщиков, формирует правительство из лиц, принадлежащих к его партии.
Теория разделения властей.
Теория разделения властей – политико-правовая теория, согласно которой государственная власть должна быть разделена между независимыми друг от друга ветвями власти (законодательная, исполнительная и судебная). Предложена Джоном Локком. Термин ввёл Монтескье (18в). Впервые принцип был реализован в Конституции США.
Принцип разделения властей означает, что законотворческая деятельность осуществляется законодательным (представительным) органом, исполнительно-распорядительная деятельность - органами исполнительной власти, судебная власть - судами, при этом законодательная, исполнительная и судебная ветви власти самостоятельны и относительно независимы. Разделение властей основывается на естественном разделении таких функций, как законотворчество, государственное управление, правосудие. Каждая из ветвей в той или иной степени осуществляет государственный контроль. Современное понимание принципа разделения властей дополнено также необходимостью разделения полномочий (предметов ведения) между органами государственной власти и управления и муниципальными органами. В федеративном государстве система государственных органов трёхуровневая, разделена на федеральные органы власти, органы власти субъектов федерации и органы власти на местах (местный уровень власти).
Принцип разделения властей заключается в том, чтобы властные полномочия были распределены и сбалансированы между различными государственными органами, чтобы исключить сосредоточение всех полномочий либо большей их части в ведении единого органа государственной власти либо должностного лица и тем самым предотвратить произвол. Независимые ветви власти могут сдерживать, уравновешивать, а также контролировать друг друга, не допуская нарушения Конституции и законов, это так называемая «система сдержек и противовесов».
Государство и личность.
Отношение государства к правам человека и гражданина служит главным показателем демократичности государства в современном мире. Проблема взаимоотношений между государством и человеком - одна из важнейших проблем правового государства. Неограниченная свобода людей в обществе может привести к хаосу, произволу, поэтому в демократических государствах границы свободы личности определяются легитимными законами. В юридическом смысле она представляет собой закрепленную нормативную возможность совершать действия, поступки, по своему усмотрению, не нарушая свободы других. Юридическое ограничение свободы поступков людей в обществе - объективная необходимость. Государство должно определить границы своего вмешательства в сферу бытия личности. Причем они определяются в интересах самих же людей, с тем, чтобы человек не пострадал от свободы другого человека. В проблеме государство и личность очень важно уяснить их взаимную ответственность. Если личность отвечает за свои поступки, то государство - за то, что не может обеспечить безопасность личности, сохранность ее имущества. Охрана жизни, безопасности, имущества людей, их свободы - важнейшая, верховная функция государства. Государство для человека, а не наоборот. Противоречия между государством и его гражданами должны разрешаться беспристрастными судебными органами на основе легитимного закона.
Отношения личности и государства строятся на установлении такого баланса, при котором:
- личность имела бы возможность беспрепятственно развивать способности, удовлетворять права, свободы и законные интересы;
- государство получало бы признание и поддержку своей деятельности со стороны личности, выполняющей свои обязанности и несущей ответственность за их невыполнение.
Все обилие теорий и взглядов, существовавших в истории политико-правовой мысли и касающихся соотношения «государство — личность», можно свести к двум подходам: 1) индивидуалистический (гуманистический) и 2) государственный.
Механизм государства.
Механизмом государства называется совокупность специализированных организаций, непосредственно оказывающих управляющие воздействие на общественные отношения в интересах государства.
Механизм государства - целостная иерархическая система государственных органов и учреждений, на практике осуществляющих государственную власть, задачи и функции государства. Механизм государства является неотъемлемой стороной сущности государства: вне и без государственного механизма нет и быть не может государства.
Особенности государственного механизма:
- системность (представляет собой иерархическую систему отдельных элементов: государственных органов, учреждений и предприятий);
- целостность (целостность системы, состоящей из отдельных элементов, достигается единством принципов, задач и целей управлений);
- является средством реализации функций государства;
- динамичность.
Структура механизма государства: государственные органы, государственные учреждения и государственные предприятия.
Государственные органы – обособленные субъекты общественных отношений, обладающие властными полномочиями в определённой области общественной жизни и действующие от имени государства. Могут быть единоличными (Президент) и коллегиальными. Совокупность государственных органов образуют государственный аппарат. Признаки государственного органа: формируется посредством закона; осуществляет властное воздействие от имени государства; имеет право на применение сила; бюджетное финансирование; состоит из госслужащих; деятельность оформляется юридически.
