Генерал-губернаторы в управлении регионами
Над всей этой пирамидой сословных учреждений возвышалсягенерал-губернатор, он же главнокомандующий, государев наместник. Под властью наместников, как правило, объединялось 2—3 губернии, которые образовывалинаместничество. Наместник был поставлен над всеми органами власти и суда и осуществлял надзор за исполнением законов, за учреждениями и должностными лицами. Он имел право вмешиваться в судебные решения, останавливать исполнение приговоров. В подчинении генерал-губернаторов и наместников находились войска, располагавшиеся на территории губернии. Согласно указу императрицы от 24 августа 1783 г., генерал-губернаторы должны были два раза в месяц составлять краткие донесения о состоянии губерний, что позволяло Екатерине II и ее правительству всегда быть в курсе происходивших в стране событий и оперативно решать возникавшие проблемы.
Должность генерал-губернатора, как гласила ст. 81 «Учреждения», — есть «строгое и точное взыскание чинить со всех ему подчиненных мест и людей, о исполнении законов и определенного их звания и должностей». В его обязанности входило пресечение всяких злоупотреблений, принятие мер в случае голода и недостатка припасов, в местах пограничных сохранение государственной безопасности, в случае возмущения принятие мер к его усмирению и т.п., что указывает на двоякий характер этой должности. Исторические обстоятельства того времени придавали ей такой оттенок, вследствие которого она не могла оставаться обыкновенным губернским установлением.
Наместники непосредственно назначались императрицей и отчитывались перед ней, а, находясь в столице, заседали вместе с сенаторами. Пользуясь личной дружбой и полным доверием императрицы, наместники действовали совершенно самостоятельно, сосредоточивая в своих руках не только главный местный, но и общий административно-политический надзор. Они были не только представителями местной администрации, но и политическими деятелями, проводниками политики центральной власти. При этом высшая власть издавала общие распоряжения, а наместник с учетом «исторических условий», удобства и необходимости реализовывал их, превнося свое субъективное мнение. Личный состав наместников был действительно замечателен: Р.И.Воронцов, Г.А Потемкин, П.А.Румянцев, А.П.Мельгунов, Я.Е.Сиверс и др. Большие полномочия и неограниченная власть, вверенная им, принесла значительную пользу в то время; это дало возможность генерал-губернаторам действовать более оперативно в решении возникающих проблем, что привело к определенным результатам.
Управление городом
Важным дополнением к реформе 1775 г. являлся «Устав благочиния или полицейский» 1782 г., развивавший идею петровского «регулярного государства». Город делился на части из 200—700 дворов, а части — на кварталы из 50-100 дворов. В каждой городской части имелся частный пристав, а в квартале - квартальный надзиратель. Все они подчинялись Управе благочиния, учрежденной в каждом городе, во главе с полицмейстером в губернских городах и с городничим — в уездных. Управа благочиния охраняла в городе порядок, принуждала жителей к соблюдению решений местных судов и властей, занималась городским благоустройством, осуществляя надзор за торговлей и правильностью мер и весов и т.п.
Местное управление
Реформа 1775 г. решила очень важный вопрос для абсолютистского государства - создала на местах гибкую и более совершенную организацию власти, ликвидировала чрезмерную централизацию управления и перераспределила функции центральных и местных органов власти. Еще сильнее определился личностный аспект в системе государственного управления, когда многое в решении тех или иных вопросов зависело от отдельного чиновника, начиная с губернского секретаря и заканчивая представителем верхнего эшелона власти.
«Учреждения» 1775 г. были сложным, многоаспектным и противоречивым документом, ибо разнообразны и противоречивы были затронутые ими стороны жизни общества и государственного управления, но в целом они оставались в рамках той политической программы, которую Екатерина II наметила в самом начале своего царствования.
Губернская реформа 1775 г. и связанное с ней значительное расширение прав и компетенции местных чиновников и учреждений вызвали упразднение большинства коллегий, контор и канцелярий. К концу 80-х гг. XVIII в. сохранились только три «государственные» коллегии: Военная, Адмиралтейская и Иностранных дел. С 1782 г. как самостоятельное центральное ведомство обособился Почтовый департамент, ранее входивший в состав Сената. Дела упраздненных коллегий, контор и канцелярий передавались местным учреждениям, а для руководства отдельными отраслями управления в составе Сената были созданы специальные экспедиции.
Отсутствие коллегий вскоре дало о себе знать. Губернские палаты не могли заменить центральных учреждений, так как решали только губернские вопросы, а органы, координировавшие работу по отраслям государственного хозяйства, отсутствовали. Все дела с мест поступали в Сенат, который и без того был загружен. В этой ситуации встал вопрос о новой реорганизации центрального управления, который не был решен до конца XVIII в. Последнее его десятилетие стало временем подготовки к переходу от коллежской системы к министерской.
4. Изменение принципов кадровой политики и организации государственной службы