Финансовое положение империи
Другой сферой, управление которой власть стремилась сосредоточить в своих руках, были финансы. Министр финансов Вышнеградский, вводя систему государственного регулирования хлебных тарифов, провозгласил финансовое (и не только финансовое) кредо правительства: «Лишь государственной власти надлежит распоряжаться экономическими судьбами государства». Росла роль внешнего рынка. Правительство считало развитие хлебного экспорта одним из основных средств поддержки активного баланса внешней торговли и курса рубля. Министру, считавшему своей главной задачей создание бездефицитного бюджета, принадлежала ставшая классической фраза: «Сами недоедим, но вывезим». И вывозили: за 20 лет экспорт хлеба увеличился в полтора раза, с 287 до 444 млн пудов в год.
Занявший после Вышнеградского пост министра финансов С.Ю. Витте завершил начатый им пересмотр таможенного законодательства и повысил тарифы с 19% в 1881—1884 гг. до 33% в 1891-1900 гг. Доля России в мировой торговле составляла всего 3,5%, но она занимала седьмое место в мире. Первое принадлежало Великобритании - 18%, второе Германии - 11;, третье США— 10%. Внешнеторговый оборот России в 1897 г. составил 1 286 млн руб. Введение новых тарифов преследовало две цели — создать благоприятные условия для российских производителей и пополнить государственную казну. Доходы таможни в 1903 г. выросли на 170%.
Важное значение для понимания бюджета имело введение в 1894 г. винной монополии. Свободная продажа водки была отменена и установлен государственный акцизный сбор 4,4 руб. с ведра. В первый же год винная монополия дала 25% бюджетных поступлений, а доход от косвенного обложения за 10 лет вырос на 50%. За счет полученной прибыли были выкуплены 7 тыс. частных железных дорог.
Протекционистская политика не исключала использование иностранного капитала. В 90-х гг. были получены два крупных займа во Франции, от банкирского дома Ротшильда. Новым было то, что появились целевые займы, которые направлялись на осуществление определенных проектов. Так был получен заем для строительства железной дороги Оренбург — Ташкент. Укрепление российской валюты и создание более привлекательных условий для иностранных инвестиций способствовали реформе денежной системы — ее переводу на золотую основу. Ассигнации были приравнены к золоту, обеспечивались золотом Российской империи и свободно обменивались на золото в банках. Государственный долг России вырос. Из 12 млрд руб., обращавшихся ценных бумаг, 1/3 составляли займы на строительство железных дорог, 16% - акции промышленных предприятий, 21% — земельные закладные, займы на «общегосударственные потребности». 60% находились внутри страны и 40% за границей. Но золотой запас на 113 млн руб. превышал массу обращавшихся бумажных денег.
С.Ю. Витте подчеркивал, что правительству необходимо выработать программу торгово-промышленной политики и неуклонно ее придерживаться. Протекционизм, совмещенный с притоком иностранного капитала, повышение косвенных налогов и были частями такой программы. Он признавал, что протекционизм означал недоплату за изделия внутреннего производства, но полагал, что великие задачи требуют великих жертв. В 1898 г. Витте писал Николаю II: «В жизни нашей страны понадобилось государственное вмешательство в самые разнообразные стороны общественной жизни, что коренным образом отличает ее от Англии... В Англии класс чиновников должен только направлять частную деятельность, в России же, кроме направления частной деятельности, он должен принимать непосредственное участие во многих отраслях общественно-хозяйственной деятельности».
Активизация государства в финансовой сфере требовала определенных организационных мер. Был установлен контроль за частными банками. Для этой цели в Министерстве финансов была образована общая канцелярия по кредитной части, пересмотрено положение о банках, принят закон о порядке ликвидации кредитных учреждений. В 1875 г. вклады в сберкассы составляли всего 2% от вкладов в коммерческие банки, а к 1900 г. превысили их, хотя сумма вкладов в банки и увеличилась.
Возросла роль государственного банка, который после введения золотого обращения стал эмиссионным в кредитовании народного хозяйства. Государственными были и учрежденные крестьянский (1882) и дворянский (1885) поземельные банки. Изменилась и роль самого Министерства финансов в системе управления.
С.Ю. Витте в 1900 г. предложил сосредоточить в нем все управление экономикой империи и поставить в равное положение с Министерством иностранных дел и военным. В бытность его министром ведомство финансов при отсутствии правительства как коллегиального органа стало ведущим, оттеснив Министерство внутренних дел. От него во многом зависело определение не только внутренней, но и внешней политики.
Экономическая политика носила противоречивый характер. С одной стороны, железнодорожное строительство, создание тяжелой индустрии, рост банков свидетельствовали о промышленном подъеме, о развитии капитализма. Казалось бы, управление экономикой способствовало этому, само тоже перестраивалось в этом направлении. С другой - происходило неуклонное и последовательное отстаивание системы государственного контроля и управления экономикой, «структурой промышленного производства и финансовыми потоками», ограничение свободы предпринимательства, защита интересов дворянства и стремление укрепить сословную структуру общества, консервация отсталых порядков, остатков феодальных отношений в деревне. И если говорить о контрреформах или, как говорили, о политическом курсе после отставки Лорис-Меликова, «попятном движении», то это прежде всего относилось к сфере сельского хозяйства, социального развития деревни, к проблемам структуры и функций государственной власти и управления.