Теории возникновения и развития государства, их краткая характеристика.

Теории возникновения и развития государства

• Теологическая теория: возникновение государства объясняется волей сверхприродного существа (бога). Она изложена в работах немецкого философа Г.Г. Гегеля и российского политического деятеля и правоведа К.П. Победоносцева.

• Патриархальная теория: государство возникло в процессе механического соединения родов в племена, племен - в большие целостности, вплоть до государственных образований. При этом на всех этапах сохраняется принцип патриархальной опекунской власти (Роберт Филмер).

• Теория общественного договора (контрактная теория государства): государство является результатом своеобразного договора, заключенного между суверенным властителем и поданными. Государство возникло в результате добровольной передачи людьми части своих прав специально созданному для их защиты и общественного порядка органу (Эпикур, Г.Гроций, Т.Гоббс, Дж.Локк, Ж.Ж.Руссо).

• Теория насилия: государство возникло в результате внешних завоеваний и политического насилия, которые приводят к углублению социального неравенства, образованию классов и эксплуатации (Л.Гумплович, Ф.Оппенгеймер, Е.Дюринг).

• Марксистская теория: государство возникает в результате деления общества на классы и выражает интересы господствующего класса.

• Естественно-исторические теории: государство рассматриваесят как органически присущая человечеству на определенной стадии развития форма общежития, без которой общество обречено на деградацию и распад.

• Т.д.

Функции государства. Содержание политических и экономических функций. Функции государства по определению Всемирного Банка. Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.

Функции государства

• Правовые (политические): создание конституционных основ, правового каркаса и поддержание законодательно-правовых условий для формирования и функционирования социально-экономической системы

• Экономические: распределение ресурсов, перераспределение ресурсов, стабилизация

Экономические функции государства

1) функция распределения ресурсов для обеспечения общественными товарами, причем распределение ресурсов осуществляется и в государственном, и в частном секторе. Например, если в качестве общественного блага рассматривается безопасность, оборона, то производство военной техники могут осуществлять и осуществляют как государственные, так и частные предприятия и фирмы;

2) функция перераспределения в основном проявляется в осуществлении различных трансфертных платежей, налоговой политики с целью перераспределения средств между богатыми и бедными, между различными сферами и видами экономической деятельности, регионами и т.п.;

3) основная задача функции стабилизации состоит в обеспечении полной занятости, стабильного уровня цен, экономического роста, достижения благоприятного торгового баланса и т.п.

Области выполнения функций государства
(Государство в меняющемся мире. Отчет о мировом развитии 1997. МБРР/Всемирный банк, 1997.)

1) область, где рыночная система не работает

2) область обеспечения справедливости.

В каждой области выделяются:

Ø минимальные функции

Ø функции средней степени сложности

Ø функции активного вмешательства.

Область отсутствия рыночной системы:

минимальные функции: государства предоставляет элементарные общественные блага (оборона, законность и правопорядок, макроэкономическое управление, государственная система здравоохранения).

функции средней степени сложности: преодоление экстернальных эффектов (начальное образование, охрана окружающей среды), регулирование монополий (регулирование коммунальной сферы, антимонопольная политика), преодоление эффектов несовершенной информации (страхование здоровья, жизни, пенсионное обеспечение, финансовое регулирование, защита прав потребителей)

функции активного вмешательства: координация деятельности частных структур (содействие рынкам, координация инициатив).

Область обеспечения справедливости:

минимальные функции государства: защита бедных (программы по борьбе с нищетой, помощь пострадавшим от различных бедствий)

функции средней степени сложности: обеспечение социального страхования (пенсионное обеспечение для бедных, пособие на членов семьи, страхование от безработицы)

функции активного вмешательства: перераспределение (перераспределение активов).

Альтернативные подходы к классификации функций государства, их взаимосвязь.

Функции государства классифицируются:

по сфере общественной жизни: на внутренние и внешние,

по продолжительности действия: на постоянные (осуществляемые на всех этапах развития государства) и временные (отражающие определенный этап развития государства),

по значению: на основные и неосновные,

по влиянию на общество: на охранительные и регулятивные.

Основной классификацией является деление функций государства на внутренние и внешние. К внутренним функциям государства относятся:

• Правовая функция — обеспечение правопорядка, установление правовых норм, регули-рующих общественные отношения и поведение граждан, охрана прав и свобод человека и гражданина.

