О соотношении формационного и цивилизационного

Подходов

Предмет и сфера применения формационной теории - история как объективный, независимый от сознания и воли людей результат их деятельности. Предмет и сфера применения цивилизационного подхода - история как процесс жизнедеятельности людей, наделенных сознанием и волей, ориентированных на определенные ценности, специфические для данного культурного ареала.

Формационная теория представляет собой по преимуществу онтологический анализ истории, т.е. выявление глубинных, сущностных оснований. Цивилизационный подход - это в основном феноменологический анализ истории, т.е. описание тех форм, в которых история стран и народов является взору исследователя.

Формационный анализ - это разрез истории «по вертикали». Он раскрывает движение человечества от изначальных, простых (низших) ступеней или форм к ступеням все более сложным, развитым. Цивилизационный подход, напротив, - анализ истории «по горизонтали». Его предмет - уникальные, неповторимые образования - цивилизации, сосуществующие в историческом пространстве-времени.

Формационная теория - это по преимуществу социально-экономический срез истории. Она принимает за исходный пункт постижения истории способ материального производства как главный, определяющий в конечном счете все другие сферы общественной жизни. Цивилизационный подход отдает предпочтение культурологическому фактору. Его исходный пункт - культура, причем поведенческого порядка: традиции, обычаи, обряды и т.п. На первом плане здесь не производство средств к жизни, а сама жизнь и не столько разложенная по полочкам (материальная, духовная и проч.), что необходимо для познания структуры целого, сколько в нерасчлененном единстве.

При формационном подходе акцент делается на внутренних факторах развития, сам этот процесс раскрывается как саморазвитие. В этих целях разработан соответствующий понятийный аппарат (противоречия в способе производства - между производительными силами и производственными отношениями, в социально-классовой структуре общества и т.д.). Основное внимание при этом уделяется борьбе противоположностей, т.е. больше тому, что разъединяет людей данной социальной системы (общества), и меньше тому, что их объединяет. Цивилизационный подход, напротив, исследует преимущественно то, что объединяет людей в данное сообщество. При этом остаются как бы в тени источники его самодвижения. Внимание больше фиксируется на внешних факторах развития сообщества как системы.

Выделение перечисленных аспектов достаточно условно. Каждый из них далеко не бесспорен. И устанавливаемые различия между формационным и цивилизационным подходами отнюдь не абсолютны. По Марксу, например, история как объективный процесс - лишь одна сторона дела. Другая - история как деятельность людей, наделенных сознанием и волей. Никакой другой истории нет.

Формационная теория начинает постижение общества «снизу», со способа производства. До Маркса основное внимание уделялось анализу сферы политики, права, морали, религии, культуры, реже естественным, природным (географическим в основном) условиям и т.п. Маркс в прямую противоположность традиции выдвинул на первое место материальное производство. На анализ других сфер общественной жизни во всем объеме их содержания и функционирования у него не хватило ни времени, ни сил. В лучшем случае были разобраны отдельные проблемы (взаимодействие основных сфер общественной жизни, классовые отношения и классовая борьба, государство как инструмент политического господства экономически ведущего класса и некоторые другие).

Другими словами, общество как социальный организм было раскрыто с одной точки зрения, а именно с точки зрения определяющей роли способа материального производства, что привело к недооценке значения и роли других сфер, особенно культуры. Последователи Маркса еще более усугубили эту односторонность.

Сторонники цивилизационного подхода начинают постижение общества, его истории «сверху», т.е. с культуры во всем многообразии ее форм и отношений (религия, искусство, нравственность, право, политика и проч.). До материальной жизни, до производства средств к жизни у них уже не хватает (по аналогии со сторонниками формационного подхода) сил.

Формационная теория при всех ее недостатках являет собой одну из первых попыток построения на основе научной рациональности глобальной картины человеческой истории (метатеории исторического процесса). Конкретно-научные аспекты ее во многом устарели, но сам подход, лежащий в ее основе, сохраняет свою силу. Она пытается системно раскрыть наиболее общие основания и глубинные тенденции исторического процесса и на этой основе анализировать общие и особенные свойства конкретно-исторических обществ. По причине высоко абстрактного характера этой теории ее опасно напрямую прилагать к конкретному обществу, втискивать отдельные общества в схемы формаций. Между этой метатеорией и анализом конкретных обществ должны лежать теории среднего уровня.

Таким образом, методологию формационного подхода рано списывать со счетов. Она сохраняет эвристическую силу. Но тогда возникает целый ряд вопросов, связанных с провалами формационной теории при осмыслении современной истории, перспектив развития капиталистической цивилизации, неудач социалистического эксперимента, начатого в нашей стране. Задача, следовательно, состоит в том, чтобы модернизировать формационное учение, очистить его от идеологических напластований, усилить его цивилизационное звучание. Попытаться обеспечить, иными словами, соединение противоположностей формационного и цивилизационного подходов.

ТЕМА 4. ФОРМА ГОСУДАРСТВА

1. Форма правления.

2. Форма государственного устройства.

3. Государственный (политический) режим.

4. Особенности формы современного Российского государства.

