Крупные интеграционные группировки

На рубеже XX—XXI вв. процессы экономической интеграции наиболее отчетливо проявились в трех крупных регионах мира: в Западной Европе (Европейский союз), Северной Америке (союз США — Канада — Мексика) и в пределах Тихоокеанского бассейна (Япония — Австралия — США — Канада — страны АСЕАН).

Европейский Союз

Европейский союз (ЕС) - это «классический» вариант региональной экономической интеграции. В него входят 28 европейских государств: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Кипр, Латвия, Литва, Люксембург, Мальта, Нидерланды, Польша, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Финляндия, Франция, Хорватия, Чехия, Швеция и Эстония.

Официально провозглашенная цель ЕС — устранение всех ограничений в торговле между странами-участницами, установление общего таможенного тарифа в торговле с другими странами, ликвидация ограничений для свободного передвижения людей, капиталов и услуг и проведение общей политики в области сельского хозяйства, транспорта, создание Валютного союза, унификация налоговой системы, сближение законодательств, разработка принципов согласованной экономической политики.

Основы институциональной структуры были заложены Римским договором о ЕЭС, впоследствии изменения вносились нормами Единого европейского акта, Амстердамского и Ниццского договоров. Отличительная черта институциональной структуры ЕС – ее наднациональный характер, т.е. приоритет законодательных норм ЕС над решениями национальных органов власти.

Административные структуры ЕС включают Совет ЕС, Европейский парламент Европейскую комиссию и Европейский Суд.

1) Высшим политическим институтом является Совет ЕС, действующий на двух уровнях – уровне министров разных отраслей и уровне глав государств и правительств стран-членов.

Совет ЕС на уровне министров (главным служит Совет ЕС на уровне министров иностранных дел, часто называемый Советом министров) выполняет законодательные и исполнительные функции.

Вторым уровнем Совета ЕС является Европейский Совет на уровне глав государств и правительств в ранге саммитов, проводимых четыре раза в год. Основные функции – определение основ европейской политики, разрешение проблем, возникших на более низком уровне.

2) Законодательные функции выполняет Европейский парламент, в составе которого 732 парламентария от 25 стран, избираемых на основе прямых выборов. Он утверждает основные законопроекты Союза и единый бюджет.

3) Исполнительным органом служит Европейская комиссия (ЕК) в составе которой по 1 представителю от каждой страны-члена во главе с Председателем. Штаб-квартира находится в Брюсселе. Комиссия независима от национальных правительств, содействует реализации интересов ЕС, разрабатывает законопроекты и претворяет законодательные нормы; подписывает международные соглашения от имени ЕС; проводит переговоры и подписывает договоры и соглашения с третьими странами.

4)Европейский Суд является судебным органом, призванным осуществлять правовое толкование законов ЕС, содействовать единообразному толкованию одних и тех же норм национальными судами, разрешать споры между государствами, институтами, юридическими и физическими лицами ЕС. В составе – по одному судье от каждой страны. Штаб-квартира расположена в Люксембурге.

5)Финансовые институты ЕС включают Европейский инвестиционный банк (ЕИБ), Европейский инвестиционный фонд (ЕИФ) и Европейский центральный банк (ЕЦБ).

ЕИБ – один из самых старейших финансовых институтов ЕС, действует с 1958г. Главные цели – кредитование инвестиционных проектов в основном в странах с более низким уровнем экономического развития, странах-кандидатах, ассоциированных развивающихся странах АКТ, а также кредитование малого и среднего бизнеса.

ЕИФ был создан в 1994 г. для финансирования малого бизнеса на основе венчурных капиталовложений, для предоставления гарантий банкам по финансированию малого бизнеса. Он функционирует через финансовых посредников, предоставляя кредиты за счет собственных средств или под гарантию ЕИБ или ЕС.

ЕЦБ действует с 1998г. для стран «еврозоны». Проводит эмиссию единой валюты евро, проводит денежно-кредитную политику ЕС, содействует сохранению экономической стабильности в «еврозоне».

НАФТА

В Западном полушарии ведущим интеграционным объединением является Североамериканская зона свободной торговли, НАФТА, в рамках которой создана в основном зона свободной торговли. США, Канада и Мексика получают явные преимущества от участия в НАФТА, в том числе - рост конкурентоспособности национальной продукции, существенная динамика взаимной торговли, повышение инвестиционной привлекательности. Вместе с тем, есть и издержки от участия в соглашении, прежде всего для мексиканской экономики, имеющей более низкий уровень развития по сравнению с экономическим уровнем США и Канады, менее емкий внутренний рынок, более низкий среднедушевой ВВП.