• Политическая функция — обеспечение политической стабильности, выработка программ-но-стратегических целей и задач развития общества.

• Организаторская функция — упорядочивание всей властной деятельности, осуществление контроля за исполнением законов, координация деятельности всех субъектов политической системы.

• Экономическая функция — организация, координация и регулирование экономических процессов с помощью налоговой и кредитной политики, планирования, создания стимулов экономической активности, осуществления санкций.

• Социальная функция — обеспечение солидарных отношений в обществе, сотрудничества различных слоев общества, реализации принципа социальной справедливости, защита ин-тересов тех категорий граждан, которые в силу объективных причин не могут самостоя-тельно обеспечить достойный уровень жизни (инвалиды, пенсионеры, матери, дети), под-держка жилищного строительства, здравоохранения, системы общественного транспорта.

• Экологическая функция — гарантирование человеку здоровой среды обитания, установле-ние режима природопользования.

• Культурная функция — создание условий для удовлетворения культурных запросов людей, формирования высокой духовности, гражданственности, гарантирование открытого ин-формационного пространства.

• Образовательная функция — деятельность по обеспечению демократизации образования, его непрерывности и качественности, предоставлению людям равных возможностей полу-чения образования.

К внешним функциям государства относятся:

• Функция обеспечения национальной безопасности — поддержание достаточного уровня обороноспособности общества, защита территориальной целостности, суверенитета госу-дарства.

• Функция поддержания мирового порядка — участие в развитии системы международных отношений, деятельность по предотвращению войн, сокращению вооружений, участие в решении глобальных проблем человечества.

• Функция взаимовыгодного сотрудничества в экономической, политической, культурной и других сферах с другими государствами.

Также проводится разделение между:

• деятельностью по выработке политических решений (public policy-making); и

• деятельностью по выполнению этих решений — государственному управлению (public administration).

4. Понятие государственного управления, его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management). Методы государственного управления.

Государственное управление – это деятельность по реализации законодательных, исполнительных , судебных и иных властных полномочий государства в целях выполнения его организационно-регулирующих и служебных функций как в обществе в целом, так и в отдельных его частях.

Его соотношение с понятием «государственный менеджмент» (public management)

В теории государственного управления существует три основных подхода к формулированию основных принципов государственного управления:

· правовой подход;

· политический подход;

· менеджеристский (управленческий) подход.

Согласно правовому подходу, ключевыми ценностями государственного управления являются ценности верховенства права, защиты прав граждан. Государственный служащий подчинен не столько своему руководству, сколько требованиям правового государства и Конституции.

Согласно политическому подходу, основной задачей государственного управления - является максимально лучшее воплощение воли народа. Государственные служащие должны быть политически ответственны (подотчетны), восприимчивы к текущим интересам граждан. Для того, чтобы воплотить это, иногда предлагается реализация концепции "представительной бюрократии", в рамках которой органы исполнительной власти должны быть социальной моделью общества в миниатюре. Предполагается, что в этой ситуации облегчится учет ведомствами существующих в обществе интересов, будут снижены возможности для дискриминации отдельных групп.

Согласно менеджеристскому подходу, основными ценностями государственного управления должны быть эффективность, экономичность и результативность, формулируемые, по возможности, в квантифицируемой (измеримой) форме. Основная проблема, которая ставится в этом подходе, состоит в том, как обеспечить нужный результат с наименьшими затратами или, как вариант, как получить максимальный результат при заданных затратах. Характерным признаком данного подхода является использование понятия "государственый менджмент" (public management) в качестве синонима понятию "государственное управления".

Общей для всех трех подходов является проблема соответствия действий государственных служащих сформулированным заранее принципам:

следования

· принципу верховенству права (правовой подход);

· следования воле народа (политический подход);

· следования цели получения нужного социально-экономического результат (менеджеристский подход).

Оценка того, насколько эта проблема решается, называется качеством государственного управления. Каждый подход использует в качестве основных разные показатели качества государственного управления. Методы государственного управления

Классификационный признак Виды методов
масштаб применения Общие конкретные (частные)
содержание 1) экономические 2) социально-психологические 3) административные
тип воздействия 1) прямые 2) косвенные 3) опосредованные
Субъект осуществления 1) единоличные 2) коллегиальные 3) коллективные

Наши рекомендации