Повышение доступности жилья и качества жилищного обеспечения населения области, а также качества и надежности предоставления жилищно-коммунальных услуг.

Приоритетами государственной жилищной политики являются:

- создание условий для роста предложений на рынке жилья, соответствующих потребностям различных групп населения, в том числе:

формирование эффективных рынков земельных участков, обеспеченных градостроительной документацией;

обеспечение участков для жилищного строительства инженерной, коммуникационной и социальной инфраструктурой, вовлечение в проекты жилищного строительства неиспользуемых или используемых неэффективно государственных и муниципальных земельных участков;

развитие строительного комплекса и производства строительных материалов, изделий и конструкций с применением инновационных, в том числе энергосберегающих, технологий;

сокращение количества процедур, необходимых для получения разрешения на строительство жилья, и сроков их прохождения;

стимулирование малоэтажной застройки;

- создание условий для повышения доступности жилья для всех категорий граждан, в том числе:

повышение доступности ипотечных кредитов для граждан;

обеспечение строительства жилья экономического класса, в том числе путем организации бесплатного предоставления земельных участков под строительство такого жилья при условии ограничения продажной цены на него;

обеспечение развития рынка доступного арендного жилья и некоммерческого жилищного фонда для граждан, имеющих невысокий уровень доходов;

развитие и совершенствование механизмов адресной поддержки населения для приобретения собственного (частного) жилья;

- улучшение качества жилищного фонда, повышение комфортности условий проживания, в том числе:

создание условий для увеличения объема капитального ремонта жилищного фонда для повышения его комфортности и энергоэффективности, ликвидация аварийного и ветхого жилья;

содействие самоорганизации населения на жилищном рынке, организации товариществ собственников жилья, развитию конкуренции в сфере предоставления услуг по управлению многоквартирными домами;

улучшение качества предоставления жилищно-коммунальных услуг, в том числе путем обеспечения конкуренции на рынке этих услуг;

повышение эффективности государственного жилищного надзора;

обеспечение условий проживания и возможности полноценной жизнедеятельности для маломобильных групп населения, семей с детьми;

- модернизация и повышение энергоэффективности объектов коммунального хозяйства, в том числе создание благоприятных условий для привлечения частных инвестиций в сферу жилищно-коммунального хозяйства, в том числе софинансирование мероприятий программ развития систем коммунальной инфраструктуры, установление долгосрочных (не менее чем на три года) тарифов на коммунальные ресурсы, а также определение величины тарифов в зависимости от качества и надежности предоставляемых ресурсов. В целях обеспечения населения питьевой водой, соответствующей требованиям безопасности и безвредности, установленным санитарно-эпидемиологическими правилами, особое внимание будет уделено модернизации систем водоснабжения, водоотведения и очистки сточных вод;

- стимулирование рационального потребления коммунальных услуг населением.

В результате реализации данных направлений государственной жилищной политики должен сложиться качественно новый уровень состояния жилищной сферы, характеризуемый следующими целевыми ориентирами:

- отсутствие уже к 2018 году ветхого и аварийного жилищного фонда, снижение среднего уровня износа жилого фонда и коммунальной инфраструктуры до нормативного уровня;

- снижение уровня потерь при производстве, транспортировке и распределении коммунальных ресурсов, обеспечение рационального потребления коммунальных услуг населением;

- приведение жилищного фонда к состоянию, отвечающему современным условиям энергоэффективности, экологии, а также потребностям отдельных групп граждан (многодетные семьи, пожилые люди, инвалиды и т.д.);

- снижение удельного веса проб воды из водопроводной сети, не отвечающих гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям, с 26,4 % в 2012 году до 15 % в 2025 году;

- повышение удовлетворенности населения региона уровнем жилищно-коммунального обслуживания;

- увеличение доли семей, улучшивших свои жилищные условия, в общем числе семей, желающих улучшить жилищные условия, с 25,6 % в 2012 году до 35 % в 2025 году. Средний уровень обеспеченности жильем достигнет 31,5 кв. м на человека в 2025 году (в 2012 году – 24,7 кв. м на человека), или около 100 кв. м на среднестатистическую семью.

2.6. Повышение благоустройства территорий муниципальных образований области.

Организация благоустройства территорий относится к вопросам местного значения. Повышение благоустроенности территорий предполагает увеличение активности органов местного самоуправления муниципальных образований в реализации мероприятий по инженерной подготовке и обеспечению безопасности, устройству покрытий, освещению улиц, установке указателей с их наименованием и номерами домов, размещению малых архитектурных форм и объектов монументального искусства, озеленению территорий.