Несмотря на сохраняющиеся проблемы, все три страны положительно оценивают итоги членства в НАФТА и стремятся расширить членство в других интеграционных группировках.

Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН)

В АТР из числа интеграционных объединений выделяется Ассоциация стран Юго-Восточной Азии (АСЕАН), объединяющая 10 стран - Сингапур, Малайзию, Таиланд, Индонезию, Филиппины, Бруней, Вьетнам, Лаос, Камбоджу, Мьянму. За несколько десятков лет функционирования (с 1967г.) Ассоциация прошла качественную (от зоны преференциальной торговли до зоны свободной торговли) и количественную эволюцию (число стран возросло с 5 до 10).

Основные цели АСЕАН, определенные Бангкокской декларацией 1967г.: военно-политическая стабилизация в Юго-Восточной Азии; создание таможенного союза, содействие экономическому росту стран.

В 1992г. на саммите в Сингапуре принято решение о формировании зоны свободной торговли АФТА (ASEAN Free Trade Agreement – AFTA) в течение 15 лет (в последующие годы конечной датой был назван 2000г. для шести более развитых стран – Сингапура, Малайзии, Таиланда, Филиппин, Индонезии и Брунея).

Стратегическая цель АФТА – повышение конкурентоспособности стран-членов на основе устранения торговых барьеров, роста привлекательности для зарубежных инвестиций, достижения экономической эффективности в регионе. Ее основные направления включают: (1) сокращение ставок пошлин до 0-5 % на промышленную и сельскохозяйственную продукцию, за исключением продукции нефтехимии, автомобилестроения, металлургии; (2) введение общего эффективного преференциального тарифа для взаимной торговой либерализации; (3) гармонизацию национальных стандартов в соответствии с международными нормами; (4) ликвидацию количественных ограничений во взаимной торговле промышленными товарами; (5) введение принципа взаимного признания в отношении сертификатов качества; (6) координацию макроэкономической политики; (7) либерализацию взаимной торговли услугами.

Еще несколько крупных региональных группировок:

МЕРКОСУР

В Латинской Америке наиболее известным интеграционным объединением является Южноамериканский общий рынок, МЕРКОСУР. В его составе 5 стран – Бразилия, Аргентина, Венесуэла, Парагвай и Уругвай. На правах ассоциированных членов участвуют пять государств: Чили (1996г.), Боливия (1997г.), Перу (2003г.), Колумбия (2004г.), Эквадор (2004г.).

Наблюдателем является Мексика, находящаяся в процессе присоединения в качестве ассоциированного члена. С 1995 г. МЕРКОСУР функционирует как таможенный союз, на перспективу поставлена цель формирования общего рынка, осуществлению которой препятствуют объективные и субъективные дезинтегрирующие факторы. Основными задачами объединения являются обеспечение свободного перемещения товаров, услуг, капитала и рабочей силы, однако даже после 20 лет существования объединение так и не достигло целей создания общего рынка.

Несмотря на то, что страны-члены формально договорились о свободном перемещении товаров и услуг, каждая страна оставляет за собой право исключать те или иные продукты или сектора с целью защиты национальных производителей.

В рамках Меркосур также существует ряд соглашений, регулирующих вопросы обменного курса, инвестиций, налогообложения, образовательных обменов. Целью данных соглашений является гармонизация норм и правил регулирования в различных областях и стимулирование взаимной кооперации. В 2002 г. страны Меркосур, а также Боливия и Чили установили «свободную резидентскую зону», позволяющую гражданам получать вид на жительство и право работать по упрощенной процедуре без визы.

В целом, негативное влияние на углубление интеграционных процессов в Меркосур оказывают дезинтегрирующие факторы: (1) экономическая дифференциация по объему ВВП в целом и в расчете на душу населения, (2) разрыв в уровнях экономического развития; (3) противоречия в отношении формы экономической интеграции (Бразилия выступает за таможенный союз, а Аргентина и Парагвай - зону свободной торговли); (4) сохранение нетарифных ограничений во взаимной торговле.

В качестве перспективы развития интеграционного процесса в Меркосур и в Южной Америке можно считать решение о формировании Южноамериканского сообщества наций, главным инициатором которого стала Бразилия (еще в 1994г. предложившая образовать Южноамериканскую зону свободной торговли за счет формирования зоны свободной торговли между ведущими интеграционными группировками региона – Меркосур, Андского Сообщества, Карибского Сообщества и Центральноамериканского общего рынка).

