Односторонние акты государств и современное международное право
Односторонние акты государств представляют собой заявления, имеющие внешний характер (т.е. адресованные другим государствам или международному сообществу в целом), порождающие международные обязательства или влекущие иные юридические последствия. Односторонние акты могут быть индивидуальны- ми и коллективными, письменными и устными, выраженными и подразумеваемыми. Юридические последствия влекут только те акты, которые совершены должностными лицами и органа- ми, обладающими компетенцией в сфере внешних сношений. Как правило, это высшие должностные лица и органы исполнительной ветви власти. От односторонних актов государств следует отличать его акты, имеющие отношение к международному договору или обычаю.
Одно- сторонние акты также следует отличать от политических заявлений, не влекущих юридических последствий, между народных правонарушений, т.е. деяний, нарушающих международно-правовые обязательства, контрмер, т.е. деяний, состоящих во временном невыполнении международных обязательств и преследующих цель побудить государство-нарушителя выполнять свои обязательства, связанные с международно-противоправным деянием; внутренних актов, т.е. нормативных и ненормативных актов, адресованных субъектам национального права.
К числу односторонних актов государств относятся извещение (нотификация), признание, протест, отказ и обещание. Извещение (уведомление, нотификация) представляет собой направление иностранным государствам сообщения, содержащего информацию о каких-либо фактах, имеющих правовое значение (об аварии, начале военных действий и др.). Извещение может быть юридически обязательным.
Современное международное право постепенно преодолело былой дискриминационный характер, рассталось с концепцией "международного права цивилизованных народов", исключавшей из равноправного общения так называемые слаборазвитые страны. Сегодня можно констатировать достижение универсальности международно-правового регулирования в том смысле, что в международном сотрудничестве и в международных договорах могут участвовать все заинтересованные государства.
Современное международное право декларирует запрет агрессивных, захватнических войн, насильственных способов решения межгосударственных споров, квалифицирует такие действия, как преступление против мира и безопасности человечества. Устав ООН выразил решимость государств "проявлять терпимость и жить вместе, в мире друг с другом, как добрые соседи".
Современное международное право выработало достаточно действенный механизм достижения согласованных решений, обеспечения реализации принятых норм, а также взаимоприемлемые процедуры решения межгосударственных споров мирными средствами.
Современное международное право имеет сложную нормативную структуру, поскольку оно включает как единые для всех или для большинства государств правила, именуемые универсальными, общепризнанными нормами, так и правила, относящиеся к определенной группе государств либо принятые только двумя или несколькими государствами и именуемые локальными нормами.
Современное международное право является общим для всех государств в том смысле, что именно общепризнанные принципы и нормы характеризуют его основное содержание, его социальную и общечеловеческую ценность.
Тема 5
23. содержание международной правосубъектности классификация субъектов международного права
Подсубъектом международного права понимается лицо, которое является участником международных отношений, обладая международной правосубъектностью, являясь коллективным образованием, создающее нормы международного права.
Среди классических субъектов международного права, отвечающих указанным выше признакам, выделяются:государства, нации и народности, борющиеся за национальную независимость, международные межправительственные организации, государствоподобные образования,причем первые два из указанных являются субъектами с первичной правосубъектностью, два других - с производной. В настоящее время весьма активно на арену субъектов международного права выходят субъекты федеративного государства, которые в полной мере отвечают признакам субъекта международного права. Указанные субъекты международного права являются субъектами с производной международной правосубъектностью.
Среди неклассических субъектов международного права, обладающих ограниченной международной правосубъектностью, выделяются: физические и юридические лица, международные неправительственные организации. Они хотя и не отвечают всем признакам классического субъекта международного права, однако обладают важнейшим свойством субъекта права - являются участником международных отношений.
24. права и обязанности государства как субъекта международного права. особенности международной правосубъектности сложных государств. юрисдикция государства в международном праве
Государство является основным субъектом международного права, так как обладает первоначальной правосубъектностью. Государства обладают наибольшим объемом международных прав и обязанностей.Государства имеют следующие признаки: аппарат власти и управления, территория, население и суверенитет.Основу международно-правового статуса государства составляют права, которые перечислены в различных международно-правовых источниках. К таковым относятся: право на суверенное равенство, право на самооборону, право на участие в создании международно-правовых норм, право на участие в международных организациях. Так, в Декларации о принципах международного права 1970 г. говорится, что каждое государство обязано уважать правосубъектность других государств и соблюдать принципы международного права. Из правовой природы суверенитета вытекает также, что ни одна обязанность не может быть возложена на государство без его согласия на возложение данного обязательства.
Сложные государства– это федерации. Федерации создавались суверенными государствами, как правило, на основе международного договора. Члены (субъекты) федерации сохранили в определенной степени свою самостоятельность в рамках федеративного государства, но в то же время утратили международную правосубъектность. Федерация как государство приобрело свойство субъекта международного права, только федеративное государство в целом обладает международной правосубъектностью.
ЮРИСДИКЦИЯ ГОСУДАРСТВА - права судебных иадминистративных органов государства по рассмотрению и разрешению дел в соответствии с ихкомпетенцией. В международном праве различают территориальную и личную (национальную) юрисдикцию.Первая осуществляется в пределах определенной территории. В пределах евоей территории государствообладает полной юрисдикцией, за исключением тех случаев, когда соответствующими международнымисоглашениями предусматривается иное. Личная (национальная) юрисдикция осуществляется государством вотношении своих граждан, находящихся за пределами его территории, напр. в открытом море, в Антарктике,в космическом пространстве. В случаях, предусмотренных национальным законодательством, Ю.г.распространяется на граждан данного государства и тогда, когда они находятся на иностранной территории,но осуществляться эта юрисдикция может только на территории своего государства, если иное непредусмотрено международным соглашением.