Послевоенного восстановления и развития народного хозяйства (1945—1953 гг.)
В послевоенные годы политический режим ужесточает свой контроль над обществом. Произошёл разрыв с политической традицией, установившейся после 1917 г., изменился подход к формированию идеологии (в ней усиливаются национально-патриотические мотивы, культ вождя и т.п.) и руководящих государственных и партийных кадров. Были воссозданы многие политические символы: гражданские и воинские звания, народные комиссары стали министрами. Рабоче-Крестьянская Красная Армия была переименована в Советские Вооружённые Силы, ВКП (б)—в Коммунистическую партию Советского Союза (октябрь 1952 г. на XIX съезде ВКП (б). Параллельно со старыми партийными органами создавались новые структуры, подконтрольные только председателю Совета Министров маршалу Сталину. Возросла роль Секретариата ЦК и Управления кадров ЦК партии.
В марте 1946 г. СНК СССР был преобразован в Совет Министров СССР. В феврале 1947 г. создаются комиссии законодательных предположений обеих палат Верховного Совета. В марте 1954 г. «политическая полиция» была оформлена в самостоятельную организацию—Комитет государственной безопасности (КГБ), были упразднены особые трибуналы («тройки»), система была передана от МВД Министерству юстиции. Усилилась контролирующая роль органов прокуратуры и Генерального прокурора. Сеть военных прокуратур и военных трибуналов была сокращена, транспортные трибуналы преобразованы в линейные суды. В мае 1955 г. принимается новое Положение о прокурорском надзоре СССР, в котором подчёркивался принцип единообразия законности и иерархической подчинённости органов прокуратуры только Генеральному прокурору. Конкретизировались основные задачи и функции прокуратуры: общий надзор, надзор за дознанием и следствием, законностью судебных решений, местами лишения свободы.
Накопившиеся в послевоенное десятилетие изменения нашли своё отражение в Конституции СССР (о Совете Министров, прокуратуре, судебной системе, расширении прав союзных республик) и Конституции РСФСР. Тенденция к наметившейся децентрализации управления экономикой, демократизации государственного управления, идея «социалистической законности», практика реабилитации нашли отражение в решениях XX съезда КПСС (февраль 1956 г.), на котором был прочитан «секретный доклад» Н.С. Хрущёва, посвящённый анализу феномена «культа личности». Последствия новой трактовки государственно-правовой истории СССР выразились в антисталинских и антисоветских выступлениях осенью 1956 г. в Венгрии и Польше, направленных на отрыв от «социалистического лагеря». Решения съезда дали идеологическое обоснование политике экономической децентрализации и «коллективному руководству» страной.
В послевоенный период в сфере правового регулирования экономики договор вновь становится одним из важнейших стимулов, делаются попытки сочетать жёсткое планирование с более гибким хозрасчётом. 21 апреля 1949 г. Совет Министров СССР принял постановление «О заключении хозяйственных договоров». В мае 1955 г. был принят Указ Президиума Верховного Совета СССР, расширявший права руководителей ведомств в области распоряжения материальными ресурсами, денежными средствами, резко ограниченные с февраля 1941 г.
Трудовое и социальное право.
В июле 1945 г. на основе закона о демобилизации местным органам власти и руководителям предприятий вменялось в обязанность срочное (в течение месяца) предоставление работы демобилизованным военнослужащим. С февраля 1947 г. было возобновлено заключение коллективных договоров между хозорганами и профсоюзами. В 1954 г. при правительстве создаётся Комитет по вопросам труда и заработной платы, осуществивший в 1955—1960 гг. ряд мер по упорядочению заработной платы.
Уголовное право.
Послевоенные преобразования в этой области выразились в изменении круга субъектов, изменении видов наказания, в отмене чрезвычайных положений закона. В мае 1947 г. была отменена смертная казнь (с 1950 г. она была восстановлена в исключительных случаях). В целях повышения бдительности, усиления охраны государственной тайны Президиум Верховного Совета СССР 9 июня 1947 г. издал Указ «Об ответственности за разглашение государственной тайны и за утрату документов, содержащих государственную тайну», по которому предусматривалось также более высокое, чем прежде наказание. Одновременно усиливалась ответственность за хищение государственного и общественного имущества: в июне 1947 г. за эти виды деятельности были увеличены сроки наказания (до 10—25 лет). С января 1955 г. смягчаются уголовные наказания за мелкие хищения (за некоторые из них устанавливаются исправительно-трудовые работы), которые выводятся из-под действия июньского Указа 1947 г.
Опыт государственного строительства в 1945—1953 гг. показал сложность проблемы выхода из мобилизационной программы, из общества тоталитарного типа.