Обеспечение населения региона высококачественной сельскохозяйственной продукцией и продовольствием местного производства.

Приоритетами государственной аграрной политики являются:

- улучшение общих условий функционирования сельского хозяйства, особенно животноводства, на основе:

совершенствования форм, механизмов и объемов государственной поддержки в целях повышения доходности и инвестиционной привлекательности сельского хозяйства, технической и технологической модернизации отрасли, а также обеспечения эффективного использования земли и иных природных ресурсов;

поддержки, подготовки, закрепления и привлечения квалифицированных кадров для сельского хозяйства и улучшения условий их жизни;

перехода кадрового обеспечения агропромышленного комплекса на качественно новый уровень, соответствующий потребностям инновационного развития аграрной экономики;

повышения финансовой устойчивости всех форм хозяйствования на селе;

сохранения и развития северного оленеводства, являющегося основой жизнедеятельности коренных малочисленных народов Севера, в том числе стимулирования производства продукции класса «премиум»;

развития товаропроводящей сети и кооперации;

- поддержка малых форм хозяйствования и кооперации на селе;

- повышение конкурентоспособности сельского хозяйства, включая:

повышение производительности труда на основе стимулирования к использованию современных технологий, совершенствование организации производства, а также организации труда и управления;

повышение продуктивности скота;

развитие собственной кормовой базы на основе применения нового поколения тракторов и сельскохозяйственных машин, увеличения объемов внесения минеральных удобрений, максимального применения в посевах семян перспективных высокоурожайных сортов гибридов;

- повышение уровня рентабельности в сельском хозяйстве для обеспечения его устойчивого развития;

- создание условий для обеспечения экономической и физической доступности питания на основе рациональных норм потребления пищевых продуктов для уязвимых слоев населения;

- повышение эффективности использования земельных ресурсов и их воспроизводства на основе улучшения почвенного плодородия, модернизации мелиоративных систем и расширения мелиорированных земель;

- создание комфортных условий жизнедеятельности в сельской местности, включая:

развитие социальной инфраструктуры и инженерного обустройства села;

улучшение жилищных условий сельского населения, поддержка комплексной компактной застройки и благоустройство сельских поселений;

повышение престижности сельскохозяйственного труда;

- повышение конкурентоспособности пищевой и перерабатывающей промышленности за счет повышения производительности труда на основе стимулирования к технической и технологической модернизации;

- экологическая безопасность сельскохозяйственной продукции и продовольствия;

- предотвращение возникновения и распространения заразных болезней животных, реализации некачественных и опасных пищевых продуктов животного происхождения.

Целевыми показателями решения данной задачи являются:

- увеличение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в сопоставимых ценах) в 2020 году по отношению к 2012 году на 4,8 %, в 2025 году – на 19,5 % к уровню 2012 года. При этом на первом этапе (2014-2016 годы), несмотря на принимаемые меры, ожидается снижение производства продукции сельского хозяйства в хозяйствах всех категорий (в 2016 году по отношению к 2012 году на 4,8 %) по причине переноса сроков реализации инвестиционных проектов на более поздние;

- увеличение доли молока, производимого хозяйствующими субъектами области (доля собственного производства), в общем объеме потребления с 13,1 % в 2012 году до 15,3 % в 2025 году.

Второе стратегическое направление – «Обеспечение комфортной и безопасной среды проживания населения региона». Имен­но комфортная и безопасная среда проживания сейчас становится фактором, определяющим благополучие региона, по­скольку и жители, и бизнес крайне мобильны и ориентируются на регионы с лучшими условиями. Людей, обладающих высококлассными компетенциями и бо­лее требовательных к качеству среды, может привлечь только регион с чистым воздухом и водой, удобным транспортом, доступным и качественным жильем, надежными коммунальными услугами, высоким уровнем личной безопасности. Соответственно, для реализации этого направления необходимо решение следующих задач:

2.1. Повышение уровня экологической безопасности и сохранение природной среды.

Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:

- организация мониторинга динамики экологических показателей, в том числе показателей, характеризующих радиационную обстановку на территории региона, определение территорий, концентрация загрязнения природной среды на которых квалифицируется как опасная и создает угрозу здоровья и жизни проживающего на них населения;

- предотвращение негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности на природную среду и ликвидация ее последствий, в том числе:

создание условий для широкого внедрения экологического менеджмента, повышения информационной открытости промышленных предприятий в части их воздействия на окружающую среду и предпринимаемых мер по снижению негативного воздействия;

стимулирование внедрения и использования экологически чистых и (или) энергосберегающих технологий, технологий, ориентированных на сокращение и вторичное использование отходов, сдерживание объемов антропогенной эмиссии парниковых газов;

ликвидация накопленного загрязнения, восстановление эродированных, захламленных территорий, очистка морских акваторий от затонувших судов и металлолома, обеспечение эффективной санитарии, оптимизация системы обращения с отходами;

развитие системы экологического просвещения, образования и формирование экологической культуры;

- сохранение и развитие биологического разнообразия, в том числе:

сохранение и развитие сети особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения;

мониторинг численности редких и исчезающих видов животных, реализация мер, направленных на сохранение редких и находящихся под угрозой исчезновения видов животных и растений, сохранение ресурсного потенциала и генофонда обитающих на территории области видов охотничьих птиц и охотничьих млекопитающих;

- обеспечение охраны и рационального использования водных ресурсов;

- повышение эффективности охраны, защиты и воспроизводства лесов.

Основным результатом решения данной задачи станет последовательное увеличение территорий региона, которые можно назвать экологически благополучными, т.е. территории, не подвер­женные сверхнормативным уровням вредных воздействий любого рода, риску развития неблагоприятных процессов.

Целевыми показателями решения данной задачи являются:

- снижение объема выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух на единицу ВРП с 1,27 тонн/млн. рублей в 2012 году до 0,23 тонн/млн. рублей в 2025 году;

- увеличение доли площади Мурманской области, занятой особо охраняемыми природными территориями, с 8,89 % в 2012 году до 16,00 % в 2025 году;

- увеличение доли водохозяйственных участков, класс качества которых (по индексу загрязнения) повысился, в общем количестве водохозяйственных участков, расположенных на территории Мурманской области, с 9,84 % в 2012 году до 11,57 % в 2025 году;

- увеличение доли использованных, обезвреженных отходов в общем объеме образовавшихся отходов в процессе производства и потребления с 11,1 % в 2012 году до 18,00 % в 2025 году.

2.2. Повышение общественной безопасности.

Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:

- усиление роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков;

- совершенствование материально-технической и научно-технической поддержки правоохранительной деятельности;

- укрепление системы профилактики беспризорности, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Результатом решения данной задачи станет повышение уровня безопасности граждан за счет сокращения числа зарегистрированных преступлений, в том числе преступлений, совершенных в общественных местах (удельный вес преступлений, совершенных в общественных местах, к общему числу зарегистрированных преступлений снизится с 9,2 % в 2012 году до 8,1 % в 2025 году), реализации принципа неотвратимости ответственности за совершенное преступное деяние путем проведения мероприятий профилактической направленности.

2.3. Повышение уровня защищенности граждан и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожаров, а также опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий.

Приоритетами государственной политики в данной сфере являются:

- снижение рисков возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера, а также сохранение здоровья людей, предотвращение ущерба, материальных потерь путем заблаговременного проведения предупредительных мер;

- обеспечение ядерной и радиационной безопасности на опасных объектах и объектах использования атомной энергии;

- развитие системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации;

- совершенствование методов и способов защиты населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

- повышение готовности сил и средств гражданской обороны к ликвидации последствий применения современных средств поражения, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и террористических проявлений;

- пропаганда культуры безопасности жизнедеятельности, в том числе знаний в области обеспечения пожарной безопасности и защиты населения от чрезвычайных ситуаций и проведение профилактических мероприятий данной направленности;

- повышение эффективности пожаротушения и спасения людей при пожарах.

Целевыми показателями решения данной задачи являются:

- снижение количества погибших и пострадавших от чрезвычайных ситуаций в 2025 году в 2,9 раза к уровню 2012 года;

- увеличение числа спасенных на пожарах, приходящегося на одного погибшего и травмированного на пожарах, с 2,3 человека в 2012 году до 3,6 человека в 2025 году;

- снижение материального ущерба от чрезвычайных ситуаций и пожаров с 90,1 млн. рублей в 2012 году до 55 млн. рублей в 2025 году.

Наши рекомендации