Принципы права: понятие, классификация, значение. Характеристика общеправовых принципов.

Принципы права – это основополагающие идеи, руководящие начала, которые лежат в основе права, выражают его сущность и определяют его функционирование как специфического социального регулятора.

Они выражают закономерности права, его природу и социальное назначение, представляют собой наиболее общие правила поведения, которые либо прямо сформулированы в законе, либо выводятся из смысла законодательства в целом.

В зависимости от сферы распространения выделяют общеправовые, межотраслевые и отраслевые принципы.

К общеправовым принципамотносят:

1) справедливость;

2) юридическое равенство граждан перед законом и судом;

3) гуманизм;

4) демократизм;

5) единство прав и обязанностей;

6) сочетание убеждения и принуждения;

7) законность и другие.

Названные принципы являются общеправовыми, поскольку действуют во всех без исключения отраслях права.

Если принципы характеризуют наиболее существенные черты нескольких отраслей права, то их относят кмежотраслевым.Среди них выделяют принцип неотвратимости ответственности, принципы состязательности и гласности судопроизводства и другие.

Принципы, действующие в рамках только одной отрасли права, называются отраслевыми.К ним относятся в гражданском праве – принцип равенства сторон в имущественных отношениях; в уголовном процессе – презумпция невиновности и т. п.

Значение принципов права заключается в том, что они могут непосредственно участвовать в регулировании общественных отношений, так как они не только определяют общие направления правового воздействия, но и могут быть положены в обоснование решения по конкретному юридическому делу, например, при использовании аналогии права.

Теория права изучает только общеправовые принципы, поскольку ее объектом выступает право в целом. Перейдем к характеристике общеправовых принципов:

1) принцип демократизма. Содержание этого принципа зависит от правовой сферы его применения. Так в сфере правотворческой деятельности он выражается в широком участии людей и их различных объединений в формировании права. В сфере реализации норм права он проявляется в степени подконтрольности, доступности правоприменительных органов гражданам, а также в уровне юридической помощи населению;

2) принцип законности. Данный принцип выражается в точном, строгом и неукоснительном исполнении и соблюдении всеми субъектами права всех действующих на территории государства нормативно-правовых актов;

3) принцип гуманизма состоит в правовом признании ценности человека как личности, его прав и свобод, утверждение блага человека как критерия оценки правовых отношений;

4) принцип справедливости состоит в требовании соответствия между трудом и вознаграждением, деянием и воздаянием, преступлением и наказанием, реальной значимостью различных индивидов, социальных групп и их социальным положением;

5) принцип юридического равенства граждан перед законом и судом состоит в том, что все граждане равны перед законом и судом независимо от каких-либо обстоятельств.

22.Функции права: понятие, признаки и виды.

Функции права – это основные направления правового воздействия, выражающие роль права в упорядочении общественных отношений.

Для функций права характерны следующие признаки:

1) вытекают из сущности права и определяют его назначение в обществе;

2) выражают наиболее существенные, главные черты права;

3) представляют направления активного действия права;

4) отличаются постоянством, состоящим в непрерывности и длительности их действия.

С помощью понятия «функции права» можно познать предназначение права в обществе, его динамику, действие.

Функции права рассматривают в двух плоскостях в зависимости от того, освещаются ли они в рамках специально-юридических (узких) или в общесоциальных (более широких) смыслах. Если следовать широкому смыслу функций права, то среди них можно выделить, например, такие, как экономическую (право упорядочивает производственныеотношения, закрепляет формы собственности и т. п.), политическую (регламентирует политические отношения, регулирует деятельность субъектов политической системы), воспитательную (отражает определенную идеологию, оказывает специфическое педагогическое воздействие на лиц, связана с формированием у субъектов мотивов правомерного поведения), коммуникативную (выступает способом связи между субъектом и объектом управления).

На специально-юридическом уровнеправо выполняет регулятивную (развитие общественных отношений) и охранительную функции.

Регулятивная функция права – это правовое воздействие на нормальные, позитивные общественные отношения, с целью из закрепления или динамичного развития.

Регулятивная функцияимеет первичное значение, носит творческий характер, ибо право с помощью ее призвано содействовать развитию наиболее ценных для общества и государства социальных связей. Подобную функцию обеспечивают, как правило, правовые стимулы (поощрения, льготы, дозволения, рекомендации). Данные средства способствуют удовлетворению интересов лиц, открывая простор для их активности, инициативы, предприимчивости.

Охранительная функция права – это правовое воздействие на негативные, чуждые интересам государства и общества социальные отношения с целью их вытеснения.