Государственные учреждения – юридические лица, основным видом деятельность которых является удовлетворение потребностей общества в отдельных сферах общественной жизни. Осуществляют не только властные полномочия, но и оказывают необходимые услуги населению. Основные сферы действия: охрана правопорядка; национальная безопасность; здравоохранение, социальное обеспечение; наука.
Государственные предприятия – юридические лица, основным видом деятельности которых является эффективное управление государственным имуществом.
Теологическая теория
Суть теории: государство имеет божественное происхождение. Представители: А. Августин, Ф. Аквинский.
Теологическая теории возникла одной их первых, её возникновение детерминировано преобладанием религиозного типа мировоззрения представителей человечества в начале его исторического пути. Государство даровано человек Богом. Государство вечно как Бог, а руководитель государства посланник бога на земле. Способствовала укреплению государства. Светская власть в подчинении у церковной.
Достоинства: универсальна для верующего; неопровержима; применима к любой форме государства; способствует укреплению гражданского согласия в обществе; стабильность государства.
Недостатки: не признаётся атеистами; снижает влияние материальных факторов на процесс государственно строительства; ненаучна; не даёт рекомендаций по повышению эффективности функционирования государства; содержит потенциал для эскалации мировой напряженности и использованием противоречий между мировыми религиями.
Патриархальная теория
Суть теории: происхождение государства объясняется через процесс разрастания семьи, а государственная власть родственна отеческой.
Представители: Платон, Аристотель, Конфуций.
Патриархальная теория объясняет процесс возникновения государства через эволюцию семейных отношений. В до государственный период при необходимости организации различных мероприятий, руководство брали на себя старейшины, которые, по сути, являлись патриархами семьи.
Государь относится к своим подданным как к детям.
Достоинства: отражает моменты переходы от до государственного состояния к государству; в основании лежат верные выводы о том, что главой государства становится человек, обладающий определенным жизненным опытом; способствует сплочению общества и укреплению государственной власти; способствует воспитанию в народе уважения к государственным явлениям.
Недостатки: идеализация отношений правителей и поданных; допущение оправдания деспотической и тиранической власти; упрощения понимая государств; государем может быть и модой человек (несоответствие).
Теория насилия
Суть теории: возникновение государства имеет место в результате применения насилия: внешнего при завоевании одного народу другим либо внутреннего, политического либо экономического. Объединяет две теории: внешнего и внутреннего насилия. Не все государство образовались в результате насилия.
Основные представители: Е. Дюринг, Л. Гумплович.
Патримониальная теория
Суть теории: происхождение государства связывается в организация процесса перераспределения земли, а государственная власть объявляется родственной власти земельного собственника. Автор: Геллер.
Патримониальная теория видит процесс возникновения государства как усложнение и развитие прав на землю.
Экономическая теория
Суть теории: государство есть результат экономических преобразований. Развитие производства и экономический отношений ведёт к образованию государства.
Автор: Сен-Симон.
Психологическая теория
Суть теории: основным фактором, повлиявшим на создание государства, предлагается рассматривать психологическую потребность человека существовать при государственном0образованном обществе (Заложено).
Государства результат врождённой психологической потребности человека в государстве. Одним желают, чтобы ими управляли, другие желают быть управляемыми.
Расовая теория
Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась потребность обеспечения господства высших рас над низшими.
Органическая теория
Суть теории: проводится аналогия государства и органической системы, отдельные составные части государства сравниваются с частями организма. Эволюционный ход развития государства. От простого к сложному. От однородному к разнородному.
Ирригационная теория
Суть теории: причиной возникновения государства является необходимость создания больших ирригационных сооружений. Главный недостаток – локальность.
Инцестная теория
Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась необходимость обеспечения запрета кровосмешения близких родственников.
Теория специализации
Суть теории: государства есть результат возникновения специализаций в сфере управленческой деятельностей.
Спортивная теория
Суть теории: основной причиной возникновения государства явилась необходимость обеспечения физического совершенствования членов общества.
Диффузионная теория
Суть теории: государство есть результат передачи опыта государственно строительства от одних народов другим. На даёт ответа на вопрос о первоначальном происхождении государства.
Типология государств.
Существует два основных подхода к типологии государств: формационный и цивилизационный.
В соответствии с формационным подходом тип государства определяется типом общественно-экономического строя, а также соответствующей ему классовой структурой общества. Представители формационного подхода рассматривают историю как естественный процесс последовательной смены общественно-экономических формаций. Основой каждой общественно-экономической формации является определённый способ производства.
Формация – исторический тип общества, основанный на определённом способе производства.
