Право убежища. Беженцы: понятие, правовой статус
Убежище – это предоставление государством какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам, которым они подвергались в стране своего гражданства или обычного местожительства. Под преследованием по политическим мотивам понимается преследование не только за политические убеждения, но за общественную деятельность, религиозные убеждения, расовую или национальную принадлежность и т. п.
Различают территориальное и дипломатическое убежище. Территориальное убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам на своей территории. Дипломатическое убежище – предоставление какому-либо лицу или лицам возможности укрыться от преследований по политическим мотивам в помещении дипломатического представительства иностранного государства, консульского представительства иностранного государства или на иностранном военном корабле. В современном международном праве сложилось правило, запрещающее предоставление дипломатического убежища, хотя в Латинской Америке оно признается.
Если перечень оснований, по которым убежище может предоставляться, зависит от внутреннего законодательства, то обязательство государств не предоставлять такого убежища определенным категориям лиц предусматривается уже нормами международного права..
Основным международно-правовым последствием предоставления убежища является обязанность государства не выдавать лицо, получившее такое убежище.
Второе международно-правовое последствие предоставления политического убежища заключается в том, что государство, предоставившее его какому-либо лицу, приобретает право на оказание квазидипломатической защиты в случае нарушения прав этого лица за рубежом.
Третье последствие предоставления политического убежища: государство, которое предоставило убежище какому-либо лицу, несет ответственность за его деятельность. Иными словами, оно обязано воспрепятствовать совершению актов насилия со стороны таких лиц в отношении государств, из которых они бежали, пока эти лица пользуются статусом получивших политическое убежище.
Право убежища не предоставляется индивидам непосредственно нормами международного права. Как право индивидов, оно существует в рамках внутригосударственного права. Нормы международного права закрепляют лишь право государства предоставлять определенным категориям лиц политическое убежище и обязанность других государств уважать это право.
Убежище прекращается, если исчезли обстоятельства, которые вынудили политэмигранта искать убежище, или если политэмигрант натурализовался в государстве, предоставившем ему убежище. В последнем случае это государство может сохранить за ним те или иные льготы, которые оно предоставляет лицам, получившим на его территории убежище.
Конвенция о статусе беженцев, которая вступила в действие 21 апреля 1954 г., включает в себя основные положения, касающиеся статуса беженцев, определение понятия «беженец»; принцип запрещения принудительной высылки беженца (принцип non-refoulement); запрещение дискриминации беженцев; минимальные стандарты обращения с беженцами, вопросы занятости, социального обеспечения беженцев; положение о выдаче беженцам документов; обязательства для государств-участников сотрудничать с УВКБ ООН в выполнении его мандата и соблюдении единообразного применения положений Конвенции.
Беженец – это лицо, которое в силу вполне обоснованных опасений стать жертвой преследования по признаку расы, вероисповедания, гражданства, принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений находится за пределами страны своей гражданской принадлежности и не может или не желает пользоваться защитой этой страны вследствие таких опасений, или, не имея определенного гражданства и находясь вне страны своего предыдущего проживания в результате подобных событий, не может или не желает вернуться в нее вследствие таких опасений.
В Конвенции предусмотрены обязательства беженцев относительно страны, в которой они находятся. В Конвенции подчеркнута недопустимость дискриминации по признакам расы, религии или страны происхождения. Раздел III Конвенции устанавливает право на занятия, приносящие прибыль, включающие работу по найму, работу в собственном предприятии, свободные кредиты, а также право на социальную защиту.
18. Классификация территорий в международном праве.
Государственная граница. Режим государственной границы.
В международном праве существует классификация территорий по их правовому режиму:
- территория с государственным правовым режимом,
- территория с международным правовым режимом,
- территория со смешанным правовым режимом.
Государственная территория – это национальное достояние и среда обитания народа в рамках государственных границ каждого конкретного государства, который является полноправным и единственным ее собственником. В состав государственной территории входят: сухопутная территория в пределах государственных границ, острова и анклавы независимо от их местонахождения; водная территория, включающая в себя водные пространства, находящиеся на сухопутной территории и островах (озера, реки, каналы, водохранилища), и водные пространства внутренних морских вод и территориального моря; воздушная территория, включающая все воздушное пространство над сухопутной и водной территорией государства; недра, расположенные под сухопутной и водной территорией государства.
На территорию с международным правовым режимом не распространяется юрисдикция ни одного государства. Правовой статус данной территории определяется нормами международного права. Это – открытое море, Антарктика, воздушное пространство над прилежащей зоной, исключительной экономической зоной, открытым морем, Антарктикой, космическое пространство, небесные тела.
Территория со смешанным правовым режимом – территория, на которую распространяются суверенные права определенных государств. Это – прилежащая зона, исключительная экономическая зона, континентальный шельф.
Государственная граница – это линия и проходящая по ней вертикальная плоскость, определяющая пределы государственной территории на суше, на воде, в недрах и в воздушном пространстве. Установление границ определяется международным договором. Стадии установления: 1) делимитация (установление границы на основе договора, ее словесное описание и нанесение ее на карту); 2) демаркация (перенос границы с карты на местность (составляются демаркационные протоколы).
Режим государственных границ может устанавливаться соглашением государств, внутренним законодательством государств, соглашением сторон (стороны согласовывают установление режим ограничения для жителей; кто будет «ухаживать» за пограничным знаком и т. д.).