Основные тенденции в эволюции политической власти современной россии
Российская государственность прошла долгий путь эволюционирования политической системы: от тоталитаризма, авторитаризма до демократического политического режима. С изменением политического режима потребовалось радикальное изменение конституции нашей страны. Логичным будет отметить, что любое, даже незначительное изменение конституции не всеми слоями общества будет воспринято положительно. Характерной особенностью любого политического процесса в России является возникновение режимов, реформирование которых в последующем происходит путем преобразований «сверху».
Россия унаследовала от правления КПСС ряд политических, экономических проблем, но куда важней был крах идеологических принципов, на которых строились ценностно-мировоззренческие ориентиры значительной части российского общества. Современные исследователи постоянно «обвиняют» власть в отсутствии собственной государственной идеологии, хотя современный контекст политических действий говорит скорей об отсутствии четких рамок и опознавательных штрихов, к которым были «приучено» общество марксистко-ленинскими идеалами.
Одином из основных организационным условием построения демократической государственности остается принцип разделения властей. Принцип, который формально закреплен на правовом уровне в любой стране. Действие его декларируется и в пределах правового поля Российской Федерации, на деле же, наделенный широкими полномочиями Президент волен направлять деятельность всех ветвей в нужное русло. Политические реалии выявляют контур «свободного художника», способного как показывает практика создавать росчерком пера абсолютно новое государство. Хотя будет не последовательным говорить о полномочиях одного из последних выборных институтов и при этом не упомянуть роль окружения, имеющего в политическом поле непосредственный доступ к политической власти. Контакты власти с социально-экономическими группами осуществлялась, и продолжает место быть через структурированные, хотя и неформальные взаимоотношения. Таким промежуточным барьером становится администрация Президента. Либеральная риторика нынешнего руководства, создало необходимую иллюзию новой волны демократических преобразований. Управляемый политический процесс продолжает существовать в форме рождения новых политических партий (движений), активных действий системной оппозиции, ситуаций «политического противоборства», «борьбы» с олигархической угрозой, «разлад» с элитой старого образца. Этот ряд событий получил широкую огласку в средствах массой информации, при этом уже мало кто обращает внимание, что созданная «волна» отвлекает «общественное мнение» от существенных изменений в правовом поле, явном стагнационном процессе экономической составляющей, крайнем дифференцирование социальных групп.
Не так давно, В.В. Путину предлагали остаться в роли президента РФ еще хотя бы на один срок. Соответственно, это требовало внесения изменений в конституцию РФ. Патерналистские ожидания, а они действительно имеют место быть, были рождены не просто обычным манипулированием общественного мнения, сама идея, витавшая в умах населения, была по свое природе следствием культурного наследия советского периода. История повернула ход событий таким образом, что Путин решил «побыть» премьер-министром. Рождение образа «тандема» было необходимым условием легитимации власти, удачное в этом плане «вброс» формулировки власти, стал своего рода подушкой безопасности для следующих президентов. Многое из происходившего и происходящего навивает мысль о макиавеллевских принципах, когда образ сильного правителя должен чередоваться с образом слабого.
Единственное, что сегодня становится очевидным, это то, что если верить российским журналистам, – предвыборные баталии президентских выборов 2012-го года весьма отчетливо напоминают кремлевские события 2006 – 2008 годов, известные широким массам под кодовым названием «Преемник».
Исследователи долгое время ожидали очередной «предвыборный проект кремля». События, произошедшие в одной из партий «сателлитов», были восприняты как отхождении от ставшей уже традиционной практики создания очередной «партии-однодневки». Конечно, резкая переориентация «эсеров», как они себя называют, была связана с вхождением в рамках системной оппозиции коммунистической партии в «легальную орбиту взаимоотношений», что, безусловно, позволило получить компартии доступ к СМИ и открытому безприпятственному диалогу с избирателями. Отсутствие правого крыла так же не осталось без внимания, в рамках социального контракта к созданию был привлечены новые фигуры для политического пространства. В современном политическом процессе с большой долей вероятности можно сбросить со счетов созданное новое политическое объединение получившее название «Парнас».
Наиболее интересным в свете последних событий представляется инициатива создания Народного фронта, выдвинутая В.Путин 6 мая на межрегиональной конференции “Единой России” в Волгограде. Остается пока не ясным вопрос, что из себя будет представлять эта «инициатива», возможно, это может стать некой надстройкой существующей «партии власти», может предстать и как отдельный продукт. Так же пока остается загадкой, каков функционал нового проекта. Скорей всего этот политический спектакль был разыгран, хотя действие еще будет, безусловно, продолжено, с целью дистанцирования образа В.В. Путина в обратном направлении от созданного образа «партии власти» который все больше становится очень статичным, и представляет собой некий «элитарный» набор. Этим можно объяснить и назначение в большей степени неизвестной фигуры, по своей природе выходец из «Единой России» Вячеславу Володину (руководство штабом Общероссийского народного фронта).
Режим, сложившийся в России, представляет собой достаточно сложное образование. С одной стороны одной стороны, уровень легитимности достаточно высок для проведения ряда анти социальных реформ, с другой стороны политический процесс представляет по своей сути симуляцию демократии. Вообще, уместно вспомнить, А. Солженицыным десятки лет назад предупреждавшего, что выход из тоталитаризма, убивающего всякую инициативу, возможен только через авторитаризм, дающий некоторые ограниченные возможности. Искусственная альтернатива, созданная рядом «политических образований», будет в ближайшее время не просто определять политический курс нации, но и представлять всему миру собственный демократический продукт.