Согласно формационному подходу выделяются следующие типы государства: рабовладельческое, феодальное, капиталистическое (буржуазное), социалистическое. Маркс также выделял коммунистическое. Каждый последующий тип государства является более прогрессивным. Типы государства различаются по своим функциям (как правило подавление одного класса и охрана другого; капиталистического – охрана частной собственности и борьба за рынки сбыта; социалистического – ликвидации частной собственности, распорядительная экономика). Движущей силой является борьба классов.
Основой цивилизационного подхода к типологии государств есть учение о том, что каждой общество представляет собой цивилизацию, то есть специфическую, исторически сложившуюся систему взаимодействия всех возможных сфер, в частности, экономики, политики, права, культуры, религии и т.п.
А. Тойнби выделял пять современных живых цивилизаций: западную, православной-христианскую, исламскую, индуистскую, дальневосточную.
В своём развитии каждая цивилизация проходит следующие фазы: возникновение – рост – надлом – распад.
С цивилизационной точки зрения первоисточником перемен является человек с наличными интересами и потребностями и умениями.
Минусы цивилизационного подхода: чрезмерный плюрализм оснований типологии цивилизаций и государств; игнорирование политической власти как важнейшего фактора государственного строительства.
В основе другой типологии государств лежит их соотношение с религией. По этому критерию выделяют следующие типы государств: светское, клерикальное (одна из религий признаётся государственной и занимает важнейшие положение во внутриполитической жизни), теократическое (власть у церкви), атеистическое (церковное деятельность подавляется государством.
В последние время широко применяется классификация государств на тоталитарные, авторитарные, либеральное и демократические. Главным критерием классификации является политический режим.
Форма государства.
Форма государства – это организация государственной власти и его устройства в целом. Форма государства состоит из трёх основных элементов.
Во-первых, это определённый порядок образования и организации высших органов государственной власти и управления – форма правления.
Во-вторых, это способ территориального устройства государства, определённый порядок взаимоотношений центральной, региональной и местной властей – форма государственного устройства.
В-третьих, приёмы и методы осуществления государственной власти – политической режим.
Изучение формы государства показывает, как организованна власть в государстве, каков порядок образования государственных органов, какими методами при этом происходит осуществление государственной власти.
Нет чёткого соотношения между типом и формой государства.
Серьёзное влияние на форму государства оказывают культурный уровень народа, его исторический традиции, характер религиозный верований, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы.
Правовая система.
Правовая система – совокупность правовых явлений.
Правовая система — совокупная связь права (или системы права), правосознания (или правовой культуры как более общего) и правореализации.
Правовая система (не путать с системой права!) - совокупность внутренне согласованных, взаимосвязанных, социально однородных юридических средств (явлений), с помощью которых официальная (публичная) власть оказывает регулятивно-организующее и стабилизирующее воздействие на общественные отношения и поведение людей. Это интегрирующая категория, отражающая всю правовую организацию общества, целостную правовую действительность.
Понятия права и правовой системы соотносятся как часть и целое.
Правовая система результат деятельность государства, обусловлена объективными закономерностями развития общества и необходима государству для достижения определённых целей.
Различают несколько уровней правовой системы:
Сущностный уровень подчёркивает значение субъектов права в правовой жизни. Человек, его объединения и государство – главные субъекты правовой системы.
На психологическом уровне анализируется индивидуальное и общественное правосознание. Знания, эмоции, чувства, нравственные, идеологические и религиозные взгляды позволяют воспринимать и оценивать правовую реальность, вырабатывать своё отношение к ней.
Нормативный уровень – право, как таковое.
Организационный уровень изучает юридически оформленные связи и отношения, формы реализации права, различные виды правового поведения людей, правотворческую и правоприменительную деятельность государства.
Правовая карта мира сейчас очень пестра. Она состоит из множества национальных правовых систем. ИХ называют правовыми семьями. Для их классификации используются различные факторы: этнические, расовые, географические, религиозные и т.д. Наиболее популярная классификация Давида (романо-германская; англосаксонская и социалистическая).
Элементы правовой системы:
- право;
- правотворчество;
- правосудие;
- юридическая практика;
- нормативные правовые акты;
- правоотношения;
- субъективные права и обязанности;
- правовые учреждения;
- законность;
- правосознание и др.
Правовая система дает возможность анализировать и оценивать всю правовую реальность в целостном виде, а не отдельные ее компоненты. Право - ядро и нормативная основа правовой системы, ее связующее и цементирующее звено. По характеру права в данном обществе легко можно судить о сущности всей правовой системы этого общества, правовой политике и правовой идеологии государства. Помимо права как стержневого элемента правовая система включает в себя множество других слагаемых. Исчерпывающий их перечень дать затруднительно, поскольку правовая система - сложное, многослойное, разно уровневое, иерархическое и динамическое образование, в структуре которого есть свои системы и подсистемы, узлы и блоки.
