Общие принципы права и решения международных судебных органов
Решения международных судов, помимо своего прямого значения в качестве актов, разрешающих споры, служат важным средством толкования норм права и установления содержания обычаев. Они не являются судебными прецедентами; ис- пользование в одних решениях ссылок на другие решения представляет собой всего лишь особый способ аргументации позиции. Решения внутригосударственных судов также могут иметь определенное значение для международного правопорядка. Во-первых, они могут выступать в качестве юридических фактов, имеющих значение для развития международных от- ношений (например, они могут служить основанием для возникновения международной ответственности). Во-вторых, они могут свидетельствовать о согласии государства с тем или иным международным обычаем либо об используемых подходах к толкованию и применению положений международного договора
Первым международным судебным органом в истории мирного разрешения споров была Постоянная палата международного правосудия (ППМП), учрежденная в 1920 г. под эгидой Лиги Наций. Государства могли обратиться в ППМП в одностороннем порядке и привлечь к разбирательству другое государство без необходимости предварительного соглашения между сторонами о передаче дела на рассмотрение Палаты. Она состояла из постоянных судей, которые представляли главные правовые системы мира и избирались Советом и Ассамблеей Лиги Наций. Помимо рассмотрения споров ППМП имела право выносить консультативные заключения но любому юридическому вопросу, переданному ей Советом или Ассамблеей Лиги Наций. Ее заседания были в значительной степени закрытыми. Суд решает переданные ему споры на основании международного права и применяет при этом: а) международные конвенции, как общие, так и специальные, устанавливающие правила, определенно признанные спорящими государствами; б) международный обычай как доказательство всеобщей практики, признанной в качестве правовой нормы; в) общие принципы права, признанные цивилизованными нациями; г) судебные решения и доктрины наиболее квалифицированных специалистов по публичному праву различных наций в качестве вспомогательного средства для определения правовых норм. Однако эти условия не ограничивают права Суда разрешать дело ex aequo et bono (по справедливости и по добру), если стороны с этим согласны.
Решение Суда издается в качестве двуязычного документа с французским и английским вариантами и. как правило, составляет 50 страниц на каждом языке. Текст состоит из трех главных частей: а) введения; б) основания решения Суда; в) пунктов постановляющей части. Решение является обязательным для стран В соответствии со ст. 94 Устава ООН каждый член Организации обязуется выполнять решение Суда по тому делу, в котором он является стороной. Если решения Суда не выполняются, то другая сторона спора может довести этот вопрос до сведе- ния Совета Безопасности, который вправе принять меры о принудительном выполнении решения Суда. Например, в 1986 г. Никарагуа обрати- лась в Совет Безопасности с просьбой обеспечить исполнение решения, которое Суд вынес в ее пользу в деле против США (см. далее). Однако резолюция по этому вопросу не была принята, так как при толковании на заседании Совета Безопасности США использовали свое право вето. Международный суд вынес решение по многим серьезным международным конфликтам
21.Роль доктрины и актов международных межправительственных организаций (ММПО)
Большое значение доктрины для развития международного права подчеркивалось различными авторами. В частности, Блюнчли отмечал: «...Наука права не может ограничиваться простым записыванием тех правовых положений, которые получили признание уже в прежние времена, но она должна первая выражать правовое убеждение настоящего времени, и способствовать таким образом его признанию и проведению в действительную жизнь. Чем чувствительнее недостаток законодательных органов, служащих дальнейшему развитию международного права, тем менее наука имеет права отказаться от такой задачи.
Но наука международного права не просто констатирует практику применения тех или иных норм. Собирая и изучая нормы, она не простой свидетель, удостоверяющий существование норм, не „магнитофон" практики. Она подготавливает, содействует формулированию (и этим формированию) норм международного права, она собирает их (подвергая критической проверке), уточняет, кристаллизует их, вводит отточенными в какой-то мере в международный обиход и тем самым содействует их закреплению. Подобно тому как в формировании английского common law юридические авторитеты сыграли правосозидающую роль, так и в формировании международного права немалая доля участия принадлежит ее науке, ее „юридическим авторитетам". Для международного права характерно, что многие его нормы складываются в процессе осуществления этих норм. Наука обобщает рожденные в определенных обстоятельствах формулы, устоявшие в противоречивых условиях международного сотрудничества»2 .
Ведущую роль в развитии современной международно-правовой доктрины играют научные школы европейских государств и США. Большие перспективы для развития имеются у отечественной науки международного права. Доктрина международного права не является монолитной: в ней есть различные школы и направления. Авторов, занимающихся проблемами международного права, довольно услов- но можно разделить на тех, кто исходит из традиционной концепции международного права и очень осторожно относится к разного рода новеллам, и тех, кто предлагает более динамичное видение международного права. К числу первых, например, относится Я. Броунли, к числу вторых — А. Кассесе и Р. Хиггинс. Пожалуй, читателю следует рекомендовать осторожное отношение к тезисам, которые не были бы многократно подтверждены практикой, однако в конечном счете выбор остается за самим читателем. В любом случае всегда следует иметь в виду, что, помимо собственной точки зрения, могут существовать иные позиции.
Современная международно-правовая доктрина была создана усилиями многих поколений ученых, относящихся к различным правовым системам и школам права. Сам объект исследования, т.е. процессы, проистекающие в международном сообществе государств
Акты международных организаций выполняют различные функции в процессе регулирования международных отношений. • Они могут содержать нормы международного права, вы- ступая тем самым в качестве его источников. Такого рода акты могут принимать некоторые специализированные
В советской доктрине присутствовало настороженное отношение к нормотворческой деятельности международных организаций, вполне объясняемое политическими соображениями. В частности, Г.И. Тункин отмечал: «Регламент, принятый международной организацией, с точки зрения процесса создания норм международного права находится в том же положении, что и принятый международной организацией текст международного договора. Содержание норм уже окончательно определено. Но для того чтобы нормы стали для государства обязательными, необходимо выражение его воли (ясно выраженное или молчаливое) признать эти нормы в качестве международно-правовых норм.