Форма правления

После определения социального назначения государства, его сущности возникает задача рассмотреть, как устроено государство, т.е. в каких конкретных формах существует и функционирует эта особая политическая, структурная, территориальная организация общества.

Форма государства представляет собой устройство (строение) государства, в котором проявляются его основные характеристики и которое обеспечивает в системе организацию государственной власти, методы, приемы и способы осуществления государственной власти, территориальную организацию населения.

Соответственно, составляющими формы государства являются: а) форма правления, б) форма государственного (территориального) устройства и в) политический (государственный) режим.

Форма правления - это организация верховной государственной власти, порядок образования ее органов и их взаимоотношения с населением.

Как и государство, форма правления формируется под непосредственным влиянием условий развития общества, борьбы и взаимодействия в нем господствующих социальных и политических сил. Уяснение формы правления позволяет разобраться в том, как организована система государственной власти в обществе.

На ранних стадиях развития государственности, когда власть концентрировалась исключительно в руках одного лица либо небольшой группы лиц, значение формы правления сводилось главным образом к способу замещения должности главы государства, т.е. выяснению вопроса о том, осуществляется это в порядке наследования или путем выборов.

Ограничение абсолютистской власти под влиянием институтов конституционного строя, формирование парламентских учреждений, обособление судебной ветви власти обогатило содержание понятия формы правления. С точки зрения ее современного понимания важно не столько то, монархическая или республиканская форма управления в данном государстве, сколько то обстоятельство, какую разновидность монархии или республики приемлет данное государство. Именно этим обстоятельством определяется реальное соотношение сил между различными ветвями власти.

Различают две формы правления - монархическую и республиканскую.

Монархия (с греческого - единовластие) есть такая форма правления, при которой верховная власть пожизненно полностью или частично принадлежит единоличному главе государства.

Монархии бывают:

1) неограниченные (абсолютные), которые свойственны, как правило, позднему феодализму и имеют следующие юридические признаки:

- монарх персонифицирует государство, сплачивая граждан, объединяя их в единое целое («государство - это я» - формула государства короля Франции Людовика ХIV);

- власть монарха верховна, суверенна и священна, распространена на все сферы государственной жизни, в том числе и на судебную;

- монархическая власть отличается порядком своей легитимации (принятия); передается, как правило, по наследству; она бессрочна;

2) ограниченные, которые распространились в мире в процессе буржуазных революций XVII-XIX веков, можно подразделить на следующие виды:

- дуалистическая монархия, при которой монарх сосредотачивает в своих руках исполнительную власть, формирует правительство, ответственное перед ним, а законодательная власть принадлежит парламенту, подчиненному монарху (современные Бахрейн, Кувейт и некоторые другие арабские страны);

- выборная монархия сочетает в себе элементы монархии и республики (в Малайзии, например, главой государства является монарх, избираемый сроком на 5 лет особым советом, состоящим из правителей монархических штатов, входящих в Малазийскую федерацию);

- парламентарная (конституционная) монархия является политико-правовым отражением полной победы буржуазии над феодализмом и сегодня существует в Великобритании, Дании, Швеции, Японии и других странах (всего их около 65). Эта форма правления сходна с современной парламентской республикой и характеризуется правовым закреплением в конституции страны принципа разделения властей при одновременном принципе верховенства парламента над исполнительной властью. Монарх предстает не более, чем символом нации, а не действующим правителем; его власть ограничена во всех сферах государственной власти; исполнительная власть осуществляется правительством, которое ответственно перед парламентом; участие монарха в образовании правительства чисто декоративно, его формирует лидер победившей на парламентских выборах партии.

Республика (с латинского - общественное дело) представляет собой форму правления, которая характеризуется выборностью главы государства. Исторически республика восходит к первым месопотамским городам-государствам и древнегреческому полису. Уже в тот период республика отличалась: коллективным правлением и более или менее демократическими процедурами принятия решений; разделением власти (хотя и в специфической форме); выборностью; ответственностью должностных лиц перед законом. Первые республики - Афины, Спарта - V-IV вв. до н.э. В истории известны и феодальные города-республики - Венеция, Генуя, Флоренция в Италии; Новгород и Псков на Руси.

Утверждение республиканской формы правления в ее современном понимании приходится на конец XVIII века: США с 1787 года и Франция с 1792 года. В России республика была утверждена Временным правительством 1 сентября 1917 года.

