Принципы разграничения полномочий между центром и регионами

Принципы разграничения полномочий между центром и регионами могут быть следующими:

  • либеральный, т.е. четко прописаны полномочия центра, а все остальные непрописанные полномочия относятся к ведению региона. Иногда либеральный принцип дополняется сферой конкурентного законодательства, т.е. в случае, если на уровне центра вопрос не решен, то регион имеет право законодательно его урегулировать и пользоваться своими нормами до тех пор, пока центр не примет свой закон относительно данного вопроса;
  • установочный, т.е. четко прописаны полномочия и центра, и регионов. Наиболее яркий пример использования установочного принципа мы можем видеть в законодательстве Индии.
  • контрлиберальный, т.е. четко прописаны полномочия региона, а к полномочиям центра относится все остальное.

Единая теоретическая модель разграничения полномочий между центром и регионами отсутствует. Полномочия центра можно подразделить на общие (которые относятся к полномочиям центра в большинстве государств; к общим полномочиям относится решение вопросов общенациональных и международного характера, установление общих рамок) и специфические (исходя из общегосударственного интереса, в некоторых странах могут быть переданы регионам).

К общим полномочиям чаще всего относят следующие:

  • геополитика, международные отношения, развитие конкурентоспособности государства в рамках мировой системы;
  • внешняя политика и национальная безопасность. При этом в данной сфере в некоторых государствах субъекты федерации имеют право на ограниченные международные отношения. Так, в Швейцарии, Австрии, Бельгии некоторые районы могут заключать договоры с граничащими государствами. В Аргентине субъект может заключить международный договор, но обязательно уведомить об этом центр;
  • гражданство и иммиграция. При этом штаты Австралии дают рекомендации о предоставлении австралийского гражданства;
  • национальные вооруженные силы;
  • общенациональные телекоммуникации. Данная сфера разграничивается между центром и регионами, но почта, телеграф, телефон, железные дороги, авиация, морской транспорт всегда относятся к полномочиям центра;
  • национальные финансы и денежная эмиссия;
  • атомная энергетика. Во всех странах за исключением Германии это сфера центра, в Германии относится к сфере конкурирующего законодательства.

Как в ведении центра, так и регионов могут быть следующие полномочия:

  • вопросы правопорядка решаются как на национальном, так и на местном уровнях;
  • судебная система, уголовное и гражданское законодательство. Децентрализованы эти полномочия в США, Мексике;
  • экономика и инфраструктура. Чаще всего на центральном уровне остается сохранение экономического единства;
  • система исправительных учреждений.

Если проводить разграничение полномочий между центром и регионами по конкретным сферам, то можно отметить, что наиболее сложное разграничение производится в экономической и социальной сферах.

В сфере экономики регионы несут ответственность за свое развитие, но при этом их полномочия должны быть обеспечены налоговыми поступлениями. Есть проблема так называемых нефинансируемых мандатов (в США), когда центр передавал полномочия штатам в отсутствие соответствующего финансирования.

Земля, недра, аграрный сектор: при либеральном принципе эти полномочия чаще всего принадлежат регионам, в относительно недавно созданных федерациях – центру.

Социальная сфера чаще всего находится в ведении региона, но центр при решении социальных задач объективно необходим. Так, в сфере образования центр может вводить единые гарантии и стандарты (например, в Швейцарии), памятники культуры чаще всего являются общенациональными памятниками, охраняемыми государством. Иные полномочия в сфере культуры являются чаще всего региональными. Вопросами здравоохранения могут заниматься и центр, и регионы. В РФ это совместная компетенция, тяготеющая к региональной.

Что касается вопросов инфраструктуры, то в этой сфере центр определяет общие принципы, а регион их детализирует и реализует. Например, центр определяет дороги федерального значения, иные дороги – в ведении регионов.

Наши рекомендации