Раздел 4 Понятийный и категоричный аппарат теории государства и права

Словарь понятий и определений

по дисциплине «Теория государства и права»

Раздел 1 Методологические основы научного понимания государства и права, государственно-правовых явлений

1 Теория государства и права как наука - это наука о закономерностях возникновения, развития и функционирования государства и права.

2 Предмет теории государства и права - это стороны и процессы государственно-правовой жизни: процесс возникновения, становления, развития государства и права - общие закономерности данного процесса; взаимосвязь государства и права; их характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты; место и роль государства и права в жизни общества и в его политической системе; право, правосознание, законность и конституционность; законодательный процесс и его отдельные стадии; правомерное поведение, правонарушение и юридическая ответственность.

3 Метод теории государства и права - это совокупность приемов, средств и способов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

4 Методология теории государства и права - это система принципов и методов изучения общих закономерностей возникновения, становления и развития государственно-правовых явлений.

Раздел 3 Взаимосвязь государства, права и иных сфер жизни общества и человека

1. Политическая система общества - это устойчивая форма человеческих отношений, с помощью которой принимаются и проводятся в жизнь авторитарно-властные для всех членов общества или для их части решения.

2. Нормативная основа политической системы общества – это формы регулирования политических отношений, обеспечивающих определенный уровень общественной организованности, стабильности и устойчивости как политических институтов, так и всей системы в целом.

3. Правовой статус личности - это юридически закрепленное положение личности в государстве и обществе.

Раздел 4 Понятийный и категоричный аппарат теории государства и права

1. Государство – это особая организация публичной, политической власти господствующего класса (социальной группы, блока классовых сил, всего народа), располагающая специальным аппаратом управления и принуждения, которая, представляя общество, осуществляет руководство этим обществом и обеспечивает его интеграцию.

2. Сущность государства – главное определяющее свойство, ради которого оно было создано и существует в обществе.

3. Суверенитет государства означает, во-первых, верховенство государственной власти внутри страны, и, во-вторых, независимость её на международной арене.

4. Форма государства – это способы организации и осуществления государственной власти.

5. Форма правления - это такая форма государства, в которой отражены порядок образования, структура и полномочия высших и местных государственных органов, порядок взаимоотношений их друг с другом.

6. Монархия - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется единолично и переходит, как правило, по наследству.

7. Республика - это такая форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми населением на определенный срок.

8. Форма государственного устройства – это национальное и административно-территориальное строение государства, которое раскрывает характер взаимоотношений между его составными частями, между центральными и местными органами и государственной власти.

9. Унитарное государство – это простое единое государство, не имеющее в своём составе иных государственных образований (Франция, Швеция, Турция).

10. Федерация - это сложное союзное государство, возникающее в результате объединения ряда государств или государственных образований, обладающих относительной политической самостоятельностью (США, Россия, Германия и пр.).

11. Конфедерация – это постоянный союз суверенных государств, созданный для достижения каких-либо общих целей.

12. Политико-правовой режим государства - это совокупность политико-правовых средств и способов осуществления государственной власти, выражающих её содержание и характер.

13. Демократический режим - это государственный режим, основанный на признании народа в качестве источника власти, его права участвовать в управлении делами общества и государства и наделении граждан достаточно широким кругом прав и свобод.

4. Антидемократический режим – это режим, основанный на попирании прав и свобод человека и установлении диктатуры одного человека или группы лиц.

5. Функции государства - это основные направления его деятельности, вытекающие из его сущности и роли в общественной жизни.

6. Форма осуществления функций государства -это упорядоченная по своим внешним свойствам деятельность государственных органов, через которые реализуются функции государства.

7. Механизм (аппарат) государства - это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

8. Государственный орган (орган государственной власти) - это структурный элемент механизма государства, обладающий властными полномочиями в определенных областях и сферах государственной деятельности.

9. Правовое государство – это такая форма организации публичной власти, которая действует и развивается в рамках права (правового закона) в целях обеспечения прав и свобод личности.

10. Гражданское общество – это автономная и непосредственно не зависящая от государства сфера общественных отношений, т. е. система экономических, духовных, культурных, нравственных, правовых, религиозных и других отношений индивидов, свободно и добровольно объединившихся в различные организации и союзы для удовлетворения своих духовных и материальных потребностей и интересов.

11. Социальные нормы - общепризнанные правила, образцы поведения, стандарты деятельности, обеспечивающие упорядоченность, устойчивость и стабильность социального взаимодействия индивидов и групп.

12. Норма права (в субъективном смысле) – это мера возможного поведения субъектов права.

13. Юридическая обязанность – это мера должного поведения субъекта права.

14. Норма права (в объективном смысле) – это правило поведения, установленное, обеспечиваемое, охраняемое государством, и регулирующее существенное общественное отношение.

15. Право - это система правил поведения, установленная, обеспечиваемая, охраняемая государством, и регулирующая существенные общественные отношения.

