Правовая культура общества: понятие и основные показатели. Правовая культура
Близкой к категории правосознания является категория правовой культуры. При анализе правовой культуры общества основной акцент делается на характеристику правовых ценностей, идеалов и достижений в масштабах всего общества. Категория правовой культуры всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества.
Культура(от лат. colere – заботиться, обрабатывать) – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.
Правовая культура общества–это разновидность общей культуры, представляющая собой качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также в степени гарантированности в обществе прав и свобод человека.
Правовая культура обусловлена уровнем экономического, политического и духовного развития общества, это совокупность всех положительных явлений правовой жизни.
Основные показатели уровня правовой культуры общества:
– уровень правового сознания населения;
– уровень совершенства правовой деятельности (теоретической, образовательной и практической, в том числе, правотворческой и правоприменительной);
– уровень развития всей системы юридических актов, в которых закрепляются правовые нормы данного общества, а также качество индивидуально-правовых актов: правоприменительных (решения судов, постановления следователей, предписания надзорных органов) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте);
– уровень законности и правопорядка;
– уровень компетентности, эффективности и социальный статус государственных органов и организаций;
– качество и распространенность юридического образования среди населения;
– уровень развитости юридической науки.
Все вышеперечисленные показатели относятся к характеристике правовой культуры всего общества, от которой следует отличать правовую культуру индивида.
Индивидуальная правовая культурахарактеризуется уровнем знания и понимания правовых явлений, отношением к действующему законодательству и правам человека как к ценности и степенью активности правомерной деятельности индивида.
Правовая культура индивида включает совокупность его знаний о правовой действительности, восприятие права как социальной ценности, степень готовности действовать в соответствии с требованиями правовых норм.
В качестве структурных компонентов содержания правовой культуры юриста можно выделить:
– профессиональное знание правовых, политических и нравственных принципов и норм;
–владение профессиональными приемами и навыками, умение применять их в своей практической деятельности;
– внутренняя убежденность в ценности закона и прав человека;
– привычка соблюдать и исполнять нормы закона, принципы и нормы морали, нормы профессионального этикета.
30. Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.
Правовое воспитание –это процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание человека с целью передачи ему правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок.
Правовое воспитание имеет целью развитие правосознания человека и правовой культуры общества в целом.
Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет, по сути, не о правовом воспитании, а о правовой социализации (формировании) личности, когда человек воспитывается окружающей обстановкой, всей юридической практикой и поведением должностных лиц государства в целом. Как правило, этот процесс не носит преднамеренного, организованного характера.
В узком смысле правовое воспитание отличается целенаправленным и систематическим характером воздействия на сознание человека с помощью специально разработанных средств и методов в рамках определенных организационно-правовых форм.
Особенности процесса правового воспитания в узком смысле выражаются в следующем:
– его исходной базой выступает система правовых норм;
– до сведения граждан доводится содержание установленных государством правовых дозволений и запретов;
– предусматривает возможность применения государственного принуждения;
– предполагает оказание воспитательного воздействия на всех субъектов права (граждан, должностных лиц), как добропорядочных, так и ведущих антисоциальных образ жизни;
– осуществляется в специальных организационно-правовых формах, с использованием специальных средств и методов воспитания;
– осуществляющие его лица должны иметь высшее юридическое образование и (или) обладать богатым правовым опытом.
Исходя из анализа правового воспитания, можно сделать вывод, что оно представляет собой сложное системное социально-правовое явление.
Система правового воспитания – это совокупность взаимосвязанных, согласованных элементов, образующих правовоспитательный процесс.
Система правового воспитания включает в себя следующие элементы:
– субъект воспитания – тот, кто оказывает правовоспитательное воздействие на воспитуемого. Это может быть учитель в школе, преподаватель в вузе, руководитель структурного подразделения организации, ведущий ученый-юрист, юрист-практик. Чтобы воспитательное воздействие было максимально эффективным, субъект воспитания должен вызывать авторитет и доверие у воспитуемых;
– объект воспитания – тот, на кого оказывается правовоспитательное воздействие. Это может быть учащийся школы, студент вуза, сотрудник структурного подразделения организации, лицо отбывающее наказание;
– механизм правового воспитания. Механизм правового воспитания – совокупность форм, средств и методов правового воспитания.
Форма правового воспитания показывает, как внешне оформлен, организован правовоспитательный процесс.
В систему форм правового воспитания входят:
– правовое обучение. Правовое обучение состоит прежде всего в передаче знаний, тогда как процесс правового воспитания является более глубоким, направленным также на формирование правовых убеждений, мировоззрения, установок;
– правовая пропаганда – распространение наиболее общественно значимых правовых знаний, идей и убеждений с помощью возможностей СМИ, кинематографа, специальных общественных и государственных структур (клубы, кружки, форумы и т. д.);
– правовая практика – приобретение гражданами знаний о правовой действительности в процессе их участия в правоприменительной и правотворческой деятельности.
Средство правового воспитания показывает, с помощью чего, по каким каналам на воспитуемого оказывается правовоспитательное воздействие.
Средства правового воспитания принято подразделять на:
– материальные (нормативные правовые акты, правоприменительные акты, юридические научные монографии и журналы, юридическая учебная литература, средства массовой информации, Интернет и т. п.);
– устные (чтение лекции, проведение беседы, консультации, круглого стола по юридической тематике).
Метод правового воспитания – совокупность приемов и способов правового воздействия на воспитуемого.
К числу методов правового воспитания общепринято относить:
– убеждение;
– поощрение;
– принуждение.