Азиатско-Тихоокеанское Экономическое сотрудничество (АТЭС)

Форум Азиатско-Тихоокеанское экономическое сотрудничество (АТЭС) стал первой в АТР межправительственной экономической организацией, в составе которой 21 экономика, расположенные по обе стороны Тихого океана – в Северо-Восточной и Юго-Восточной Азии, в Северной и Южной Америке, а также на юге Тихого океана. В рамках АТЭС действуют как интегрирующие (динамичный экономический рост, высокий уровень экономической взаимозависимости), так и дезинтегрирующие факторы (огромный разрыв в уровнях развития, в среднедушевых ВВП, в емкости внутренних рынков, различия политических систем и культурологических истоков), что определяет своеобразие подхода к формированию зоны свободной торговли и инвестиций к 2010-2020 гг.

Цели деятельности Форума определены в Сеульской декларации (1991 г.): (1) содействие экономическому росту стран; (2) укрепление многосторонней системы торговли с учетом высокой экономической взаимозависимости стран-участниц; (3) проведение торговой и инвестиционной либерализации.

На филиппинском саммите (1996 г.) была принята Манильская программа действий (МАПА) как комплексный пакет мер по достижению стратегический цели формирования Азиатско-Тихоокеанского Экономического Сообщества (АТЭС). Она включает три раздела: (1) индивидуальные планы действий (ИПД) каждой страны-участницы; (2) коллективный план действий (КПД) АТЭС; (3) развитие экономического и технического сотрудничества.

ИПД предусматривают меры по либерализации торговли и инвестиций в 16 областях, в частности, по таможенным пошлинам, нетарифным барьерам, услугам, инвестициям, политике конкуренции, правительственным закупкам, урегулированию споров, миграции предпринимателей, национальным стандартам.

КПД включают направления торговой и инвестиционной либерализации, а также содействие формированию более благоприятного предпринимательского. Среди уже выполненных мер можно выделить: упрощение и гармонизацию процедур таможенной очистки; гармонизацию таможенных номенклатур, разработку компьютерной базы данных по таможенным пошлинам; сокращение административных формальных на пути миграции предпринимателей на основе введения единого миграционного документа.

Экономическое и техническое сотрудничество (ЭКОТЕК) - третье ведущее направление деятельности АТЭС. Главная цель - сокращение разрыва в уровнях экономического развития стран-участниц, в среднедушевых доходах, в технологическом и промышленном потенциалах для достижения сплоченности стран-членов.

СНГ

Страны постсоветского пространства образовали несколько интеграционных объединений: Содружество независимых государств, Союзное государство России и Беларуси, Евразийское экономическое сообщество, ГУАМ. Несмотря на объективные интегрирующие факторы (высокий уровень экономической взаимозависимости, традиционность развития взаимных экономических связей, сложившаяся транспортная и иная инфраструктура) интеграционные тенденции характеризуются как квазиинтеграционные; подписано большое количество соглашений и прочих документов, которые часто не выполняются.

Распад СССР как единого государства привел к образованию Содружества Независимых Государств (СНГ), соглашение о котором было подписано Россией, Белоруссией и Украиной 8 декабря 1991 г.8 21 декабря 1991 г. в Алма-Ата подписаны Протокол к Соглашению о создании СНГ и Алма-Атинская Декларация. Документы подписали Азербайджан, Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Молдова, Российская Федерация, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан и Украина, позже присоединилась Грузия. В Алма-Атинской Декларации Соглашение о создании Содружества Независимых Государств от 8 декабря 1991 года основной акцент сделан на развитии экономического сотрудничества в целях создания общего экономического пространства.

24 сентября 1993 г. страны СНГ подписали еще один важный документ: Договор о создании Экономического союза, предусматривающий поэтапное формирование экономического союза. Намечалось на первом этапе сформировать зону свободной торговли на основе ликвидации таможенных пошлин, гармонизации таможенного законодательства, упрощения таможенных формальностей; унификации таможенных документов, поэтапного сближения транспортных тарифов. Второй этап предусматривал создание таможенного союза за счет введения единого внешнего тарифа и проведения общей внешнеторговой политики в отношении неучаствующих стран. На третьем этапе стороны должны были достичь общего рынка, а на четвертом - валютного союза на основе общей денежно-кредитной и валютно-финансовой политики, согласования налоговой политики.

