Членство в международных организациях

Члены ММПО делятся на следующие категории:

1. Первоначальные члены (учредители) — государства, принимав­шие участие в выработке учредительного акта (устава) организации.

2. Присоединившиеся члены (собственно члены) — государства, вступившие в организацию после начала ее деятельности посредством присоединения к ее учредительному акту. С юридической точки зре­ния не отличаются от первоначальных (исключение — закрытые ММПО).

3. Частичные члены — государства, не являющиеся членами самой ММПО в целом, но входящие в состав ее отдельных органов (этот ин­ститут широко распространен в ФАО, ИМО и некоторых других спе­циализированных учреждениях ООН).

4. Ассоциированные члены (члены-сотрудники, неполноправные члены) — особый статус, которым ранее обладали несамоуправляю­щиеся территории, входившие в некоторые ММПО (ЮНЕСКО, ВМО, ВПС). Не участвуют в голосовании, не избирают и не могут быть избраны в органы ММПО. Статус ассоциированного члена мо­жет иметь и государство, не получившее необходимого числа голосов для вступления в ММПО на правах полноправного члена. В настоя­щее время Британские Виргинские острова, острова Терке и Кайкос являются ассоциированными членами Карибского сообщества и Ка­рибского общего рынка. Автономные или зависимые территории так­
же могут быть членами международных организаций — Гренландия и Аландские острова посылают своих собственных депутатов в Северный совет. Депутаты Гренландии входят в состав датской делегаций, депутаты Аландских островов — в состав делегации Финляндии.

Государства, государствоподобные образования, нации, борющиеся за независимость, другие международные организации могут принимать участие в работе какой-либо ММПО, не являясь ее членом, имея статус наблюдателя. Таким статусом в ООН обладают Лихтенштейн, Монако, Ватикан, Организация исламской конференции, ^ дружество Независимых Государств и др. Европейский союз (ЕС) является членом Организации экономического сотрудничества и развития и Продовольственной и сельскохозяйственной организации (ФАО).

Способы прекращения членства в ММПО:

1. Добровольный выход из организации. Каждое суверенное госу­дарство вправе в любое время по своему усмотрению выйти из ММПО, даже если в ее уставе нет положений о выходе (например,ООН, ВОЗ). Государство, желающее выйти из организации, не должно иметь финансовой задолженности перед организацией либо пога­сить ее.

2. Автоматический выход — разновидность добровольного. Государство в силу сложившихся обстоятельств вынуждено прекратить свое членство в организации: например, если государство перестало быть членом МВФ, то через три месяца оно автоматически выбывает

из членов МБРР и других организаций группы Всемирного Банка.

3. Исключение из организации – один из видов международных санкций. Как правило, является следствием систематического нарушения устава ММПО. Например, в соответствии со ст. 8 Устава Совета Европы из этой организации должно быть исключено государство, виновное в серьезных нарушениях прав человека. ИНМАРСАТ может принять решение об исключении из ее состав, если деятельность данного государство вредит эффективной деятельности организации (ст. 30 Конвенции об ИНМАРСАТ). Исключение из организации воз можно и как санкция за проведение государством политики, нару шающей основные принципы и нормы международного права, - в 1979 г. ЮАР была исключена из ВПС за политику апартеида.

4. Прекращение существования государства — в этом случае, как правило, возникает проблема правопреемства. Новое государство свободно решать вопрос, оставаться ли ему членом ММПО или выйти из этой организации. При объединении или разделении государств во­прос о правопреемстве решается с участием самой ММПО.

5. Ликвидация ММПО автоматически прекращает членство государств-участников. В уставах большинства ММПО предусмотрено минимальное количество членов, достаточное для функционирова­ния организации. При выходе из ММПО определенного числа госу­дарств она прекращает свое существование (СЕНТО, СЕАТО), ММПО может быть ликвидирована по взаимному согласию госу­дарств-членов (СЭВ, ОВД). Если вместо ликвидированной ММПО
создается новая, — возникает вопрос правопреемства (Лига Наций - ООН).

Добровольное приостановление членства — это волеизъявление самого государства. Любое государство вправе приостановить во в ММПО на неопределенное время (например, в организации принято решение, ущемляющее права этого государства, либо в само государстве сложилась ситуация, препятствующая его работе в организации). Согласия других государств на приостановление членства не требуется (1965—1966 гг. — Индонезия добровольно приостанавливала членство в ООН).

Правопреемство государств в отношении гражданства физических лиц

Последствия изменения суверенитета для гражданства жителей (территории, затрагиваемой правопреемством) представляют собой одну из наиболее сложных проблем в области правовых норм о правопреемстве государства.

Хотя гражданство в основном регулируется внутренним правом государства, оно имеет прямое отношение к международному правопорядку. Не случайно Совет Европы 14 мая 1997 г. принял Европейскую конвенцию о гражданстве, содержащую, в частности, положения, касающиеся утраты и приобретения гражданства в случаях правопреемства государств. Другой орган Совета Европы — Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия) — принял в сентябре 1996 г. Декларацию о последствиях правопреемства государств для гражданства физических лиц.