16. Принципы права – это основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования.

17. Сущность права - это главная, внутренняя, относительно устойчивая качественная характеристика права, которая отражает природу и назначение его в жизни общества.

18. Источники (формы) права - способ, с помощью которого закрепляются (находят внешнее выражение) нормы права.

19. Нормативный правовой акт - письменный официальный документ установленной формы, предназначенный для установления, изменения или отмены правовых норм; это акт правотворческого органа, содержащий правовые нормы.

20. Юридический прецедент - это решение по конкретному судебному или административному делу, ставшее образцом для решения аналогичных дел в будущем.

21. Система права – это внутренняя структура права, элементы которой (отрасли права, подотрасли права, институты права, субинституты права, нормы права) находятся во взаимодействии и взаимосвязи.

22. Отрасль права - совокупность правовых норм, регулирующая определенную сферу общественных правоотношений.

23. Предмет правового регулирования – это совокупность качественно однородных отношений, выступающих объектом правового регулирования.

24. Метод правового регулирования - совокупность своеобразных приемов юридического воздействия, их сочетание, характеризующее использование применительно к регулируемым отношениям специфического «набора» юридических средств.

25. Система законодательства - это совокупность действующих на территории данного государства нормативно-правовых актов.

26. Правотворчество - это процесс осуществления юридически значимых действий по подготовке, принятию и опубликованию нормативных правовых актов, которые процессуально оформлены, юридически опосредованы, носят официальный характер.

27. Систематизация законодательства - это целенаправленная деятельность государственных органов и частных лиц по приведению источников права в единую, упорядоченную систему.

28. Юридическая техника - совокупность методов, средств и приемов, используемых в соответствии с принятыми правилами при выработке и систематизации нормативно-правовых актов для обеспечения их совершенства.

29. Реализация права – это претворение предписаний позитивного права в жизнь посредством правомерного поведения субъектов.

30. Применение права – это властно-организующая деятельность компетентных органов и лиц, обеспечивающих в конкретных жизненных случаях реализацию юридических норм гражданами и их объединениями.

31. Пробелы в праве - это отсутствие правовой нормы при разрешении конкретных жизненных случаев, которые охватываются правовым регулированием и должны быть разрешены на основе права.

32. Аналогия закона - решение конкретного дела (спора) при наличии пробела на основании сходной, наиболее близкой по содержанию нормы.

33. Аналогия права - решение конкретного неурегулированного правом случая на основании общих начал и смысла законодательства.

34. Юридическая коллизия - это расхождение или противоречие между нормативно-правовыми актами, регулирующими одни и те же или смежные правоотношения, а также между компетенцией органов власти.

35. Толкование права - это интеллектуальный процесс, направленный на, во-первых, выявление смысла норм права самим интерпретатором (уяснение) и, во-вторых, доведение этого смысла до сведения других заинтересованных лиц (разъяснение).

36. Правоотношение – это общественное отношение, регулируемое нормами права, участники которого обладают взаимными правами и несут взаимные обязанности.

37. Юридический факт – это конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого связывают возникновение, изменение, прекращение правоотношений.

38. Правомерное поведение – это одна из разновидностей социального поведения людей, строгое и неуклонное следование содержащимся в нормах права правовым требованиям и велениям.

39. Правонарушение – это виновное противоправное деяние (действие или бездействие), противоречащее требованиям правовых норм и совершённое праводееспособным (деликтоспособным) лицом или лицами. Влечёт за собой юридическую ответственность.

40. Юридическая ответственность - это применение мер государственного принуждения к виновному лицу за совершенное правонарушение.

41. Механизм правового регулирования - совокупность юридических средств (нормы права, субъективные права и юридические обязанности, юридические факты, властные акты правоприменительных органов, организационная деятельность государства и его органов), с помощью которых осуществляется правовое регулирование общественных отношений.

42. Законность – это политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

43. Правопорядок - это состояние общественных отношений, при котором обеспечивается соблюдение закона и иных правовых норм, одна из составных частей общественного порядка.

44. Правовое сознание - это одна из форм, видов общественного сознания, в котором выражается отношение людей к юридической действительности, к правовой материи.

45. Правовая идеология – это совокупность идей, теорий, концепций, в которых выражено отношение к праву

46. Правовая психология - настроения, чувства, переживания, в которых выражено отношение к действующему праву.

47. Правовой нигилизм – это отрицание права как социального института, системы правил поведения, которая может успешно регулировать взаимоотношения людей.

48. Правовой идеализм - гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

49. Правовое воспитание – это основанная на дидактических принципах правовой педагогики деятельность органов и учреждений государства, трудовых коллективов и общественности по формированию и развитию у индивидов и социальных групп населения правосознания, качеств, обеспечивающих их высокоэффективное функционирование в сфере правового регулирования и способствующих укреплению законности и правопорядка, развитию демократии, созданию прочного нравственно-правового климата в обществе.

50. Правовая культура – это вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Наши рекомендации