Важнейшее значение для получения преимущества в глобальной конкуренции городов на современном этапе имеет их превращение в «зелёные города». Понятие «зелёного города» включает и визуальный образ, и ощущения горожанина, и объективные показатели, относящиеся как к комфорту городской среды, так и к воздействию городско­го хозяйства на окружающую среду в региональном масштабе. Соответственно, объективной необходимостью является существенное повышение количества (плотности посадок) деревьев на тер­риториях, предназначенных для размещения зелёных насаждений в целях создания визу­ального образа «зелёного города» и экологического комфорта населения.

В результате решения данной задачи должно быть обеспечено повышение уровня благоустроенности территорий городских и сельских поселений, населенных пунктов Мурманской области до 76 % в 2025 году, что в свою очередь внесет существенный вклад в формирование комфортных условий проживания на территории региона.

Третье стратегическое направление - «Обеспечение устойчивого экономического роста».

От того, насколько уверенно чувствуют себя предприниматели, какие планы они строят, во многом зависит устойчивость роста экономики региона, а значит - уровень и качество жизни людей. Поэтому Мурманская область должна стать регионом, привлекательным для бизнеса, и, развивая свой потенциал и конкурентные преимущества на основе модернизации действующих и создания новых современных высокотехнологичных производств, обеспечить уверенный и сбалансированный рост экономики. Для реализации этого направления потребуется активное участие региона в Национальной предпринимательской инициативе и решение следующих задач.

3.1. Формирование благоприятной инвестиционной среды.

К приоритетам государственной политики в данной сфере относятся:

- обеспечение равных прав при осуществлении инвестиционной деятельности, равных возможностей в получении мер государственной поддержки инвестиционной деятельности;

- улучшение инвестиционного климата, в том числе:

реализация мер, направленных на упрощение разрешительных процедур в строительстве;

реализация мер, направленных на повышение доступности земельных участков для осуществления предпринимательской деятельности;

реализация мер, направленных на повышение доступности энергетической инфраструктуры;

проведение эффективной политики государственного регулирования цен (тарифов);

- формирование и развитие институтов государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе Инвестиционного фонда Мурманской области, специализированной организации по привлечению инвестиций;

- формирование инвестиционных площадок, создание инфраструктуры, необходимой для инвесторов;

- реализация комплексных инвестиционных планов муниципальных образований;

- развитие механизмов государственно-частного партнерства, в том числе:

создание кластеров;

обеспечение конкурентных условий для участия бизнеса в соответствующих инвестиционных проектах;

- развитие механизмов государственной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе:

создание территорий опережающего социально-экономического развития;

создание конкурентных налоговых условий на основе мониторинга международных тенденций и налогового законодательства с учетом вступления России в ВТО;

расширение стимулирующей роли налоговой системы;

совершенствование мер финансовой неналоговой поддержки (в том числе повышение доступности кредитных ресурсов);

- проведение оценки регулирующего воздействия на осуществление предпринимательской и инвестиционной деятельности нормативных правовых актов и их проектов;

- создание благоприятной конкурентной среды, в том числе:

совершенствование процедур размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков;

снижение доли государственного сектора в экономике;

- оказание организационной поддержки инвестиционной деятельности, в том числе:

содействие агрегированию имеющихся предпринимательских (инвестиционных) инициатив, координация между существующими и создаваемыми элементами и блоками инновационной экономической системы региона для повышения мультипликативного эффекта их деятельности, а также для привлечения кредитных (грантовых) ресурсов международных финансовых структур;

сопровождение разработки и реализации инвестиционных программ и проектов;

- формирование и поддержание позитивного имиджа Мурманской области как региона, благоприятного для инвестиционной и предпринимательской деятельности, информирование бизнес-сообщества об инвестиционном потенциале региона.

Результатом решения данной задачи станет увеличение доли инвестиций в основной капитал в валовом региональном продукте с 26 % в 2012 году до 31,3 % в 2020 году, со снижением до 23,5 % к 2025 году после завершения активной фазы реализации крупных проектов. Оценка предпринимательским сообществом эффективности реализации внедренных составляющих Стандарта деятельности органов исполнительной власти Мурманской области по обеспечению благоприятного инвестиционного климата в регионе повысится с 5,5 балла в 2013 году до 8 баллов в 2025 году. Коэффициент обновления основных фондов увеличится с 3,9 % в 2012 году до 16,4 % в 2025 году.

Снизятся:

- предельный срок подключения потребителей (до 150 кВт) с даты поступления заявки на технологическое присоединение до даты подписания акта о технологическом присоединении с 281 дня в 2012 году до 40 дней в 2025 году;

- предельное количество процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, с 40 в 2012 году до 8 в 2025 году;

- предельный срок прохождения всех процедур, необходимых для получения разрешения на строительство эталонного объекта капитального строительства непроизводственного назначения, с 350 дней в 2012 году до 26 дней в 2025 году;

- предельное количество этапов (процедур), необходимых для технологического присоединения к объектам энергетической инфраструктуры, с 10 в 2012 году до 5 в 2025 году.

Наши рекомендации