Правовая культура общества: понятие и основные показатели. Правовая культура

Близкой к категории правосознания является категория правовой культуры. При анализе правовой культуры общества основной акцент делается на характеристику правовых ценностей, идеалов и достижений в масштабах всего общества. Категория правовой культуры всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества.

Культура(от лат. colere – заботиться, обрабатывать) – исторически определенный уровень развития общества и человека, выраженный в типах и формах организации жизни и деятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях.

Правовая культура общества–это разновидность общей культуры, представляющая собой качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания, а также в степени гарантированности в обществе прав и свобод человека.

Правовая культура обусловлена уровнем экономического, политического и духовного развития общества, это совокупность всех положительных явлений правовой жизни.

Основные показатели уровня правовой культуры общества:

– уровень правового сознания населения;

– уровень совершенства правовой деятельности (теоретической, образовательной и практической, в том числе, правотворческой и правоприменительной);

– уровень развития всей системы юридических актов, в которых закрепляются правовые нормы данного общества, а также качество индивидуально-правовых актов: правоприменительных (решения судов, постановления следователей, предписания надзорных органов) и правореализационных (договоры в хозяйственном обороте);

– уровень законности и правопорядка;

– уровень компетентности, эффективности и социальный статус государственных органов и организаций;

– качество и распространенность юридического образования среди населения;

– уровень развитости юридической науки.

Все вышеперечисленные показатели относятся к характеристике правовой культуры всего общества, от которой следует отличать правовую культуру индивида.

Индивидуальная правовая культурахарактеризуется уровнем знания и понимания правовых явлений, отношением к действующему законодательству и правам человека как к ценности и степенью активности правомерной деятельности индивида.

Правовая культура индивида включает совокупность его знаний о правовой действительности, восприятие права как социальной ценности, степень готовности действовать в соответствии с требованиями правовых норм.

В качестве структурных компонентов содержания правовой культуры юриста можно выделить:

– профессиональное знание правовых, политических и нравственных принципов и норм;

–владение профессиональными приемами и навыками, умение применять их в своей практической деятельности;

– внутренняя убежденность в ценности закона и прав человека;

– привычка соблюдать и исполнять нормы закона, принципы и нормы морали, нормы профессионального этикета.

30. Правовое воспитание: понятие, формы, средства и методы. Система правового воспитания.

Правовое воспитание –это процесс систематического и целенаправленного воздействия на сознание человека с целью передачи ему правовых знаний и формирования правовых убеждений, ценностей, потребностей, установок.

Правовое воспитание имеет целью развитие правосознания человека и правовой культуры общества в целом.

Обычно говорят о правовом воспитании в широком и узком смыслах. В широком смысле речь идет, по сути, не о правовом воспитании, а о правовой социализации (формировании) личности, когда человек воспитывается окружающей обстановкой, всей юридической практикой и поведением должностных лиц государства в целом. Как правило, этот процесс не носит преднамеренного, организованного характера.

В узком смысле правовое воспитание отличается целенаправленным и систематическим характером воздействия на сознание человека с помощью специально разработанных средств и методов в рамках определенных организационно-правовых форм.

Особенности процесса правового воспитания в узком смысле выражаются в следующем:

– его исходной базой выступает система правовых норм;

– до сведения граждан доводится содержание установленных государством правовых дозволений и запретов;

– предусматривает возможность применения государственного принуждения;

– предполагает оказание воспитательного воздействия на всех субъектов права (граждан, должностных лиц), как добропорядочных, так и ведущих антисоциальных образ жизни;

– осуществляется в специальных организационно-правовых формах, с использованием специальных средств и методов воспитания;

– осуществляющие его лица должны иметь высшее юридическое образование и (или) обладать богатым правовым опытом.

Исходя из анализа правового воспитания, можно сделать вывод, что оно представляет собой сложное системное социально-правовое явление.

Система правового воспитания – это совокупность взаимосвязанных, согласованных элементов, образующих правовоспитательный процесс.

Система правового воспитания включает в себя следующие элементы:

– субъект воспитания – тот, кто оказывает правовоспитательное воздействие на воспитуемого. Это может быть учитель в школе, преподаватель в вузе, руководитель структурного подразделения организации, ведущий ученый-юрист, юрист-практик. Чтобы воспитательное воздействие было максимально эффективным, субъект воспитания должен вызывать авторитет и доверие у воспитуемых;

– объект воспитания – тот, на кого оказывается правовоспитательное воздействие. Это может быть учащийся школы, студент вуза, сотрудник структурного подразделения организации, лицо отбывающее наказание;

– механизм правового воспитания. Механизм правового воспитания – совокупность форм, средств и методов правового воспитания.

Форма правового воспитания показывает, как внешне оформлен, организован правовоспитательный процесс.

В систему форм правового воспитания входят:

– правовое обучение. Правовое обучение состоит прежде всего в передаче знаний, тогда как процесс правового воспитания является более глубоким, направленным также на формирование правовых убеждений, мировоззрения, установок;

– правовая пропаганда – распространение наиболее общественно значимых правовых знаний, идей и убеждений с помощью возможностей СМИ, кинематографа, специальных общественных и государственных структур (клубы, кружки, форумы и т. д.);

– правовая практика – приобретение гражданами знаний о правовой действительности в процессе их участия в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Средство правового воспитания показывает, с помощью чего, по каким каналам на воспитуемого оказывается правовоспитательное воздействие.

Средства правового воспитания принято подразделять на:

– материальные (нормативные правовые акты, правоприменительные акты, юридические научные монографии и журналы, юридическая учебная литература, средства массовой информации, Интернет и т. п.);

– устные (чтение лекции, проведение беседы, консультации, круглого стола по юридической тематике).

Метод правового воспитания – совокупность приемов и способов правового воздействия на воспитуемого.

К числу методов правового воспитания общепринято относить:

– убеждение;

– поощрение;

– принуждение.

Наши рекомендации