Политико-правовая культура и конституция республики башкортостан
И.А.Кузнецов,
старший преподаватель кафедры государственно-правовых дисциплин У ЮМ МВД РФ
Реформа правовой системы в России, имеющая своей целью создание правового государства, дебюрократизацию политической жизни и расширение демократии, развитие самоуправления народа, поставила перед наукой важные теоретические проблемы. Одна из таких проблем, требующая научного анализа, на наш взгляд, - политико-правовая культура личности.
С нашей точки зрения, интерес к данной проблематике вызывается прежде всего тем обстоятельством, что политико-правовая культура неизменно связана с общественно-политической активностью, Рост политической активности в последние годы, создание большого числа политических партий, движений, развитие политического плюрализма и самоуправленческих начал в обществе демонстрируют разрыв между потребностью граждан управлять делами в различных сферах общественной и государственной жизни и относительно невысоким уровнем их политико-правовой культуры, отсутствием необходимых знаний и навыков. Наряду с радикальными изменениями в политической, экономической и правовой сферах жизнедеятельности общества, речь должна идти о формировании адекватной обновляющемуся обществу правовой культуры и об овладении ею в процессе общественно-политической практики.
В политико-правовой культуре, уходящей своими корнями в прошлое, доминировали: ориентации на конформизм, преклонение перед авторитарностью решений командно-бюрократических структур власти и управления, пассивное выжидательное поведение, иждивенческие отношения к государству. Вот почему «традиционная» политико-правовая культура становится препятствием в развитии самостоятельной, инициативной и творческой социально-правовой деятельности людей, воспроизводит стереотипы сознания, поведения и «отчужденной» от политики
личности.
Анализ экономических, социальных, политических, правовых и духовных процессов, которые сегодня развиваются в нашем обществе, показывает, что меняются темпы, формы и методы общественного развития, меняется само представление о характере и критериях прогресса.
Новые исторические реальности приводят, с одной стороны, к становлению качественно нового типа общественных отношений, с другой, - глубоким изменениям в политико-правовой и ценностной ориентации социальных субъектов.
Актуальность исследований политико-правовой культуры определяется не только реформированием правовой системы, но и временным фактором. Современная политическая и правовая культура как культура демократических общественных связей и отношений находится в стадии становления. Интерес к изучению формирования и функционирования политико-правовой культуры личности, по нашему мнению, вызывается и тем, что она выступает, с одной стороны, как характеристика обновления общества, с другой, - как критериймеры социальной зрелости человека.
Необходимость анализа, осмысления состояния политико-правовой культуры личности и социальных групп вызвана еще и тем, что, во-первых, политическая и правовая культура как системы есть отражение и преломление в культурном фонде обшества качественных преобразований политической надстройки в совокупности трех взаимосвязанных сторон; политико-правового сознания, правовых отношений и правовой системы общества; во-вторых, политико-правовая культура есть процесс и результат развития особой формы социальной активности людей - политико-правовой деятельности, в которой реализуется «духовно-практический способ» (К.Маркс) освоения окружающей действительности; и, наконец, политико-правовая культура есть ценностное отношение людей к праву, определяющее единство их правовых ориентации, установок и форм социально-правового поведения и деятельности.
Будущее нашей страны, ее успехи зависят не только от способности общества претворять в жизнь задуманные планы, динамично двигаться по пути социального и культурного прогресса, но и от духовного, интеллектуального настроя народа. Ренессанс общества требует целеустремленности и действия, серьезного критического анализа прошлого, реалистически трезвой оценки нынешней и будущей культурной ситуации.
При всей неоднозначности понятия культуры в нашей литературе социологические и философские исследования, имеющие отношение к культуре, позволили определить основные направления развития всего социального организма политико-правовой культуры.
Политико-правовая культура " это, по существу, специфический срез творческо-практической и теоретической деятельности людей и человека.
В литературе, посвященной анализу правовой культуры, обоснованно указывается на три взаимосвязанных, но относительно самостоятельных явления:
- правовую культуруобщества;
- правовую культуру определенной социальной группы (которая выделяется своими особенными характеристиками: возрастными, региональными, профессиональными и т.д.);
- правовую культуру личности.
Одним из основных элементовпроявления политико-правовойкультуры является реализация конституционно-правовых норм.
Конституционно-правовые нормы - это стандарты желаемого и должного поведения. Статья 1 Конституции Республики Башкортостан закрепляет высшую юридическую силу конституционных норм: «Республика Башкортостан обладает высшей властью на своей территории, самостоятельно определяет и проводит внутреннюю и внешнюю политику, принимает Конституцию Республики Башкортостан и республиканские законы, имеющие верховенство на всей ее территории».
В Конституции Республики Башкортостан права и свободы человека можно условно разделить на три большие взаимосвязанные между собой группы;
1)личные права и свободы; 2)политические; 3)экономические, культурные и социальные права и свободы.
Таким образом, политико-правовая культура - это, во-первых, правовые знания, убеждения, принципы; во-вторых, - это способ деятельности людей, непосредственно работающих в правовом институте государства; в-третьих, " реализация конституционно-правовых норм в процессе жизнедеятельности.
Исходя из вышеизложенного,мы считаем, что политико-правовая культура отражает уровень развития общества в типах, формах, способах правовой • деятельности, связанной с правоисполнительной деятельностью, направленной на совершенствование правовой системы. Главным в определении понятия «политико-правовая культура» является способ правовой деятельности.Однако мы не отождествляем политико-правовую культуру как сосферой права,так и со сферой культуры, потому что она- лишь элемент политико-правовых отношений, показатель реализации сущностных сил личности в сфере жизнедеятельности, мера овладения политико-правовой реальностью.