Фактически, Договор об Экономическом союзе подвел общую правовую базу под интеграционные тенденции в рамках СНГ, заменив многочисленные соглашения, регулировавшие отдельные направления и сферы взаимных связей. Спустя год 15 апреля 1994 г. страны СНГ подписали Соглашение о создании зоны свободной торговли в целях поэтапной реализации Договора об экономическом союзе.

В 2005 г. взаимный товарооборот стран СНГ составил 61,7 млрд.долл., а доля взаимного экспорта в совокупном экспорте снизилась с 20,0% до 18,1% за 2000-2005 гг. Для отдельных стран взаимная торговля в СНГ имеет приоритетное значение, в частности, доля СНГ в экспорте Молдовы – 50,5%, Кыргызстана – 45,1%, Туркменистана – 45,5%, Беларуси – 44,2%, тогда как в экспорте России – 13,8% в 2005 г. (более подробно см.14.3).

Практика показывает, что подавляющее большинство (90%) подписанных соглашений в рамках СНГ не выполняются, в том числе и важный Договор 1993 г.

В целом, странам СНГ не удалось реализовать намеченные интеграционные планы ни в рамках всего Содружества, ни в рамках отдельных интеграционных объединений (исключением служит ЕврАзЭС). Правовые документы, заложившие основу СНГ и других интеграционных объединений, носят декларативный характер и не подкреплены реальными мерами по достижению интеграционных целей. Сказываются экономические и политические причины объективного и субъективного характера. Среди них – разноплановые геополитические интересы; стремление сократить экономическую и политическую зависимость от России; различия в хозяйственных механизмах; расчет на экономическую и финансовую поддержку со стороны России, прежде всего, в отношении занижения цен на энергоносители, что не соответствует российским интересам, нацеленным на развитие равноправного и справедливого экономического сотрудничества на рыночных условиях.

(Кратенько)

Организация Объединенных Наций — международная организация государств, созданная в 1945г. в целях поддержания и укрепления мира, безопасности и развития международного сотрудничества. Главными органами ООН являются Генеральная Ассамблея ООН, Совет Безопасности ООН, Экономический и Социальный совет ООН, Совет по Опеке ООН, Международный суд ООН и Секретариат ООН. Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО, англ: United Nations Educational, Scientific and Cultural Organization) — созданное в 1946г. специализированное учреждение ООН, содействующее осуществлению целей всеобщего образования, развитию культуры, сохранению всемирного природного и культурного наследия, международному научному сотрудничеству, обеспечению свободы прессы и коммуникации.

Европейское экономическое сообщество (ЕЭС)— наименование Европейского союза до 1994г. Европейское сообщество основано по Римскому Договору 1957г. как общий рынок шести европейских государств. Европейский Союз — экономическая ассоциация 15-ти стран Европы. В ЕС создан единый внутренний рынок, сняты ограничения на свободное перемещение товаров, капиталов, рабочей силы между странами, образована единая валютная система с единым руководящим денежно-кредитным учреждением. Организация стран-экспортеров нефти (ОПЕК, англ: Organisation of the Petroleum Exporting Countries) — картель (объединение предпринимателей), образованная в 1960г. некоторыми странами-производителями нефти с целью координации политики нефтедобычи и контроля за мировыми ценами на сырую нефть. ОПЕК устанавливает квоты на объемы производства нефти.

Всемирная торговая организация (ВТО) — основанная в 1995 году глобальная международная организация, которая занимается правилами международной торговли. Основу ВТО составляют соглашения, согласованные, подписанные и ратифицированные большинством стран-участниц международной торговли. Цель ВТО — помощь производителям товаров и услуг, экспортерам и импортерам в ведении их бизнеса. ВТО является преемником ГАТТ.

Ассоциация Государств Юго-Восточной Азии (АСЕАН) — созданная в 1967г. региональная организация, в состав которой вошли Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд, Филиппины и Бруней. Цели АСЕАН — ускорение экономического роста, социального прогресса и культурного развития стран, установление мира в регионе.

Организация Североатлантического Договора (НАТО, англ: North Atlantic Treaty Organization) — военный политический союз, созданный по инициативе США на основе Североатлантического договора, подписанного в апреле 1949 года в Вашингтоне США, Великобританией, Францией, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Канадой, Италией, Португалией, Норвегией, Данией, Исландией. Официальная цель НАТО — обеспечение безопасности миролюбивых государств, поддержание всеобщего мира.

Большая семерка — группа наиболее развитых в экономическом отношении стран: США, Япония, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Канада. В начале 1990-х гг. на долю стран большой семерки приходилось свыше 50% мирового ВНП и промышленного производства, свыше 25% сельскохозяйственной продукции.

