Возвращение Абиш-хатун в Шираз
Монгольские ханы, беря в жены своим сыновьям дочерей вассальных правителей, преследовали далеко идущие цели, ибо в конечном счете становились прямыми наследниками владений этих государей. Политика подчинения большой части мусульманского мира, начатая Хулагу-ханом во время завоевания Багдада, достигла своего апогея, когда ему посредством родственных уз удалось подчинить центральной власти значительную часть Ирана, в том числе и Фарс.
При сопоставлении разрозненных сообщений менных источников выясняется, что Абиш-хатун в момент вступления на престол была очень юной и в государственные дела не вмешивалась. Делами Фарса до ее совершеннолетия управляли монгольские ханы, Абиш-хатун провела долгие годы в ставке своего мужа Менгу-Тимура. Пока она ждала своего совершеннолетия, наместником Фарса по распоряжению Хулагу-хана, а затем Абака-хана являлся тюркский эмир Ангийану25. В 670 г.х. (1271/72 г.) Ангийану был смещен Абака-ханом и наместником ильхана в Фарсе был назначен Согунджак-нойон26.
Когда Абиш-хатун решила стать действительным правителем Фарса, она, чтобы получить на это ярлыкильхана Абака-хана, направила к нему своих людей. Ей вызвался помочь монгольский эмир Таш-Менгу, которому она вручила богатые подношения для ильхана. Абака-хан согласился с просьбой Абиш-хатун, и она с великой пышностью прибыла в Шираз, чтобы занять престол своих предков27. Народ приготовился радостно встретить ее по возвращении из далеких краев, улицы города были празднично украшены28. По своей старой привязанности к Музаффаридам (атабеки Фарса носили имя ал-и Музаффар) ширазцы очень обрадовались возвращению Абиш-хатун. В городе целый месяц шел праздник, устраивались торжественные церемонии. Судьи и богатые люди вышли встречать Абиш-хатун на границе. Ее приезд вызвал демонстрацию любви к родному краю. Думается, что, такая восторженная встреча жителями Фарса своей владычицы была одновременно яркой демонстрацией протеста против монгольского засилья. Ведь монголы под предлогом уплаты приданого Абиш-хатун кроме одной шестой части доходов взыскивали еще дополнительно 70 тыс. динаров! Как ни старались сборщики налогов выглядеть мягкими и обходительными, все равно жители Фарса ощущали тяжесть податей.
Как только Абиш-хатун возвратилась в Шираз, она назначила своим везиром Хваджу Низам ад-Дина Абу-Бакра29. Поручить такому сведущему человеку управлять Фарсом было решением своевременным. Вместе с тем Абиш-хатун оставила всех остальных сановников на прежних должностях. Народ Фарса на какое-то время обрел спокойствие и некоторое облегчение.
В месяце джумада II 683 г. х. (август 1284 г.) с престола ильханов был свергнут султан Тегюдер, и новый ильхан, Аргун-хан, назначил своим наместником в Фарсе Саййида Имад ад-Дина Абу Нала, который оказал Аргун-хану большую помощь в борьбе за престол. Согласно ярлыку Аргун-хана Абиш-хатун, будь она малолетней или совершеннолетней, не должна была вмешиваться ни в какие государственные дела Фарса. 22 рамадана 683 г. х. (2 декабря 1284 г.) Саййид Имад ад-Дин Абу Йала прибыл в Шираз и по приказу Аргуну хана взял управление Фарсом в свои руки30.
Саййид Имад ад-Дин не придавал главе государства Атабеков Фарса никакого значения; он даже не считал необходимым посещать ее. Такое положение явилось причиной огорчений как Абиш-хатун, так и сановников государства. Сторонники Абиш-хатун решили убить Саййида Имад ад-Дина и стали ждать подходящего момента для осуществления своего решения. Через месяц после своего прибытия в Шираз Саййид Имад ад-Дин был убит (21 шаввала 683 г. х./2 января 1285 г.) на базаре группой рабов Абиш-хатун, а дом его подвергся разграблению31.
Несовершеннолетнему сыну Саййида Имад ад-Дина и некоторым другим членам его семьи удалось бежать в ставку, где они укрылись у эмира Букая. Затем та же гРуппа рабов Абиш-хатун убила двоюродного брата Саййида Имад ад-Дина, Джамал ад-Дина Мухаммеда, и бросила его труп в канаву. Было объявлено, что он был убит при попытке бежать из тюрьмы.
Эти события возмутили Букая, и он решил отомстить за убийства. Он сразу же написал ильхану Аргун-хану о бунте Абиш-хатун и об убийстве по ее приказу Саййида Имад ад-Дина, назначенного ильханом наместником в Шираз32.
События в Ширазе, разгневали ильхана Аргун-хана, и он направил туда несколько своих людей, чтобы досконально разобраться в происшедшем33. Ознакомившись с причинами событий в Ширазе, посланцы ильхана без всяких разъяснений увезли с собой в Табриз Абиш-хатун и ее сторонников, которых судили в присутствии сына Саййида Имад ад-Дина и его слуг. Только вмешательство свекрови Абиш-хатун Улджэ-хатун и то, что Абиш-хатун была невесткой Хулагу-хана, спасло ее от расправы. Что касается близкого ей человека — везира Низам ад-Дина, который в течение трех лет возглавлял правительство в государстве Салгуридов в Фарсе, то его доставили в суд, применили к нему ясу34 и казнили35. Большинство близких к Абиш-хатун людей было приговорено к различным мерам наказания. Кроме того, осужденных приговорили ко взысканию ежегодно 50 туманов в пользу детей Саййида Имад ад-Дина и 20 туманов в пользу детей его двоюродного брата. Судьи Фарса были биты палками36.
