Механизмы реализации и контроля реализации Стратегии
Стратегия реализуется за счет выполнения комплекса мероприятий, направленных на достижение поставленной в ней стратегической цели и решение сформулированных задач.
Она является основой государственной социальной и экономической политики (в том числе её основных составляющих: бюджетной, налоговой, инвестиционной, инновационной, кластерной политики), экологической политики, политики в других направлениях развития Мурманской области.
Один из основных механизмов реализации приоритетов государственной политики – бюджет, сформированный по программно-целевому принципу, т.е. на основе государственных программ Мурманской области, представляющих собой систему взаимоувязанных по задачам, срокам осуществления и ресурсам мероприятий и инструментов государственной политики:
- «Развитие здравоохранения»;
- «Развитие образования»;
- «Развитие физической культуры и спорта»;
- «Развитие культуры и сохранение культурного наследия региона»;
- «Социальная поддержка граждан и развитие социально-трудовых отношений»;
- «Управление развитием регионального рынка труда»;
- «Обеспечение комфортной среды проживания населения региона»;
- «Обеспечение общественного порядка и безопасности населения региона»;
- «Охрана окружающей среды и воспроизводство природных ресурсов»;
- «Развитие сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной
продукции, сырья и продовольствия»;
- «Развитие рыбохозяйственного комплекса»;
- «Развитие транспортной системы»;
- «Энергоэффективность и развитие энергетики»;
- «Развитие экономического потенциала и формирование благоприятного предпринимательского климата»;
- «Информационное общество»;
- «Управление региональными финансами, создание условий для эффективного и ответственного управления муниципальными финансами»;
- «Государственное управление и гражданское общество».
Еще одним важнейшим инструментом реализации региональных приоритетов, определенных в Стратегии, являются государственные программы Российской Федерации (в т.ч. государственная программа Российской Федерации «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года»), федеральные целевые программы и федеральная адресная инвестиционная программа, а также муниципальные программы.
В реализации Стратегии участвуют как органы государственной власти Мурманской области, территориальные структуры (подразделения) федеральных органов власти, органы местного самоуправления, так и ведущие предприятия, организации региона, индивидуальные предприниматели и физические лица.
Внебюджетное финансовое обеспечение реализации Стратегии осуществляется на принципах государственно-частного партнерства, за счет средств институтов развития, международных финансовых институтов, частных инвестиций, в том числе иностранных, в реализацию инфраструктурных, социальных, инновационных, природоохранных и иных проектов.
Реализация Стратегии предполагает формирование плана, включающего комплексы мероприятий, обеспечивающие решение задач и достижение стратегической цели социально-экономического развития региона, а также мониторинг его выполнения. С учетом результатов мониторинга будут приниматься решения о перераспределении ресурсов и корректировке запланированных мероприятий.
В полной мере реализация целевого сценария, заложенного в Стратегии, «Мурманская область - Стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации» - возможна при условии активной поддержки территорий Арктической зоны Российской Федерации на федеральном уровне ввиду специфики данного макрорегиона, обуславливающей необходимость применения мер государственной поддержки и стимулирования хозяйствующих субъектов.
Ожидаемые результаты реализации
Стратегии (видение Мурманской области к 2025 году)
К 2025 году Мурманская область – стратегический центр Арктической зоны Российской Федерации, финансовый и интеллектуальный регион-лидер, основной центр сервисного обеспечения морехозяйственной деятельности в АЗРФ. Мурманская область играет определяющую роль в реализации национальных интересов России в Арктике и достижении главных целей государственной арктической политики в сферах социально-экономического развития, военной безопасности, защиты и охраны государственной границы, науки и технологий, а также международного сотрудничества. Существенно увеличивается инновационная направленность экономики и диверсификация ее структуры: при высоком уровне промышленно-производственной специализации все больший удельный вес приобретает сектор услуг.
Освоение природных ресурсов территории области, океана и прилегающего шельфа северных морей на принципах комплексного подхода, инновационных и экологически совместимых технологий составит основу развития Мурманской области. Научная и технологическая компоненты исследований Арктики, поиска и добычи ресурсов на ее территории и в прилегающих акваториях в значительной степени локализуются в Мурманской области, создавая полноценные региональные и отраслевые кластеры, к ядрам и районам локализации которых будут приурочены территории опережающего развития.
Мурманск закрепит за собой функции главного научного, кадрового, культурного и делового центра Арктической зоны Российской Федерации, что во многом обусловлено его лидирующими позициями в реализации практически всех запланированных кластерных инициатив.
Порт Мурманск становится международным морским портом-хабом, способным обслуживать крупнотоннажные суда и обеспечивать работу национальной российской высокоширотной магистрали – Северного морского пути. Объективные конкурентные преимущества Мурманской области, связанные с выгодным географическим расположением, транспортно-транзитным потенциалом, обуславливают позиционирование ее как основного региона, обеспечивающего транспортную безопасность и логистические потребности национальной экономики.