12. Политические элиты, сущность, причины формирования, роль в политике.
Люди участвуют в политической жизни общества не в равной степени. Одни принимают более активное участие, другие – менее активное. Тех, кто принимает наиболее активное участие, обычно называют политически активной частью населения. В среднем для индустриально развитых стран доля политически активного населения составляет около трети взрослых жителей. Они, как правило, состоят в политических партиях, часто выступают на собраниях, участвуют в политических мероприятиях и составляют группы поддержки тех или иных политических лидеров. Остальная часть населения обычно активного участия в политике не принимает.
В свою очередь, политически активная часть населения страны определенным образом структурирована. Она не представляет собой бесформенную массу, а как бы вращается вокруг некоего организующего центра. Этим центром служит политическая элита.
Политическая элита существует в любом обществе, независимо от социального строя, политического режима, государственного правления и исторического отрезка времени. Эти факторы могут привести лишь к изменению способа формирования элит и, ее качественного и количественного состава, системы ее взаимосвязи с обществом, т. е. того, что относится к технологической стороне функционирования элиты. В то же время ее господствующие отношения к массам в своей основе неизменны. Так, например, в ходе истории сменялись вожди племен, монархи, бояре и дворяне, народные комиссары и партийные секретари, министры и президенты, но отношения господства и подчинения между ними и простым людом сохранялись всегда.
Политическая элита – это политически господствующая, привилегированная группа, которая занимает руководящие позиции во властных структурах и непосредственно участвует в выработке, принятии и реализации важнейших решений, связанных с использованием власти.
Элиты формируют цели и перспективы развития общества, принимают стратегически важные решения и используют ресурсы государственной власти для их реализации.
Политическая элита имеет свои характерные черты:
• право выдвижения из своей среды политических лидеров;
• право на привилегии;
• закрытость или полузакрытость для чужих социальных слоев;
• психологию превосходства;
• собственную идеологию;
• доступ к закрытой информации и высокой культуре.
В каждой стране взаимодействие политической элиты с остальной частью общества имеет свои особенности, которые из меняются в зависимости от ряда факторов и, в первую очередь, под влиянием переживаемого момента. В то же время можно констатировать, что во взаимодействии элиты с обществом в разных странах наблюдаются и сходные черты. Так, при переходе от тоталитарного общества к демократическому (Германия, Италия, Испания) произошло противостояние политических элит, что символизировало разрыв со старой системой, разрыв с тоталитаризмом, разрыв с фашистской идеологией. Вес это позволило в послевоенный период создать в данных странах стабильные и эффективные демократические общества.
Структура политической элиты (классификация польского политолога В. Милановски) такова:
• «правящая элита» – группа, управляющая обществом от имени государства;
• «потенциальные элиты» – группы, стремящиеся к власти;
• «селекторат» – группы, подготовленные к выполнению управленческих задач;
• «самодеятельные элиты» – группы, проигравшие выборы, но активно готовящиеся к очередным выборам (оппозиция и сторонники политического режима);
• «элиты в политике» – авторитетные представители интеллигенции, способствующие укреплению позиций правящей элиты;
• «группы вето» – группы в составе правящей элиты, от которых зависит окончательное принятие политических решений;
«связанная группа» – неформальное (анонимное, теневое) объединение, оказывающее активное влияние на политику властных институтов государства.
В зависимости от источников влияния элиты подразделяются на: 1) наследственные, например аристократия, 2) ценностные – лица, занимающие высокие общественные и государственные позиции, 3) властные – носители власти и 4) функциональные – профессионалы-управленцы.
Среди элит различают правящую, непосредственно обладающую государственной властью и оппозиционную (контрэлита).
Элита может быть закрытой и открытой.
Закрытая элита – это замкнутая группа людей, которая жестко регулирует процесс включения новых членов общества в свой состав. Среди членов закрытой элиты обычно решающим голосом обладает человек, которого условно называют «тираном».
Критериями отбора в открытую элиту считаются компетентность в вопросах политики, общественная репутация, личный успех, экономический вес и т.п. Деятельность этой элиты публична. Этот тип элиты внимательно следит за общественным мнением и заинтересован в благоприятной репутации.
Особой разновидностью элиты является номенклатура. Номенклатура – это порождение системы, основанной на исключительно государственной собственности, директивном планировании и административном управлении. Для нее характерны 1) всевластие, 2) предельная замкнутость, 3) корпоративная солидарность, 4) закрытая система привилегий, 5) строгая иерархия. Таким образом, номенклатура по своим характеристикам близка к элите закрытого типа, однако, все ее черты доведены в этом случае до крайности.
Элита также делится на высшую, среднюю и маргинальную. Высшая элита непосредственно влияет на принятие решений, значимых для всего государства. Принадлежность к ней может быть, обусловлена репутацией или положением в структурах власти. Средняя элита выделяется одновременно по трем признакам – доходу, профессиональному статусу и образованию. Лица, обладающие высшими показателями лишь по одному или двум из этих критериев, относятся к маргинальной элите.
Функции политической элиты
Политическая элита выполняет ряд важнейших функций:
1. Стратегическая – определение политической программы действий путем генерирования новых идей, отображающих интересы всего общества, отдельных классов и слоев.
2. Коммуникативная – предусматривает эффективное представление, выражение и отражение в политических программах интересов и потребностей различных социальных слоев населения и реализацию их в практических действиях.
3. Организаторская – осуществление на практике выработанного курса, воплощение политических решений в жизнь.
Интеграционная – укрепление стабильности и единства общества, устойчивости его политической и экономической систем, недопущение и разрешение конфликтных ситуаций