Беспорядки, возникшие в Фарсе в правление атабека Абиш-хатун, конечно, не понравились ильхан Аргун-хану и другим монгольским сановникам. Но, как уже отмечалось, Абиш-хатун была последней представительницей правящей династии Фарса и, кроме того, невесткой Хулагу-хана. Со смертью Абиш-хатун вассальное государство Атабеков Фарса теряло свою даже номинальную независимость и включалось в состав государства ильханов как обычная провинция. Теперь же было необходимо предупредить появление новой династии, которая могла бы воспользоваться нерадивостью монгольских наместников и помешать присоединению Фарса.
Аргун-хан, считая Абиш-хатун подстрекательницей и душой всех происшедших в Фарсе событий, приказал ей оставаться в ставке. Она пробыла в Табризе год с лишним и в результате всех невзгод заболела. Болезнь длилась около двух недель, и 11 зу-ль-када 685 г.х. (29 декабря 1286 г.) Абиш-хатун умерла в предместье Табриза Джарандабе. Она правила Фарсом 22 года37.
Абиш-хатун была похоронена в Джарандабе по монгольским обычаям: в ее могилу положили множество золотых и серебряных украшений и напитки38. Однако через некоторое время дочь Абиш-хатун Курдучин перевезла ее останки в Шираз и погребла их в медресе «Адудййя», построенном матерью Абиш-хатун Туркан-хатун в честь ее сына Адуд ад-Дина Мухаммеда39.
Накануне смерти Абиш-хатун завещала разделить свое имущество, полученное ею от Хулагу-хана и оценивавшееся в 100 тыс. динаров, на четыре части. Две чати завещались дочерям Курдучин и Алганджи, одна часть — рабам и вольноотпущенникам, а четвертая часть — Тайджу, сыну мужа Абиш Менгу-Тимура.
В разделе о Падишах-хатун мы уже говорили о Курдучин, которая в первом браке была замужем за султаном Кермана Джалал ад-Дином Союргатмышем. Когда в ходе борьбы за престол он погиб, Курдучин была выдана замуж вторично за эмира Сатылмыша, а когда умер и тот — за двоюродного брата Тогая40. Рашид ад-Дин добавляет, что в дальнейшем Курдучин была просватана за эмира Чобана. Историк путает Курдучин с женой эмира Чобана, будущей правительницей государства ильханов Сатибек-хатун (о ней см. ниже). Сатибек является дочерью ильханида Улджэйту. Некоторые источники намекают, что престол Салгуридов Фарса занимала и Курдучин, с именем которой мы часто встречаемся в связи с многократными замужествами и убийством ее золовки Падишах-хатун41. Однако в источниках нет каких-либо прямых сведений об этом. Помимо Курдучин Абиш-хатун имела еще трех детей от" Менгу-Тимура, в том числе двух сыновей.
По материалам источников видно, что в период правления Абиш-хатун население Фарса было довольно своей жизнью. Однако ряд политических неурядиц и нежелание монгольских ханов предоставить малым государствам возможность самим решать свою судьбу привели к тому, что и государство атабеков Фарса прекратило свое существование. Оно было присоединено к империи ильханов и обрело злосчастную судьбу рядовых провинций, управляемых монгольскими баскаками.
Всемирно известный великий поэт — ширазец Саади так оплакивал судьбу молодой Абиш-хатун, чье сердце билось во имя того, чтобы видеть свое государство счастливым;
Фалак-ра ин хама тамкин набашад
Фуруг михр у мах чандин набашад
Саба гар бигузарад бар хак-и пайат
Аджаб гар даманаш мишкин набашад
Зи мирварид-и тадж-и Хусруваниш
Йаки дар хуша-йи парвин набашад
Бака-йи милк бад ин ханадан-ра
Ки та башад хилал дар дин набашад
Хар ан оку сар бигарданад зи хукмат
Аз ан бичаратар мискин набашад
Аду-ра каз ту дил бар па-йи пиласт
Бизан та байдакаш фарзанд набашад
Чинин Хусрау куджа башад дар афак
Вагар башад чинин Ширин набашад
Худа-йа душманаш джа-йи бимирад
Ки хичаш дуст бар балин набашад42
У небосвода нет такой величавости,
У солнца и луны нет такого блеска.
Если утренний ветерок подует над прахом твоих ног,
То будет дивом, если его подол не преисполнится запахом мускуса.
Подобия даже одной жемчужины в твоем царственном венце
Нельзя найти в целом созвездии Плеяд!
Да будет вечным господство этого рода,
Ибо, пока оно существует, вере не будет изъяна!
Нет более жалкого и несчастного, чем тот,
Кто отвернет голову от [покорности] твоей власти!
Сердце твоего врага раздавлено, словно оно попало под
Ногу слона, и ты уничтожь его, дабы пешка не стала ферзем!
Нет на всем свете такого государя, как ты,
Но если и найдется, то не будет она такой Ширин, как ты!
Господи! Помести ты душу ее врага в таком месте,
Чтобы у него не оказалось ни одного друга в изголовье!
После отстранения Абиш-хатун от престола влияние представителей династии Салгуридов в Фарсе не сохранилось даже номинально. И если после 1325 г. в Фарсе и появлялись какие-то эмиры и монгольские наместники, объявлявшие о своей независимости, ни один из них у власти долго не продержался. После 1340 г. Фарс на некоторое время снова оказался независимым.
ДАУЛАТ-ХАТУН