На юге региона предполагается формирование экономического центра Апатиты – Кировск – Кандалакша. Город Апатиты выступает в качестве основного делового, научного, технологического, образовательного и культурного центра южной зоны расселения с развитой сферой услуг, что во многом будет обусловлено его вовлеченностью в формирование образовательного и инновационного кластера арктических технологий, а также локализацией здесь инновационной и научной составляющих горно-химического и металлургического кластера. Город Кировск выступает в роли крупного промышленного и туристического центра всего Кольского полуострова, что связано с его значительной ролью в развитии как горно-химического и металлургического, так и туристско-рекреационного кластеров, формированию которых будет способствовать создание здесь территории опережающего социально-экономического развития. Специализация Кандалакшского муниципального района обуславливается развитием его транспортно-логистического, рыбохозяйственного и уникального туристско-рекреационного потенциала. Район может стать вторым центром по приему туристов и организации туров по Кандалакшскому заливу и в Терский район. Портовые и промышленные мощности района также получат импульс за счет развития регионального морехозяйственного сервисного кластера.
Будут сформированы дополнительные опорные центры системы расселения – г. Ковдор (один из центров горно-химического и металлургического кластера), Ловозерский район (добыча и производство лопаритового концентрата, развитие туризма и традиционных ремесел, один из центров экспортно ориентированного продовольственного кластера) и п.г.т. Умба (один из центров туристско-рекреационного кластера, кластера северного дизайна и традиционных ремесел), обеспечивающие устойчивое развитие прилегающих территорий и усиление функциональных связей между поселениями. Основными полюсами роста малых населенных пунктов станут с. Териберка, н.п. Лиинахамари, с. Варзуга, с. Алакуртти.
Мультипликативный эффект для развития экономики Печенгского района будет обеспечен реализацией проектов в области марикультуры, что позволит включить его в качестве одного из основных звеньев в рыбохозяйственный кластер. Другим направлением новой специализации для района может стать развитие вспомогательных функций в области сервисной экономики морепользования и обеспечения реализации шельфовых проектов, которое во многом будет определяться интенсификацией двустороннего сотрудничества с Королевством Норвегия. Приграничное положение территории и упрощение визового режима станет основой для развития туризма.
Кольский муниципальный район приобретет промышленную специализацию с усилением морехозяйственной компоненты и ее сервисной составляющей, а также направлений, связанных с развитием марикультуры, глубокой и безотходной переработкой водных биоресурсов.
Основные тренды развития городов Полярные Зори, Оленегорск, Мончегорск будут увязаны с динамикой и результативностью работы наиболее значимых предприятий региона, их планами по реконструкции и модернизации действующих и вводом новых производств. Тенденции концентрации экономического потенциала в данных территориях сохранятся. Развитие закрытых административно-территориальных образований Александровск, п. Видяево, г. Заозерск, г. Островной, г. Североморск будет и в дальнейшем связано с планами Министерства обороны Российской Федерации по укреплению обороноспособности страны.
В целом в городских и сельских поселениях будет сформирована комфортная среда проживания, обеспечивающая в том числе полноценную жизнедеятельность маломобильных групп населения, пенсионеров и инвалидов, повышение безопасности граждан, реализацию культурной и досуговой деятельности жителей. Бюджетная сеть пройдет комплексную модернизацию, в целом будут созданы устойчивые механизмы постоянного обновления и совершенствования социальной инфраструктуры, напрямую связанной с повышением качества жизни и развитием человеческого капитала.
Природа, ландшафты и уникальные климатические ресурсы, а также культурное, историческое и этнологическое наследие региона будут включены в систему хозяйствования за счет создания и продвижения комплекса туристских продуктов, способных занять свою нишу в высокодоходном сегменте туристского бизнеса.
Характерными чертами государственного управления Мурманской области станут профессиональная и высокоэффективная исполнительная власть, сформированные элементы регионального электронного правительства, обеспечивающие прозрачность управленческих решений, активное участие гражданского общества в формировании региональной политики.
____________________________
[1] Геологический институт, Горный институт, Институт химии и технологии редких элементов и минерального сырья им. И.В. Тананаева, Полярный геофизический институт, Мурманский морской биологический институт, Полярно-альпийский ботанический сад-институт, Институт проблем промышленной экологии Севера, Институт экономических проблем им. Г. П. Лузина, Институт информатики и математического моделирования технологических процессов, а также учреждения при КНЦ РАН: Центр физико-технических проблем энергетики Севера, Центр гуманитарных проблем Баренц-региона, отдел исследований природных и синтетических нано- и микропористых веществ (Центр наноматериаловедения ), Научный отдел медико-биологических проблем адаптации человека в Арктике.
[2] В связи с изменениями в методологии статистического учета за 1990-2008 гг. представлен показатель «товарная пищевая продукция, включая консервы рыбные, тыс. т», 2009-2012 гг. - «рыба и продукты рыбные переработанные и консервированные, тыс. т».
[3] ОАО «Кольская ГМК» входит в состав ОАО «ГМК «Норильский никель», ОАО «Апатит» – в Группу «ФосАгро», ОАО «Ковдорский ГОК» – в ОАО «МХК ЕвроХим», филиал ОАО «СУАЛ» «КАЗ-СУАЛ» – в ОК «РУСАЛ», ОАО «Олкон» - в дивизион «Северсталь-Ресурс».
[4] Перевалка грузов на суда ледового класса, ледокольное сопровождение судоходства и обслуживание ледокольного флота, поддержка транзита фидерными маршрутами, судоремонт, сервисные наукоемкие функции: обеспечение безопасности, информационное, навигационно-гидрографическое и гидрометеорологическое обеспечение мореплавания.
[5] Принимаются для 2014-2025 годов ниже среднероссийских, определенных в Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года.