Охранительная функцияосуществляется с помощью правовых ограничений (обязанностей, запретов, наказаний, приостановлений) и имеет вторичный характер. Она производна от регулятивной функции и призвана ее обеспечивать, так как охрана и защита начинают действовать тогда, когда нарушается нормальный процесс развития тех или иных социальных связей, когда ему препятствуют конкретные помехи. Для того чтобы убрать с пути данные препятствия, и используются правовые ограничения, охраняющие и защищающие интересы лиц.

23. Понятие формы (источника) права и характеристика ее видов.

Одним из признаков права является его формальная определенность, т. е. выраженность в доступной для восприятия форме. Право, правовые предписания должны иметь то или иное внешнее выражение. Эта характеристика права отражается в категории «источник (форма) права».

Понятие «источник права» неоднозначно. Обычно говорят об источниках права в нескольких значениях:

В генетическом смысле (от греч. genesis – происхождение, возникновение) под источниками права понимают причины, обусловившие возникновение права; силы, творящие право. В зависимости от мировоззрения, от наших представлений об окружающем мире под силами, творящими право, можно понимать божественную волю, волю государя, волю народа и т. п. Сторонники материалистического мировоззрения под силами, творящими право, понимают, прежде всего, те объективные, материальные условия жизни общества, которые создают потребность в возникновении правовых предписаний, те условия, с учетом которых государство узаконивает соответствующие правила поведения. Такое понимание источников права есть понимание их в материальном смысле.

Источники права порой понимают также как некие материалы, положенные в основу того или иного законодательства. Этот смысл источника права используется, когда констатируют, например, что римское право послужило источником при подготовке Германского гражданского уложения 1896 г., а нормы английского общего права были восприняты законодательством США.

В идеальном (философском, идеологическом) плане под источником права понимают совокупность идей, представлений, воззрений о праве, о том, каким оно должно быть (различные учения о праве, правосознание, правовая идеология), которые легли в основу правовой системы.

Наконец, источники права понимают в формальном (юридическом) смысле как форму выражения правовых предписаний, как источники, из которых узнают содержание права (нормативный правовой акт, нормативный договор и т. д.). Синонимичным этому значению является понятие «форма права», указывающее на ту или иную внешнюю форму закрепления государственной воли.

В рамках данной лекции нас интересуют прежде всего источники права в формальном смысле.

Форма права показывает, каким образом государство внешне фиксирует и закрепляет ту или иную правовую норму. При этом не следует путать форму фиксации правовых норм, форму права и то, каким конкретно способом будут доведены нормы до сведения членов общества: будет ли веление выбито на камне и выставлено на площади или напечатано в газете, или же вообще не будет опубликовано (известны и такие примеры), в данном случае значения не имеет.

Источник права в юридическом смысле (форма права) – это форма выражения общеобязательных правил поведения, установленных или санкционированных государством и обеспеченных силой его принуждения.

Виды форм (источников) права

Все когда-либо существовавшие источники (формы) права перечислить трудно, однако традиционно в общей теории права выделяются: правовой обычай, правовой прецедент, правовая доктрина, нормативный договор, нормативный правовой акт. Кроме того, в качестве источников права порой рассматриваются правовые принципы (в том числе общепризнанные принципы международного права). В странах с мусульманской правовой системой важнейшими источниками права выступают религиозные тексты – Коран и сунна. В первые годы советской власти, пока не сложилась новая система права, в качестве источника права, которым могли руководствоваться юрисдикционные органы, признавалось, так называемое, «революционное правосознание». Тем не менее, вряд ли следует относить правосознание к формам права. Это скорее источник права в идеальном, а не юридическом смысле.

Вкратце охарактеризуем наиболее распространенные источники права.

Правовой обычай. Этот источник права считается исторически наиболее древним. Как уже говорилось в рамках одной из предшествующих лекций, большинство из дошедших до наших дней правовых памятников прошлого – Законы XII таблиц, Законы Ману, Русская Правда – представляют собой не что иное, как сборники обычаев.

Что такое обычай? В основе обычая лежит правило поведения, сложившееся в результате многократного единообразного повторения. Определенные фактические отношения постоянно повторяясь, становясь привычной, нормальной практикой, формируют правило, норму.

Что делает обычай обычаем правовым? Правовым обычай становится после того, как получает официальное одобрение государства, после того, как признается государством. С признанием обычая государством связано и то, что обычай обеспечивается государственной принудительной силой.

