Политико-географическое (геополитическое) положение
Категория географического положения, характеризующая положение того или иного
пространственного объекта по отношению к другим, очень широко применяется в географии.
Эта категория имеет несколько разновидностей: физико-географическое положение,
экономико-географическое положение (ЭГП), транспортно-географическое положение. В
системе политико-географических знаний на первое место выдвигается политико-
географическое положение (ПГП).
Между категориями ЭГП и ПГП нет абсолютно четкой границы. Так, положение той или
иной страны или региона по отношению к важнейшим экономическим центрам, мировым
транспортным и торговым путям, интеграционным группировкам, туристским потокам имеет
значение не только для экономической, но и для политической географии. Ведь их
безопасность, нормальное функционирование в конечном счете зависят от политической
ситуации в мире. В качестве примера выгодного сочетания ЭГП и ПГП можно привести малые
страны и территории, относящиеся к числу «квартиросдатчиков» или «посредников», ныне
занимающих значительное место в международном географическом разделении труда
(Сингапур, Багамы и др.). Пример гораздо менее выгодного сочетания ЭГП и ПГП являют
собой страны, не имеющие выхода к открытому морю.
Что касается самого определения ПГП, то, по М. М. Голубчику, политико-географическое
положение – это положение объекта (страны, ее части, группы стран) по отношению к другим
государствам и их группам как политическим объектам. ПГП государства в широком смысле –
это комплекс политических условий, связанных с географическим положением страны
(региона), выражающийся в системе политических взаимоотношений с окружающим миром.
Эта система подвижна, на нее воздействуют процессы и явления, происходящие как в
окружающем пространстве, так и в самом изучаемом объекте.[16]
Принято различать макро-, мезо– и микро-ПГП.
Макро-ПГП страны или региона – это их положение в системе глобальных политических
взаимоотношений. Его оценивают в первую очередь в зависимости от положения страны
(региона) по отношению к основным военно-политическим и политическим группировкам,
очагам международной напряженности и военных конфликтов (горячим точкам),
демократическим и тоталитарным политическим режимам и т. д. Макро-ПГП – историческая
категория, изменяющаяся во времени. Для доказательства этого утверждения можно сравнить
обстановку в мире в период «холодной войны» и после ее окончания.
Мезо-ПГП – это обычно положение страны в пределах своего региона или субрегиона. При
его оценке особую роль играет характер непосредственного соседства, которое, в свою очередь,
определяется прежде всего политическими взаимоотношениями. Для иллюстрации достаточно
привести, с одной стороны, примеры отношений между ФРГ и Францией, США и Канадой,
Японией и Республикой Корея, Россией и Финляндией, а с другой – примеры отношений между
Израилем и соседними арабскими странами, между Ираком и Ираном, Индией и Пакистаном,
США и Кубой. В период, когда в ЮАР господствовал расистский режим, соседние с этой
страной государства называли прифронтовыми.
Под микро-ПГП страны обычно понимают выгодность или невыгодность (как с
политической, так и с военно-стратегической точки зрения) расположения отдельных участков
ее границы, характер соприкосновения пограничных районов с сопредельными государствами.
Рис. 8. Геополитическое положение России (по Е.Л.Плисецкому)
Анализу нового геополитического положения России (после распада СССР) посвящено
большое число работ. Их авторы отмечают, что общие потери России на мезо– и микроуровне
оказались очень большими, как в плане разрушения прежнего единого политического и
экономического пространства, потери значительной части демографического, экономического и
научно-технического потенциала, увеличения «северности» всей страны и в значительной мере
отгораживания ее от Балтийского и Черного морей, так и в сугубо геополитическом аспекте.
Немало геополитических проблем возникло в отношениях России с ближним зарубежьем,
т. е. с другими странами СНГ. На западной границе это в меньшей степени относится к
Белоруссии, с которой в 1999 г. Россия подписала Союзный договор о создании единого
государства, но в гораздо большей – к Украине и Молдавии (Крым и Севастополь,
Черноморский флот, статус Приднестровья, тарифы за перекачку российских нефти и
природного газа в зарубежную Европу). После вступления стран Балтии и Польши в НАТО
возникли новые трудности в организации сухопутных связей с Калининградской областью. На
южной границе произошло некоторое охлаждение отношений с Азербайджаном и в
особенности с Грузией (разногласия по вопросу о путях транспортирования каспийской нефти,
о статусе Абхазии и Южной Осетии, о российских военных базах и т. д.). На Юго-Востоке не
может не беспокоить усиливающееся военное присутствие США в некоторых республиках
Средней Азии. Немалое политическое потрясение испытали в последнее время и те из стран
СНГ, где произошли «революция роз» (Грузия), «оранжевая революция» (Украина),
«революция тюльпанов» (Киргизия).
C этому перечню проблем нужно добавить необустройство части государственных границ
страны, поскольку многие из них фактически «вынесены» на рубежи бывшего СССР.
Российские пограничники остаются, например, на границе Таджикистана с Афганистаном,
тогда как на собственных границах России со странами СНГ пограничный и таможенный
контроль не такой жесткий. Нельзя забывать и о том, что общая протяженность границ России
составляет 60,9 тыс. км и что очень многие субъекты Федерации (почти половина) после
распада СССР стали пограничными территориями.
Еще больше геополитических проблем связано с дальним зарубежьем. На западных
рубежах России бывшие социалистические страны быстро переориентировались в своих
политических предпочтениях. «Продвижение НАТО на Восток» означает включение этих стран
в западные политические и военные структуры, а вхождение их в Европейский союз – и в
экономические структуры. В странах Балтии осуществляется дискриминация этнических
русских, выдвигаются территориальные претензии к России. В Польше и Чехии создаются
элементы противоракетной обороны Запада. На Юге и Юго-Востоке исламские государства
стремятся к вовлечению в свою орбиту бывшей советской Средней Азии и Азербайджана;
сложная обстановка сложилась на границе с Афганистаном. На Дальнем Востоке положение
России стало более стабильным, несмотря на спор с Японией из-за Курильских островов.
Попытки отразить геополитическое положение России на карте встречаются не так часто,
но все же они есть (рис. 8).
В качестве своего рода комментария к этой карте можно привести краткую характеристику
геополитического положения отдельных частей современной России, данную академиком А. Г.
Гранбергом: «Специфика геоэкономического и геополитического положения России в