Парламент как орган законодательной (представительной) власти. Классификация парламентов. Функции парламента, его структура и способы формирования. Типы избирательной системы.
Парламента возник в ХII–ХIII вв. Как носитель верховной законодательной власти занимает привилегированное положение в системе высших органов власти.
В президентских республиках парламент юридически более независим, не может быть распущен президентом. В XX веке и особенно после второй мировой войны возрастает относительная самостоятельность парламентов по отношению к правительствам (Франция, особенно при Ф. Миттеране).
Способы формирования
Нижние палатыпарламентов и однопалатныепарламенты почти всегда формируются посредством прямых выборов. Некоторая часть депутатов может назначаться (Индия: назначение представителей англо-индийской общины в Народную палату).
Методы формирования верхней палаты:
1. путем непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Пример:
· Индия: 12 членов Совета штатов назначаются президентом, не более 238 членов избираются выборными членами законодательных собраний штатов.
· Норвегия: двухстепенные выборы. Избиратели избирают по пропорциональной системе депутатов парламента (стортинга). Депутаты избирают 1/4 своих членов в верхнюю палату (лагтинг). Остальные 3/4 членов стортинга – нижняя палата (одельстинг).
· Франция: трехстепенные выборы в сенат. Сенаторы избираются депутатами Национального собрания, депутатами генеральных советов департаментов и делегатами муниципальных советов.
2. путем прямых выборов. Самые сильные и влиятельные верхние палаты Пример:
· США: сенат избирается населением – по 2 сенатора от каждого штата (палата представителей – по территориальным избирательным округам). Голосование по мажоритарной избирательной системе.
· Италия: сенат избирается путем прямых выборов. По округам – мажоритарная система (65% голосов). Распределение мандатов между остальными кандидатами – по пропорциональной системе.
· Япония: 150 депутатов палаты советников избираются по префектуальным избирательным округам (46 префектур), остальные 100 – от общенационального избирательного округа.
3. феодальным способом:
· Великобритания: палата лордов. В состав палаты лордов входит более 1200 пэров: наследственные пэры; пожизненные пэры (без права передачи титула по наследству); ирландские и шотландские пэры; лорды по апелляциям; духовные пэры.
4. путем назначения:
· Германия: бундесрат состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава;
5. смешанным путем, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности. Пример: сенат Бельгии, сенат Ирландии.
Классификация парламентов
Классификационные признаки:
1. структурапарламента:
· бикамерализм (двухпалапность). Традиционная система. Верхняя палата введена для представительства. Имеет смысл в федеративном государстве – представляет интересы субъектов федерации;
· однопалатные парламенты. В прошлом были исключением (Дания, Люксембург, Финляндия, Гватемала, Парагвай, Новая Зеландия). В настоящее время большинство парламентов – однопалатные;
2. объем компетенции.
· парламенты с абсолютно определенной компетенцией. Конституция устанавливает точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Парламент не имеет права переступать границы своих полномочий, иначе нормативный акт отменяется в судебном порядке. Примеры:
США: Раздел 8 ст. 1 конституции – полномочия конгресс (18 пунктов). Раздел 9 ст. 1 – перечень того, что конгресс не вправе делать. Остальные вопросы – в компетенции штатов (обладают остаточными полномочиями).
Франция: ст. 34 конституции – исчерпывающий перечень объектов законодательной деятельности парламента. Остальные вопросы – в компетенции правительства.
· парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией. Юридически располагают неограниченными полномочиями, имеют право издавать законы по любому вопросу. Примеры:
Великобритания, Новая Зеландия;
Италия, Ирландия: не установлены сферы нормоустанавливающей деятельности парламента, но при этом применяется конституционный надзор.
· парламенты с относительно определенной компетенцией. Подвижность границ, в которых парламент осуществляет свои функции. Пример:
Индия, Малайзия: конституция устанавливает 3 сферы полномочий:
· вопросы исключительной компетенции союза;
· вопросы компетенции штатов;
· вопросы совместной компетенции союза и штатов. По ним законы может принимать как союзный парламент, так и легислатуры штатов.
Германия: конституция (ст. 73) точно определяет компетенцию федерального парламента. Ст. 70: за землями сохраняется право законодательства в той мере, в какой оно не предоставлены федерации. Ограничение – ст. 72: "земли обладают правом законодательства лишь тогда, когда федерация не использует своих прав законодательства" ("конкурирующая законодательная компетенция").
Типы избирательных систем
Типы избирательных систем определяются принципами формирования представительного органа власти и соответствующим порядком распределения мандатов по итогам голосования, также предусмотренными в законодательстве о выборах. Многовековой историей развития представительной демократии выработано два базовых типа избирательных систем – мажоритарной и пропорциональной, элементы которых так или иначе проявляются в многообразных моделях избирательных систем в различных странах.
Мажоритарная избирательная система
Мажоритарная избирательная система основана на системе персонального представительства во власти. В качестве кандидата на ту или иную выборную должность в мажоритарной системе всегда выдвигается конкретный человек.
В любом случае в мажоритарном избирательном округе баллотировка кандидатов происходит на персональной основе. Соответственно, избиратель в данном случае голосует за индивидуально определенного кандидата, который является самостоятельным субъектом избирательного процесса – гражданином, осуществляющим свое пассивное избирательное право. Другое дело, что данного конкретного кандидата может поддерживать какая-либо политическая партия. Однако формально гражданин избирается не от партии, а «сам по себе».
Как правило, в большинстве случаев, выборы при мажоритарной системе осуществляются по одномандатным избирательным округам. Количество избирательных округов в таком случае соответствует количеству мандатов. Победителем в каждом округе становится тот кандидат, который получил предусмотренное законом большинство голосов избирателей округа.
Аналогично определяются победившие кандидаты и в многомандатных мажоритарных округах с категорическим голосованием. Принципиальное отличие заключается лишь в том, что избиратель имеет столько голосов, сколько мандатов «разыгрывается» в округе. Каждый голос он может отдать только за одного из кандидатов.
Подобная система существует в Австралии, на Мальте.
Пропорциональная избирательная система
В основе пропорциональной избирательной системы лежит принцип партийного представительства. При такой системе партии выдвигают ранжированные ими списки кандидатов, за которые и предлагается проголосовать избирателю.
Избиратель фактически голосует за политическую партию (предвыборный блок или коалицию партий, если их создание допускается законодательством), которая по его мнению наиболее адекватно и последовательно выражает и защищает его интересы в политической системе. Мандаты распределяются между партиями пропорционально числу поданных за них голосов в процентном выражении.
Таким образом, пропорциональная избирательная система - система формирования выборных органов власти на основе партийного представительства, в которой депутатские места (мандаты) в представительном органе власти распределяются в соответствии с числом набранных партиями голосов в процентном выражении.
Смешанная избирательная система
Смешанная избирательная система – это система формирования представительных органов власти, при которой часть депутатов избирается на персональной основе по мажоритарным округам, а другая часть – на партийной основе по пропорциональному принципу представительства.
Соответственно, избиратель получает право одновременно проголосовать за кандидата (кандидатов), баллотирующегося в мажоритарном округе на персональной основе и за политическую партию (список кандидатов от политической партии).
Подобная система использовалась для выборов депутатов Государственной Думы РФ первых четырех созывов.