К основным чертам правового обычая и обычного права в целом следует отнести: стихийность возникновения, традиционность, казуистичность. Нередко обычное право связано с религией (например, в Индии).

Правовой прецедент (от лат. praecedens – предшествующий) – решение судебного или административного органа по конкретному делу, создающее норму права и являющееся образцом для разрешения аналогичных дел в будущем.

Правовой прецедент наиболее характерен для стран, относящихся к англосаксонской правовой системе общего права (Великобритания, США, Канада, Австралия и др.).

Различают судебный и административный прецедент. Судебный прецедент – ставшее обязательным решение судебного органа, а административный – решение соответствующего органа исполнительной власти.

Правовым прецедентом может быть признано не любое решение правоприменяющего органа, а только такое решение, которым устанавливается, изменяется или отменяется норма права. Акты судебных или административных органов, не содержащие норм права, правовыми прецедентами не являются. Обычно правом создавать правовые прецеденты наделяются только высшие судебные или административные органы.

Правовое предписание в решении прямо не формулируется, оно может быть выведено логически исходя из так называемого «основания решения» (ratio decidendi), т. е. мотивировочной его части, которая и является обязательной, поскольку объясняет вывод суда.

Использование правового прецедента, с одной стороны, делает правовую процедуру более громоздкой и сложной, т. к. предполагает проверку наличия необходимых прецедентов для принятия решения по конкретному делу, но, с другой стороны, обеспечивает единообразное разрешение аналогичных дел и позволяет правоприменительным органам самостоятельно устранять существующие в праве пробелы и противоречия.

В России, как и в других странах романо-германской правовой системы, правовой прецедент в качестве источника права официально не признается, но среди ученых и практиков ведутся оживленные споры о возрастающей роли судебной и арбитражной практики в отечественной правовой системе.

Правовая доктрина (юридическая наука) тоже на определенных этапах развития права может служить его формой.

Так, наиболее выдающимся римским юристам (Папиниан, Павел, Ульпиан, Модестин, Гай) предоставлялось право давать разъяснения, обязательные в дальнейшем для судов. Использовались сочинения виднейших юристов и в Англии. Также этот источник известен мусульманской правовой системе, где толкования авторитетных богословов обладают общеобязательным характером.

Нормативный договор (договор нормативного содержания) – это акт совместного волеизъявления двух и более субъектов правотворчества, устанавливающий, изменяющий или отменяющий нормы права, заключенный с целью регулирования отношений между этими субъектами.

Наиболее широкое распространение нормативный договор получил в международном праве как письменное соглашение между государствами. Конституция Российской Федерации предусматривает возможность заключения договоров о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов Федерации. Действующий в России Трудовой кодекс предусматривает возможность заключения коллективных договоров между работодателями и работниками.

Нормативные договоры следует отличать от договоров ненормативного содержания, в частности, от гражданско-правовых договоров, носящих индивидуальный характер и широко распространенных в сфере регулирования имущественных отношений.

Отличия нормативных и ненормативных договоров:

а) нормативные договоры всегда содержат норму права и нацелены на неограниченное количество раз применения и неограниченный круг субъектов. Договоры индивидуального характера норм права не содержат, основываются на существующих нормах, т. е. носят производный характер;

б) субъектами нормативного договора могут быть только лица, уполномоченные осуществлять правотворческую деятельность;

в) нормативный договор всегда имеет письменную форму, тогда как индивидуальный договор может быть заключен и устно.

Нормативный правовой акт – акт, содержащий нормы права и принятый в особом порядке государственными органами или уполномоченными государством лицами.

Нормативные правовые акты принимаются в определенном процессуальном порядке и имеют особую, строго письменную форму. В настоящее время этот источник права является важнейшим в большинстве национальных правовых систем, в том числе в правовых системах общего права.

Именно нормативные акты в наибольшей степени приспособлены к быстрому обновлению правовых норм, позволяют достигать гибкого и оперативного регулирования возникающих и изменяющихся общественных отношений, обладают в целом более общим, абстрактным характером.

Вся совокупность действующих нормативных актов образует четкую иерархическую систему – пирамиду, на вершине которой располагается конституция (основной закон) государства, ниже – законы, а затем – разнообразные подзаконные нормативные правовые акты. Место нормативного правового акта в этой пирамиде определяет его юридическую силу.

Нормативные правовые акты следует отличать от издаваемых государственными органами актов ненормативного характера, которые не создают (не изменяют, не отменяют) норм права, а либо толкуют их (акты толкования права), либо применяют их (акты применения права).

Наши рекомендации