Классификация функций. Внешние и внутренние функции современного государства и их взаимосвязь.

Функции государства – это основные направления его деятельности, выражающие классовую и общечеловеческую сущность государства и его социальное назначение.

Черты функций государства:

• содержание каждой функции складывается из совокупности однородных аспектов государственной деятельности;

• охватывают деятельность государства в целом;

• носят комплексный характер, в них отражаются усилия государства на решающих направлениях;

• отличаются от видов государственной деятельности, которые осуществляются уполномоченными органами или их структурными подразделениями;

• их нельзя отождествлять с формами и методами их реализации.

Признаки функций государства:

– в них проявляется деятельная целенаправленность государства;

– они – главное направление деятельности государства;

– в них выражается сущность государства;

– выполняя их, государство решает задачи по управлению общественными делами;

– они – управленческие понятия (в них конкретизируются задачи и цели государственного управления);

– реализуются в определенных формах с использованием разнообразных методов государственной деятельности;

– объективны по своей природе (обусловлены жизненными потребностями общества);

– подвижны и изменчивы (зависит от очередности задач);

– каждая имеет объект воздействия (определенная общественная сфера) и содержание.

Классификация функция государства:

1. по принципу разделения властей: законотворческие; управленческие; судебные (правоохранительные).

2. по продолжительности действия:

• постоянные – выполняются в течение длительного времени и присущи государству во многих (или всех) стадиях его существования;

• временные – выполняются на определенных этапах и по мере выполнения своего назначения утрачиваются.

1. по сфере действия:

• внутренние – деятельность государства внутри страны, роль в жизни общества (экономическая, экологическая, функция развития культуры, науки и образования и т.д.);

• внешние – деятельность государства за пределами страны, роль во взаимоотношениях с другими государствами и международными организациями (оборона страны, обеспечение мира и поддержка мирового порядка и т.д.);

1. по сферам общественной жизни: политические, экономические, социальные, идеологические;

2. по способу осуществления:

o регулятивные – упорядочивание общественных отношений путем закрепления существующих общественных связей;

o охранительные – установление мер юридической защиты и порядка их возложения и исполнения;

3. по территориальному масштабу:

– в федерации: функции федерации и субъектов федерации;

– в унитарном государстве: функции, осуществляемые на территории единого государства;
– в конфедерации: координирующая функция всего союза и функции на территории каждого государства – участника конфедерации;

4. по степени социальной значимости и важности в общественной жизни:

– основные – важнейшие направления деятельности по осуществлению стратегических целей и задач;

– неосновные – выполнение задач в конкретной сфере общественной жизни;

В демократическом обществе одна из основных внутренних функций, политическая функция, имеет своим содержанием обеспечение народовластия. В недемократическом обществе эта же функция направлена на обеспечение политического господства класса, которому принадлежит экономическая власть.

Экономическая функция – в условиях распределительной экономики господствует государственная собственность, и государство монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределения ресурсов и т.д. Прирыночныхотношениях и свободе предпринимательства, многообразии и равенстве все форм собственности, экономика функционирует преимущественно на основе саморазвития, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. Вмешательство государства в экономику сведено к минимуму (выработка экономической политики в масштабах общества, управление принадлежащими государству предприятиями и организациями, установление правовых основ рынка и т.п.).

Внешние и внутренние функции тесно связаны между собой, поэтому некоторые ученые утверждают, что любому государству присущи общие функции,которые осуществляются как внутри страны, так и за ее пределами (экономическая, политическая, функция безопасности, социальная, идеологическая, экологическая).

Внутренние функции –характеризуютцели и задачи государства внутри данной страны.

1) Политическая функция: все функции государства носят политический характер, но в сфере политических отношений действует целая система политических институтов, учреждений, государственных органов (представительные органы, органы МСУ, референдум), через которые осуществляется непосредственное воздействие государственной власти, в т.ч. обеспечение народовластия. Т.е. политическая функция в демократическом обществе – это обеспечение народовластия, то есть:

•реализация волеизъявления народа в форме законотворчества;

•обеспечение государственного суверенитета, определение правового положения конкретных территорий и управлении ими;

•создание условий для самоорганизации и самоуправления народа;

•защита конституционного строя специальными органами и непосредственно народом.

2) Экономическая функция:

• выработка экономической политики в масштабе общества;

• управление предприятиями и организациями, составляющими гос. собственность;

• установление правовых основ рынка и ценовой политики (стимулирование предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности);

• регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты государством своего экономического суверенитета.

В качестве эф-го метода регулирования экон.отн. в странах с развитой рыночной эк-кой применяется планирование. Но при рын.отнош-яхпланир-е не носит жесткого хар-ра, основано на использовании экономических методов.

3) Социальная функция – обеспечение общественного благополучия, т.е.достойной жизни и развития каждого человека, социальная защита тех, кто нуждается в гос-ной материальной поддержке; обеспечение права каждого на свободу труда, занятости населения, социального страхования и обеспечения; гос.политика в области образования, культуры, здоровья, в жилищной сфере.

4) Налогообложение и фин.контроль: рын.эк-ка использует налоги в кач-ве инструмента экон.исоц.политики гос-ва. Фин.контроль – один из видов гос-го контроля за образ-ем, распред-ем и использ-ем всех рес-сов фин.системы страны. Субъекты фин.контроля: Счетная палата, ЦБ, Минфин. Эта ф-циям.б. выделена в кач-весамостоятельной.

5) Приоритетная функция – защита прав и свобод личности, обеспечение законности и правопорядка – это главный критерий демократичности гос-ва.

Внешние функции заключаются в деятельности государства на международной арене, в его взаимоотношениях с другими странами. Внешние функции реализуются в виде внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности. Задачи внешних функций государства:

установление и поддержание отношений с другими государствами;

обеспечение обороны страны от внешней агрессии.

Выполнение внешних функций государства обеспечивает полноправное существование государства в современном (все более взаимосвязанном) мире.

Внешние функции подразделяются на:

1. Функция интеграции в мировую экономику – признание взаимозависимости государств современном мире;

2. Функция обороны – поддержание достаточного уровня обороноспособности страны, отвечающего требованиям национальной безопасности;

3. Функция поддержания мирового порядка – деятельность по разоружению, ликвидации оружия массового уничтожения; обеспечение сотрудничества государства в таких областях, как борьба с организованной преступностью, борьба с международным терроризмом, регулирование межнациональных конфликтов;

4. Функция сотрудничества – с другими государствами в различных сферах, в том числе в решении глобальных проблем (экология, терроризм, нехватка природных ресурсов и т.д.).

Соответственно, выделяется еще одна функция современного государства, которая имеет отношение как к внешней, так и к внутренней политике государства:

Экологическая функция – защита государственно-правовыми средствами естественной природы от неразумных притязаний человека. Через законодательство государство устанавливает правовой режим природопользования, устанавливает санкции за его нарушение; учреждает специализированные структуры природоохраны и так далее. В системе права современных государств есть специальная отрасль – природоохранительное законодательство, включающее законы об охране животного мира, атмосферного воздуха, природных ресурсов, вод. Земли, лесов. Комплекс такого рода мер предусмотрен и в ФЗ от 10 января 2002 года «Об охране окружающей среды».

Вопрос №22

Наши рекомендации