Комиссия международного права ООН разработала «Проект статей о гражданстве физических лиц в связи с правопреемством государств». Основные положения этого документа сводятся к следующему.

Любое лицо, которое на дату правопреемства государств имело гражданство государства-предшественника, независимо от способа приобретения этого гражданства имеет право на гражданство по крайней мере одного из затрагиваемых государств. Причем не имеет значения, приобрели ли они гражданство государства-предшественника по рождению, в силу принципа jussoti (права почвы) или jussanguinis (право крови), либо путем натурализации, либо даже в результате предыдущего правопреемства государств.

Затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры для недопущения того, чтобы лица, которые на дату правопреемства государств имели гражданство государства-предшественника, стали лицами без гражданства в результате такого правопреемства. Во всякий международный договор, предусматривающий передачу территории, должны включаться постановления, которые гарантировали бы, что никакое лицо не станет апатридом в результате такой передачи.

Каждое государство обязано без неоправданной задержки принять законодательство, касающееся гражданства и других связанных с ним вопросов, возникающих в связи с правопреемством государств. Именно так обстояло дело в случае возникновения ряда новых независимых государств. Например, одновременно с разделением ЧССР Чешская Республика 29 декабря 1992 г. приняла Закон о приобретении и потере гражданства, а Хорватия с провозглашением своей независимости 28 июня 1991 г. приняла Закон о гражданстве.

Предоставление гражданства в связи с правопреемством государств происходит на дату правопреемства государств. То же самое касается приобретения гражданства вследствие осуществления оптации, если в период между датой правопреемства государств и датой осуществления такой оптации затрагиваемые лица оказались бы лицами без гражданства. Государство-преемник не обязано предоставлять свое гражданство затрагиваемым лицам, если они имеют свое обычное место жительства в другом государстве и также имеют гражданство этого или любого иного государства. Государство-преемник не предоставляет свое гражданство затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства в другом государстве, против воли затрагиваемых лиц, если только они в противном случае не станут лицами без гражданства.

Когда приобретение или утрата гражданства в связи с правопреемством государств влияют на единство семьи, затрагиваемые государства принимают все надлежащие меры к тому, чтобы эта семья оставалась единой или воссоединилась (принцип единства семьи).

Когда часть или части территории государства отделяются от этого государства и образуют одно или несколько государств-преемников, в то время как государство-предшественник продолжает существовать, государство-преемник предоставляет свое гражданство:

1. затрагиваемым лицам, имеющим свое обычное место жительства на его территории;

2. имеющим надлежащую правовую связь с административно-территориальным образованием государства-предшественника, которое стало частью этого государства-преемника.

Тема 9

43. Понятие международного "спора" и его отличие от "ситуации".

Международный спор – это специфические политико-правовые отношения, возникающие между двумя или большим числом субъектов международного права и отражающие противоречия, существующие в рамках этого отношения.

С момента возникновения международного спора согласно общепризнанному принципу международного права мирного разрешения международных споров государства должны руководствоваться им как императивным правилом. Согласно Уставу ООН выделяют понятия «спор» и «ситуация». Согласно доктрине международного права и практике Совета Безопасности Международного Суда ООН спор возникает тогда, когда государства предъявляют взаимные претензии друг другу по поводу одного и того же предмета спора. Ситуация возникает тогда, когда столкновение интересов государств не сопровождается взаимным предъявлением претензий, хотя и порождает разногласия между ними. Объединяющим признаком спора и ситуации является столкновение интересов государств. Выделяют два вида споров и ситуаций:

1) споры и ситуации, угрожающие международному миру и безопасности;

2) споры и ситуации, не угрожающие международному миру и безопасности.

Статья 34 Устава ООН гласит: «Совет Безопасности уполномочивается расследовать любой спор и любую ситуацию, которая может привести к международным трениям или вызвать спор, для определения того, не может ли продолжение этого спора или ситуации угрожать поддержанию международного мира и безопасности».

Международные споры классифицируются по объек-туспора, по степени опасности, по географии распространения (локальные, региональные или глобальные), по числу субъектов (двусторонние или многосторонние).

Устав ООН предусматривает определенные правовые процедуры урегулирования международных споров: «спор, продолжение которого могло бы угрожать поддержанию международного мира и безопасности» (ст. 33), «международные споры» (п. 3 ст. 2), «любой спор», т. е. спор, который может и не представлять собой прямой угрозы поддержанию международного мира (ст. 38), «местные споры» (подп. 2 и 3 ст. 52), «споры юридического характера» (п. 3 ст. 36).

Согласно п. 2 ст. 36 Статута Международного суда ООН правовыми спорами, подпадающими под юрисдикцию Международного суда ООН, являются споры, касающиеся толкования договора, любого вопроса международного права, наличия факта, который, если он будет установлен, представит собой нарушение международного обязательства, а также касающиеся характера и размеров возмещения за нарушение обязательства. Споры о принадлежности определенного участка территории какому-либо государству составляют особую категорию споров.

Наши рекомендации