Ценность понятия правовой системы заключается в том, что оно дает дополнительные (и немалые) аналитические возможности для комплексного анализа правовой сферы жизни общества. Это новый, более высокий уровень научной абстракции, иной срез с правовой действительности и, следовательно, иная плоскость ее рассмотрения.
Право, как уже подчеркивалось, - эпицентр правовой системы. Юридические нормы, будучи обязательными эталонами общественно необходимого поведения, опираясь на возможность государственного принуждения, выступают интегрирующим и цементирующим началом. Это своего рода каркас, несущие конструкции правовой системы, без которых она могла бы превратиться в простой конгломерат элементов, не связанных между собой единым нормативно-волевым началом. Согласованность и координация между ними оказались бы в значительной мере ослабленными.
Правовая система непрерывно меняется, однако ее составные части претерпевают изменения с разными скоростями, и ни одна из них не меняется столь же быстро, как другая. В то же время существуют некие постоянные, долго живущие элементы - принципы системы, которые присутствовали в системе всегда (даже в прошлые века) и будут такими же в течение еще долгого времени. Они придают необходимую форму и определенность целому.
Право и мораль.
Мораль – это специфический способ духовно-практического освоения мира, предполагающий особое ценностно-императивное отношение к нему. Право - один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством правил поведения.
Единство права и морали
1. Нормы права и нормы морали являются одинаковым набором черт, присущих всем социальным нормам.
2. Как право, так и мораль являются надстроечными категориями. Они обуславливаются экономическими, культурными и иными условиями существования определенного человеческого общества.
3. Право и мораль являются одними из основных социальных ценностей современного общества.
4. Право и мораль предполагают относительную автономию воли индивидов. Каждый член общества имеет возможность сознательного выбора своей моральной и правовой позиции.
5. Право и мораль определяют пределы должного и возможного поведения индивидов.
6. Право и мораль являются элементами культуры соответствующего общества.
7. Право и мораль являются системами, которые можно охарактеризовать с точки зрения преемственности предыдущего социального опыта. При создании новых норм, используются старые.
8. Как правило, право и мораль с течением времени прогрессируют под влиянием происходящих в обществе изменений.
Различия права и морали
1. Право и мораль различаются по моменту происхождения. Мораль зародилась раньше появления государства, в первобытном обществе. Право же появилось в обществе одновременно с государством.
2. Различны формы выражения норм права и морали. Нормы морали, как правило, нигде не записаны, они существуют устных преданиях о добрых и злых поступках, справедливых и несправедливых людях. В отличие от норм морали нормы права выражаются в определённой форме. Основная форма права – письменный источник. Однако есть и не письменные нормы права.
3. Различна сфера действия норм права и морали. Нормы морали охватывают практически все возможные общественные отношения, в то время как право призвано регулировать только часть из них, наиболее важную с государственной точки зрения.
4. Различны регулируемые нормами права и морали общественные отношения по и значимости.
5. Отличаются и способы формирования моральных и правовых норм. Нормы права создаются государством. Нормы морали создаются специальными группами путём общественного признания.
6. Различаются время ввода в действия. Моральные нормы начинают действовать по мере установления, а правовые нормы начинают действовать с момента, указанного в законе.
7. Право и мораль используют различные критерии при оценки человеческого поведения. Моральная оценка используют шкалу добро - зло, а право законно – противозаконно.
8. Серьёзное различие между правом и моралью наблюдается по степени конкретизации требований и санкций норм.
9. По-разному обеспечивается действие правовых и моральных норм. Нормы права охраняются всем государственным аппаратом. Соблюдение же норм морали напрямую не подкрепляется государством. Однако моральное воздействие может быть более эффективным чем правовое.
10. Мораль предъявляет более высокие требования к сознанию и поведению человека, чем право. Мораль требует душевной частоты и прогресса.
Виды пробелов в праве
Пробелы могут быть различными. Прежде всего, выделяют пробелы по времени выявления: первичные (первоначальные), проявившиеся в период опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, как правило, это результат упущения правотворческих органов. Вторичные (последующие), появившиеся после издания нормативных правовых актов в процессе правоприменения и развития общественных отношений.
Исходя из структуры нормы права, выделяют пробел в гипотезе, пробел в диспозиции и пробел в санкции.
По степени неурегулированности пробел существует в виде:
- полного отсутствия норм по регулированию конкретной жизненной ситуации;
- недостаточного регулирования имеющимися нормами.