Выше говорилось о «сжатости», «спрессованное» современного мира как предпосылке появления геополитики в качестве самостоя­тельной дисциплины. Еще совсем недавно, каких-нибудь пятьдесят лет назад, наиболее важной с точки зрения политической, экономи­ческой и стратегической была европейская зона. Результат силовой борьбы в ней воздействовал на баланс сил во всех других значимых для нее регионах мира. При этом раскладе все же оставались уголки земного шара, достаточно удаленные, куда звуки европейских поли­тических и военных битв едва доносились. За эти пятьдесят лет кар­тина существенным образом изменилась. Сегодня ни одна часть планеты не может жить в изоляции от других частей. Регионы, отдель­ные государства сохраняют, конечно, свою автономность, но они уже не изолированы. Международные отношения из регионально-центричных превратились в глобальные; силовые столкновения между великими державами в одном месте планеты вызывают, как правило, силовые подвижки и изменения в других местах; геополитические перемены в одной части земного шара эхом прокатываются по всей Земле, порождая в той или иной ее части никем до той поры не пред­полагавшиеся реакции и сдвиги. В условиях возросшей политиче­ской, экономической и военно-стратегической взаимозависимости, которую вполне можно связать с географическим «уплотнением» про­странства, ни один регион мира не является слишком отдаленным, чтобы не представлять стратегической значимости, и слишком изоли­рованным, чтобы остаться вне силовых политических расчетов.

И тем не менее даже в этом мире высокой и многосторонней взаи­мозависимости остаются политически приоритетными определенные географические регионы, как бы концентрирующие в себе основную массу мировой политической энергии. Хорошо это видно не на пло­ской, а на сферической карте мира. Если взять за основу полюсную проекцию, то явственно выделяется одна существенная особенность, а именно концентрация земельных масс в Северном полушарии и их звездное расхождение от полюса как центра в нескольких направле­ниях: по направлению от Северного полюса к Африке и крайней юж­ной ее точке — к мысу Доброй Надежды; к Южной Америке и, соот­ветственно, к мысу Горн и, наконец, к Австралии — к мысу Луин. На этой карте хорошо заметно, что северные континенты с точки зрения океанических расстояний находятся гораздо ближе друг к другу, чем континенты южные. Евразийская земная масса, северные берега Аф­рики и Австралии образуют три концентрические зоны, участвую­щие в мировой политике в понятиях следующих геополитических реалий:

1) хартленд северного континента;

2) окружающая буферная зона с маргинальными морями и

3) удаленные от центра Африканский и Австралийский континенты.

Эта проекция показывает также, что северная половина Западного полушария и евразийская континентальная масса фактически обра­щены друг к другу через три водных бассейна: Северный Ледовитый, Атлантический и Тихий океаны. Географическая реальность подкре­пляется тут реальностью политической: отношения между Северной Америкой и двумя сторонами Евразийского континента суть базо­вые линии современной мировой политики, тогда как отношения ме­жду Южной Америкой, Австралией и Африкой политически мало-значимы. Таков в общем вывод геополитика Спайкмена, и с ним, с учетом некоторых несущественных поправок, можно в принципе согласиться.

Все содержательные геополитические концепции современности так или иначе исходят из признания этих географических реально­стей. Концепция Маккиндера и Фэргрива, равно как и немецкие гео­политические доктрины, во многом еще европоцентричны, посколь­ку создавались в начале века, когда политической осью мира была Европа, а Соединенные Штаты пребывали еще в состоянии изоляции. Но и они уже не могли полностью абстрагироваться от простер­шегося с запада на восток огромного континентального массива, получившего название хартленда. Хотя и обозначенный почти во всех геополитических схемах, он все же не обрел в них четко определенного места. Хартленд пугал 'своими размерами, он был несопоставим с небольшой пространственной массой Западной и Центральной Ев­ропы, отягощенной слишком большой и не соответствующей ее раз­мерам политической энергией. Огромная, чем-то таинственная масса земли к востоку от Центральной Европы рождала у многих непонят­ные и тревожные предчувствия, вылившиеся, в частности, в зна­менитое маккиндеровское определение. Выше отмечалось, что кон­цепция Маккиндера появилась на свет несколько преждевременно: хартленду недоставало в то время «контрагента», адекватного проти­вовеса. Им не могла быть даже Европа, а тем более Англия, чьи инте­ресы, по сути дела, и выражала его формула — она была для нее слишком просторна.

Наши рекомендации