Принято выделять следующие виды республиканской формы правления:

- парламентская, которая распространена в около 1/15 современных государств, по большей части европейских: Италии, Португалии, ФРГ и др. Главная отличительная особенность ее заключается в провозглашении принципа политической ответственности правительства перед парламентом. Правительство формируется только парламентским путем из числа депутатов, принадлежащих к победившей партии или партийной коалиции; оно остается у власти до тех пор, пока располагает поддержкой парламентского большинства (в двухпалатных парламентах - большинства нижней палаты). Формальным признаком парламентской республики является наличие должности премьер-министра, являющегося одновременно главой правительства и лидером правящей партии или партийной коалиции. Президент осуществляет сугубо номинальные (с лат. - именные - являющиеся такими только по названию, но не выполняющие своего назначения) функции;

- президентская, которая распространена главным образом в Северной и Южной Америке: Аргентине, Бразилии, Мексике, чьи формы правления дублируют во многом классическую президентскую республику - США. Для нее характерны следующие особенности: соединение в руках президента полномочий главы государства и главы исполнительной власти; выборы президента путем всеобщего голосования, вследствие чего не только законодательная, но и исполнительная власть получает мандат от народа; правительство формируется самим президентом и ответственно перед ним же, а не перед парламентом. Принцип «сдержек и противовесов» при огромной власти президента осуществляется через лишение его права роспуска парламента и возможности быть подвергнутым «импичменту» (с английского - привлечение к суду парламента и отрешение от должности);

- полупрезидентская, сочетающая в себе черты парламентской и президентской республики (Франция, Финляндия, в определенной степени Российская Федерация): президент избирается всенародным голосованием и является главой государства, не являясь главой исполнительной власти, он имеет право роспуска нижней палаты парламента, но и парламент, в свою очередь, может отрешить путем долговременной и сложной процедуры президента от должности. Правительство несет коллективную ответственность перед парламентом за свою деятельность.

2. Форма государственного устройства- это территориальное устройство государства, характер взаимоотношений между его составными частями, а также каждой из них с государством в целом.

Ключевым понятием данного элемента формы государства является территория государства, под которой понимается пространство (суша, водное и воздушное пространство), на которое распространяется государственная власть.

Выделяют следующие разновидности форм государственного устройства:

1) унитарное - это государство, составные части которого не обладают признаками государственного суверенитета (Италия, Португалия, Франция), характеризуется следующими признаками:

- его составные части (области, губернии, графства и пр.) равны между собой и не могут обладать какой-либо политической самостоятельностью;

- компетенция органов власти (функциональная, предметная, территориальная) ни юридически, ни фактически не ограничивается полномочиями каких-либо местных органов;

- единое гражданство, единая система права, судебная система, одноканальная система налогов;

2) федеративное - это сложное (многосоставное) государство, составные части которого обладают политической автономией (Мексика, Россия, США, ФРГ и др. - всего их в мире 21), имеет следующие признаки:

- это сложное государство, состоящее из государственных образований (субъектов федерации, обладающих определенной политической самостоятельностью - суверенитетом, причем степень суверенности субъектов может весьма разниться);

- два уровня государственного аппарата: федеральный (союзный) и по субъектам;

- принцип бикамерализма в построении союзного парламента (двухпалатное строение парламента, при котором одна из палат, как правило, верхняя, представляет интересы субъектов федерации);

- разграничение компетенции между союзом и субъектами определяется конституцией или федеративными договорами;

- отсутствие у субъектов федерации права сецессии, т.е. выхода из состава федерации;

- верховенство федерального права;

- в ведение федерации включены важнейшие вопросы жизни государства: оборона страны, внешняя политика, финансы, налоги, права человека, разрешение конфликтов между субъектами федерации и пр.;

- принцип двойного гражданства;

- двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъектов федерации;

3) империя - это сложное, многонациональное, насильственно создаваемое государство (Римская империя, Российская империя, империя Наполеона, нацистская Германия и, наконец, СССР); самостоятельность входящих в нее государственных образований носит декоративный характер. Для империи характерно бесправие граждан, подавление любой оппозиции центральной властью и, как показывает история, временный характер.

4) конфедерация - это союз суверенных государств, созданных для достижения определенных целей (политических, военных, экономических). На сегодня такой формы в мире не существует. Исторически известны следующие конфедерации: США с 1781 по 1789 год, Австро-Венгрия до 1918 г., Египет и Сирия (Объединенная Арабская Республика) с 1958 по 1961 год.

Конфедерация характеризуется следующим:

- образуется на основе соответствующих договоров;

- субъекты имеют право на свободный выход (сецессию);

- в предмет ведения конфедерации входит небольшой круг вопросов (внешняя политика, формирование единой общей системы коммуникаций, разрешение споров между субъектами);

- постоянно действующие органы лишены властных полномочий;

- отсутствует единое союзное гражданство.

В последние десятилетия появилась особая форма ассоциированного государственного объединения. Межгосударственное объединение - союз государств, еще более аморфный, чем конфедерация, созданный на основе договора и преследующий цель экономической и политической интеграции государств- участников.

Примерами таких объединений являются: Содружество Наций (до 1946 г. - Британское содружество наций), Европейский союз (до 1993 г. - Европейское экономическое сообщество), Содружество Независимых Государств с 1991 г., в котором в той или иной форме участвует сегодня 10 государств - бывших республик СССР, с 1997 г. происходит строительство союзного государства из России и Республики Беларусь.

Межгосударственное объединение состоит из полностью независимых государств, субъектов международных отношений, может иметь переходный характер и развиваться в конфедерацию и даже в федерацию, либо, наоборот, при переменности и противоречивости интересов государств послужить этапом окончательной дезинтеграции (распада) данного союза.

Наши рекомендации