Пробелы могут быть классифицированы по отраслевой принадлежности.
Публичное и частное право
Кроме отраслей в структуре права юридические нормы можно подразделить на две большие группы: на частное и публичное право. Деление системы права на публичное и частное является наиболее устоявшимся и широко признанным в юриспруденции. Такое деление получило признание еще в Древнем Риме.
Частное право - это упорядоченная совокупность юридических норм, охраняющих и регулирующих отношения частных лиц. Публичное же право образуют нормы, закрепляющие порядок деятельности органов государственной власти и управления.
Критериями классификации правовых норм на нормы публичного и частного права являются выполняемая ими в обществе роль и характер интересов, защищаемых теми или иными нормами.
Суть указанного деления состоит в том, что в праве есть комплексы норм, призванные преимущественно обеспечить либо общественный, публичный интерес (конституционное, уголовное, административное, финансовое и другие отрасли права), либо интересы частных лиц (гражданское, семейное, торговое и иные отрасли права).
Публичное право образуют нормы, регламентирующие порядок организующей деятельности органов государственной власти и управления по обеспечению общественного интереса. Одной из сторон возникающих отношений является государство, которое с помощью властных велений обеспечивает подчинение других субъектов. Поэтому предписания публичного права не могут быть изменены соглашением частных лиц.
Частное право связано, прежде всего, с возникновением и развитием частной собственности. Его образуют нормы, охраняющие и регулирующие отношения частных собственников в процессе производства и обмена. Это область децентрализованного регулирования общественных отношений. Государственная власть «изгоняется» из сферы частных интересов, выполняя лишь обеспечивающие функции. Недаром формирование капиталистических отношений вызвало рецепцию римского права.
Если частное право — область свободы и частной инициативы, то публичное — сфера власти и подчинения.
Таким образом, основной смысл деления права на частное и публичное состоит в установлении пределов вмешательства государства в сферу интересов граждан и их объединений.
Для публичного права характерны:
- одностороннее волеизъявление;
- субординация субъектов и правовых актов;
- преобладание императивных норм;
- ориентация на удовлетворение общественного интереса.
Для частного права характерны:
- свободное двустороннее волеизъявление, использование договорной формы регулирования;
- равенство сторон;
- преобладание диспозитивных норм;
- ориентация на удовлетворение частных интересов.
Деление права на частное и публичное несколько условно. В правовой системе они тесно переплетены. Ведь частное право не может существовать без публичного, которое защищает и обеспечивает нормальное функционирование первого. Поэтому на практике довольно часто возникают комбинации публичного и частного институтов. Наглядными примером этому является развивающееся информационное право.
Функции права.
Функции права – это обусловленные социальным назначением права, основные направления воздействия его на общественные отношения и поведение людей. Они выражают наиболее существенные, главные черты права и направленны на осуществление коренных задач, стоящих перед правом на данном этапе развития общества. В них проявляется сущность и социальное назначение права.
Основная цель права – устроить совместную жизнь людей? Удовлетворение потребностей?
Функции права представляют направления его активного действия, упорядочивающего наиболее существенные общественные отношения. Главная цель такого действия – это регулирование общественных отношений. Для функций необходимы непрерывность и длительность действия, определенное пространство.
Выделяют две группы функций права.
К общесоциальным относят:
а) экономическую функцию – например, гражданско-правовые договоры обеспечивают процесс перемещение материальных благ;
б) политическую функцию – право регулирует деятельность субъектов политической системы;
в) коммуникативную функцию – посредством права обеспечивают связь между объектами управления;
г) экологическую функцию.
Специально-юридические функции:
а) регулятивная выражается в воздействии права на общественные отношения путём определения правил поведения людей в различных ситуациях; обеспечение общественного порядка;
б) охранительная – направлена на охрану наиболее значимых общественных отношений, реализуется путём применение специальных охранительных норм;
в) оценочная – позволяет праву выступать в качестве критерия правомерности или неправомерности чьих-либо поступков;
г) воспитательную функцию – право отражает определенную идеологию, воздействует на поведение людей (некоторые относят к социальным);
В зависимости от сферы общественных отношений, попадающих под функциональное воздействие права, и внутреннего строения права выделяют:
- общеправовые функции, относящиеся ко всей внутригосударственной системе права, которая объединяет на согласованных началах норм, институты, отрасли права;
- межотраслевые функции, действующие в отношении таких отраслевых семей, как публичное или частное право, материальное или процессуальное право;
- отраслевые, связанные, в частности, с конституционным правом (функция закрепления прав и свобод человека и гражданина), уголовным правом (функци<